И вновь за чертежную доску, чтобы сделать приложения вертикальными
Джефф Моуд
Рей Лэйн готов принять любую помощь, чтобы приложения ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) корпорации Oracle обрели более прочный фундамент, чем у его конкурентов. Он избрал довольно рискованный подход, чреватый непредсказуемыми последствиями. Любая ошибка здесь может сделать Oracle вечным вторым, и тогда пальма первенства навсегда останется за нынешним лидером рынка фирмой SAP. Однако Лэйн, президент и руководитель административной службы Oracle, видит для своей корпорации только один путь - полную структурную перестройку. Он хочет, чтобы Oracle, ворочающая полуторамиллиардными фондами, стала интегратором лучших в своем классе модулей, созданных на базе собственной технологии и нацеленных на семь вертикальных отраслей. Лэйн надеется, что в один прекрасный день ему удастся превзойти SAP и далеко оторваться от таких напористых конкурентов, как фирмы PeopleSoft и Baan.
Работа предстоит большая. Маркетинговым и консультационным службам корпорации понадобятся глубокие знания вертикальных отраслей, которых сегодня у Oracle явно недостаточно. Корпорации придется совершенствовать партнерские отношения с независимыми производителями ПО. Потребуются огромные затраты на разработку полного комплекта лучших в своем классе модулей и параллельную модернизацию базовых горизонтальных приложений - модулей Oracle Financials, Human Resources, Sales & Marketing. Чтобы справиться со всем этим, Лэйн уже направил крупные средства на создание ПО: только в нынешнем году на эти цели планируется израсходовать 675 млн. долл., что на 65% больше прошлогодних затрат. Не забывает Лэйн и о перестройке всей организационной структуры разработки приложений, предусматривающей создание групп вертикальных отраслей с собственными командами разработки и распространения продукции.
Некоторые менеджеры информационных технологий выразили уверенность, что Oracle выбрала правильный путь. “Замысел Oracle по созданию вертикальных приложений, объединяющих лучшие в своем роде модули, открывает широкие перспективы, - считает Джей Шрайнер, исполнительный директор компании Kellogg (Батл-Крик, шт. Мичиган). - Компания, специализирующаяся на средствах планирования ресурсов предприятия, не может справиться со всем самостоятельно. Необходима архитектура, обеспечивающая создание комплексных приложений”. Kellogg, сфера деятельность которой - завтраки быстрого приготовления, уже помогла Oracle в разработке вертикального пакета для производителей комплектных потребительских товаров. Сейчас эта компания стоимостью 6,5 млрд. долл. ведет экспериментальную проверку нового приложения. Уже в нынешнем году она, возможно, приступит к его развертыванию, чтобы к началу следующего тысячелетия оснастить им свои филиалы, разбросанные по всему миру.
Если все пройдет, как ожидается, Oracle сможет предложить менеджерам информационных технологий то, чего явно не хватает в сегодняшних продуктах SAP: модульные, простые в развертывании приложения, полностью нацеленные на обслуживание специфичных для каждой конкретной отрасли базовых процессов. Такая стратегия должна упрочить позиции корпорации как ведущего производителя средств планирования ресурсов предприятия. Может быть, благодаря ей удастся потеснить на рынке главного конкурента Oracle - фирму SAP, которой пока что корпорация постепенно сдает свои позиции. Но руководство Oracle прекрасно сознает, что добиться поставленной цели будет нелегко.
“Сегодня нам приходится труднее, чем нашим соперникам, - признается Нимиш Мехта, старший вице-президент Oracle по промышленным приложениям, которому поручено претворять стратегию Лэйна в жизнь. - Но мы верим, что к 2000 или 2001 г. такие приложения станут главным направлением деятельности корпорации и ключом к успеху станет наш прорыв в вертикальные отрасли индустрии”.
Однако реальных плодов перехода на новую бизнес-модель вертикальных приложений придется еще подождать. В IV квартале прошлого года (то есть сразу после проведенной Лэйном реорганизации) доход корпорации на процветающем рынке средств управления ресурсами предприятий увеличился всего на 7%. Прибыли же фирмы SAP за этот период в полновесных долларах выросли на целых 63%. Еще лучших результатов добилась компания PeopleSoft, активно наступающая на пятки Oracle: ее доход повысился на 76%. Столь скромные результаты своей корпорации Лэйн объясняет тем мощным рывком, который она сделала во II квартале предыдущего года, однако аналитики с ним не совсем согласны. По их мнению, здесь чувствуется немалое влияние и проведенной реорганизации, и подготовки к наступлению на вертикальные отрасли. В последнем квартале прошлого года Oracle упустила ряд крупных сделок. Так, корпорация General Motors для управления кадрами в глобальном масштабе избрала продукт фирмы PeopleSoft, а для управления производством - пакет SAP. Фирма PeopleSoft одержала и еще одну победу над Oracle: именно она выиграла конкурс на поставку системы управления производством, проведенный корпорацией Toyota Motor.
