Наталья Шестопалова
20 марта компания - разработчик ПО для финансовых учреждений R-Style Software Lab. провела семинар “Технология предоставления банковских услуг частным лицам”. Работникам финансовых учреждений был предложен новый программный продукт RS-Retail, созданный в сотрудничестве со специалистами Сбербанка России и предназначенный для автоматизации таких операций по оказанию банковских розничных услуг, как вкладные, ссудные, операции с ценными бумагами и пластиковыми карточками, валютно-обменные, зачисления на вклады пенсий, пособий, заработной платы и других перечислений. Данное решение, как считают разработчики, даст банкам инструмент для работы на таком огромном в нашей стране потребительском рынке и позволит им расширить спектр функций по обслуживанию населения.
Текущее состояние рынка банковских услуг, по мнению специалистов R-Style Software Lab., можно охарактеризовать как время формирования профессиональных отношений между производителями банковских услуг (коммерческими банками) и потребителями (физическими и юридическими лицами). Интерес банков к этому виду услуг обусловлен снижением доходности ряда финансовых инструментов, укрупнением банков в ходе усилившейся конкурентной борьбы, их специализацией, в том числе в сфере розничного бизнеса. Сложившаяся ситуация требует реорганизации многих бизнес-процессов и более четкого своего позиционирования на рынке банковских услуг, что подразумевает проведение сравнительного анализа доходности услуг при формировании коммерческой политики банка, предоставление новых конкурентоспособных услуг и организацию работы персонала, обеспечивающую повышение их качества и минимизацию затрат на выполнение операций.
В коммерческих банках идет накопление опыта в сфере розничного бизнеса, однако, не имея единой технологии предоставления услуг населению, при введении новой услуги они вынуждены увеличивать штат. Сбербанк же владеет такими технологиями, закрепленными в инструкциях и распространенными на всю сеть его подразделений (78 территориальных подразделений, 3 тыс. отделений и около 30 тыс. филиалов); при этом опыт управления системой такого масштаба у него тоже есть. Внутренний клиринг документов обеспечивает надежность выполнения операций, разнообразие спектра услуг (например, банк сейчас поддерживает около 40 видов вкладов), способствует привлечению все новых клиентов. Именно в силу этих факторов технологии Сбербанка были выбраны в качестве базовых при разработке бизнес-модели программного комплекса по предоставлению розничных банковских услуг RS-Retail. Она построена для двух структурных подразделений - филиала и отделения. Филиал является базовым с точки зрения привлечения и размещения средств, и отличается тем, что независимо от территориального расположения и количества работников его клиент может потребовать предоставления любой розничной услуги. Отделение банка объединяет несколько филиалов и ведет бухгалтерский учет операций, совершаемых в филиалах. В бизнес-модели системы предлагается стандартная организационно-штатная структура филиала с возможностью совмещения функций, например, кассира и контролера, кладовщика и кассира. К концу дня сформированные в филиале отчетности по всем операциям вместе с первичными документами отсылаются в отделение, где контролируется правильность выполнения операций и составляется баланс. С учетом этих функций составлена организационно-штатная структура отделения. В бизнес-модели RS-Retail предусмотрен также единый альбом форм документов в целях унификации учета и разработано положение по правилам совершения тех или иных операций, которое может быть взято за основу при разработке внутрибанковских инструкций. Интерактивный режим взаимодействия, реализованный в программных модулях, регламентирует порядок введения данных на автоматизированных рабочих местах (АРМ). В свою очередь, с рабочего места администратора осуществляется централизованное управление, АРМами: производится процедура “открытия” и “закрытия” дня, соответствующие настройки.
Продукт RS-Retail не является коробочным и требует участия специалистов компании-разработчика в его освоении. Он прошел стадию опытной эксплуатации и готов к внедрению. Программный комплекс RS-Retail включает в себя методическое обеспечение, инструкции по эксплуатации и описание технологий выполнения услуг.
Естественным образом в ходе семинара возник вопрос о разнице между подсистемой “Вклады граждан” автоматизированной банковской системы RS-Bank и комплексом RS-Retail. Заключается она в следующем: если услуги населению не являются основным видом деятельности банка, то программа “Вклады граждан” вполне удовлетворит его потребности и будет развиваться с их учетом. Если же банк ставит перед собой задачу заработать деньги на розничном обслуживании, открыв для этого много отделений и филиалов и предоставив весь спектр услуг частным и физическим лицам, то решить ее можно только с помощью продуктов, в которых заложены соответствующие технологии. Именно они и реализованы в RS-Retail, но отсутствуют в модуле “Вклады граждан”.
В целях дальнейшего развития средств для работы на рынке розничных банковских услуг компания R-Style Software Lab. планирует создание системы кредитования физических лиц, которая будет состоять из двух модулей - “Кредитный инспектор” и “Кредитный бухгалтер”. Новым направлением станет разработка технологий обслуживания банкоматов.
Телефон R-Style Software Lab.: (095) 903-6980.