Роберт Экельман: “Наш главный конкурент - невежество”

В ближайшие 5 лет российский компьютерный рынок станет вторым в Европе после немецкого

Владимир Митин

В последние дни марта генеральный менеджер корпорации Intel по странам Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) Роберт Экельман (Robert Eckelmann) в рамках планового объезда своих владений посетил Москву. Это его первый официальный визит после вступления в новую должность 19 января.

Посетив ряд московских партнеров, Р. Экельман выступил перед журналистами деловых и компьютерных изданий с большим обзорным докладом, носившим характер проповеди,  -  вероятно, потому, что до работы в Intel и Министерстве торговли США г-н Экельман получил дипломы в области международных отношений, химии и богословия.

Динамика роста ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Internet (среди населения старше 16 лет), %

Доклад назывался “Технологический скачок: компьютеризация и малый бизнес в России” и в основных моментах повторял выступление в Ганновере, на недавней выставке CeBIT’98.

Генеральный менеджер высоко оценил потенциал российского компьютерного рынка. По его мнению, в ближайшие 5 лет Россия выйдет на второе место в Европе по объему продаж ПК, уступив только Германии. Столь оптимистические оценки основываются на том, что в России 900 тыс. малых предприятий, но лишь половина из них оснащена компьютерами. И только половина из этой половины имеет полноценный выход в Internet.

По данным РОЦИТ, доступ в Internet имеют лишь около миллиона россиян, т. е. менее 1% населения, что на порядок меньше, чем в других развитых странах.

Учитывая рыночные перспективы, Intel поддерживает тесные связи примерно с 1200 отечественными компьютерными сборщиками. По мнению корпорации, на долю этих фирм приходится около половины продаваемых в нашей стране компьютеров.

Теперь посмотрим на Европу, в которой свыше 10 млн. малых предприятий с числом работающих от 1 до 9 человек, около 1 млн. фирм с числом сотрудников от 10 до 50 и около 100 тыс. компаний, в которых трудятся от 50 до 100 человек. По словам Экельмана, 56% торгового оборота приходится на 58 млн. человек, занятых в малом бизнесе. То есть роль этого сектора весьма внушительна.

По данным IDC, 40% ПК в Старом Свете используются в крупном (свыше 100 работающих) бизнесе, остальное приблизительно поровну делят образовательные и государственные учреждения и малый бизнес. Компьютер работает лишь в 40% малых предприятий (вот он консерватизм!) и только четверть компьютеризированных фирм используют локальные сети.

Термин “вычислительная техника” г-ну Экельману не нравится, поскольку компьютер сегодня  -  это не столько вычислительное устройство, сколько средство общения с внешним миром.

“Наш главный конкурент  -  невежество. Только оно мешает некоторым компаниям приобретать компьютеры для расширения своего бизнеса”,  -  утверждает Роберт Экельман. Отсутствие традиций в бизнесе ведет к отсутствию консерватизма: “Российские малые предприятия, в отличие от многих предприятий процветающей Европы, очень мало сопротивляются внедрению новых технологий, и стоит лишь поработать с ними более активно, как они сами осознают необходимость использования корпоративной сети, способствующей повышению конкурентоспособности их фирм”.

Первая проповедь Роберта Экельмана в

Москве была посвящена малому бизнесу

Для успешного ведения бизнеса необходимы три вещи: умение работать с поставщиками, умение работать с клиентами и возможность постоянно контролировать расходы. Компьютеры же существенно упрощают связь с партнерами и облегчают управление финансами.

Накануне приезда Роберта Экельмана в столицу новосибирская фирма “Нонолет” неожиданно исключила Intel из числа своих поставщиков. Региональный менеджер Intel по странам Центральной и Восточной Европы Стив Чейз отметил, что разрыв отношений с “Нонолет” связан не с тем, что эта сибирская компания плохо продавала изделия Intel или плохо их рекламировала, а с тем, что она недостаточно активно стремилась завоевать большее жизненное пространство, т. е. “не построила свою фирму для будущего”.

Стив Чейз заявил, что Intel не стремится к увеличению числа дистрибьюторов в странах СНГ: их обучение требует значительных финансовых затрат, и работать с большим числом прямых партнеров неудобно. Тем более что уже есть дистрибьюторы, которые благодаря хорошо поставленной логистике и хорошему финансовому управлению делают годовой оборот свыше 40 млн. долл.

“Нонолет” был единственным сибирским дистрибьютором Intel. Теперь же огромный регион отдан на откуп московским, петербургским, рижским, минским и киевским партнерам Intel. “Мы считаем, что наши дистрибьюторы должны покрывать всю Россию, а то и все страны СНГ, а не действовать лишь в рамках своего региона”,  -  сказал мне Стив Чейз во время короткой беседы.

В российском малом бизнесе работает много людей с высоким базовым образованием. Поэтому высока и восприимчивость к новым информационным технологиям. Хотя наше государство, в отличие от других стран, малый бизнес практически никак не поддерживает. Вся надежда на Ирину Хакамаду.

У РОЦИТ есть сведения, что миллион российских пользователей Internet в прошлом году положил в карманы трехсот провайдеров 50 млн. долл. Учитывая отечественные расценки на Internet-час (1,5 - 2 долл.), можно сделать вывод, что среднестатистический отечественный пользователь проводит в Сети лишь 30 часов в год, что, конечно же, мало.

Версия для печати