“Oracle решилась на полномасштабную внутреннюю перестройку, - отмечает Джим Шеферд, вице-президент по исследованиям фирмы Advanced Manufacturing Research (Бостон, шт. Массачусетс). - По существу вместо цельной системы разработки приложений она создает несколько виртуальных компаний, каждая из которых будет заниматься своей линией продуктов для одной вертикальной отрасли. В результате обычный для корпорации хаос только усугубится”. По словам Шеферда, когда нужно, например, дать ответ на поступившее предложение, корпорации с трудом удается собрать группу нужных экспертов из множества вновь созданных организаций.
Oracle - далеко не единственный крупный производитель средств планирования ресурсов предприятия, создающий свои продукты и организующий работу по вертикальным отраслевым линиям. Производители систем ERP уже четко осознали, что серьезные потребители все больший интерес проявляют именно к тем комплектам приложений, которые специально предназначены для обслуживания ключевых бизнес-процессов их отрасли. Отвечая новым потребностям, SAP организовала несколько так называемых “отраслевых центров совершенствования” (Industry Center of Excelence). В центре внимания каждой такой маркетингово-торговой организации лежит одна из основных вертикальных отраслей промышленности: телекоммуникационная, автомобильная, нефтегазовая и т. д. Baan и PeopleSoft также разрабатывают версии своих пакетов управления ресурсами предприятия для конкретных отраслей промышленности.
Однако путь Oracle в корне отличается от подхода других разработчиков. Из числа крупных производителей средств ERP только эта корпорация планирует создание продуктов для конкретных отраслей, добиться чего она хочет за счет интеграции пакетов сторонних разработчиков со своей базовой технологией. Конкуренты же корпорации по-прежнему либо разрабатывают собственные отраслевые модули, либо приобретают их у третьих фирм. SAP, например, самостоятельно создала расширение к системе R/3 для нефтегазовой промышленности. А недавно этот гигант средств ERP отказался от сделки по использованию технологий фирмы i2 Technologies (Остин, шт. Техас), отдав предпочтение созданию собственного модуля APS (Advanced Planning and Scheduling - усовершенствованное перспективное и календарное планирование) для приложений управления производственными процессами. Подобный путь избрала и фирма PeopleSoft, разработав самостоятельно вертикальное расширение для высшей школы и купив компанию Red Pepper Software, специализирующуюся на разработке средств APS. Ряд приобретений сделала в последнее время и компания Baan. Среди прочих фирм в ее собственность перешла Berclain Software, специализирующаяся на разработке ПО планирования цепочечных поставок. С помощью такого рода технологий Baan надеется снабдить свои приложения функциями, необходимыми для вертикальных отраслей. Она уже предлагает вертикальную версию своих приложений APS для авиационно-космической промышленности, в создании которых принял участие и один из ее клиентов - компания Boeing.
Объяснить приверженность конкурентов Oracle принципу “создай или купи” очень просто: такой подход дает им полный контроль над конечным продуктом и обеспечивает более тесную интеграцию между модулями планирования ресурсов предприятия. “Мы предпочитаем свести все ресурсы разработки системного ядра воедино, а экспертизу в интересах вертикальных отраслей производить на местах, поближе к потребителю”, - говорит Пауль Валь, президент фирмы SAP America.
Многим организациям нравится принцип тесной интеграции, которую им обещают SAP, Baan и PeopleSoft, а к вертикальному подходу корпорации Oracle, объединяющему лучшие в своем классе продукты, они относятся с недоверием. “Мы видим, что SAP затрачивает больше средств и обеспечивает лучшую интеграцию, чем любой другой производитель”, - отмечает Деннис Барри, вице-президент по финансам и администрированию фирмы JBL Professional (Нортридж, шт. Калифорния). Познакомившись с продуктами Oracle, этот производитель высококачественных аудиосистем все же отдал предпочтение приложениям для R/3, предназначенным для управления производством, финансами, продажами, распределением и материально-техническим обеспечением. “Проект Oracle - всего лишь маркетинговый прием, - уверен Барри. - Нам же нужна реальная интеграция всех приложений. Только она выявит все необходимые нам преимущества бизнес-процесса”.
Итак, перед Oracle стоит сложная задача. Корпорации предстоит убедить таких руководителей, как Барри, что ее подход, получивший название “архитектура лучших приложений” (architected best in class), способен обеспечить тесную интеграцию и создание независимых модулей, обладающих наивысшей отраслевой функциональностью. Такая стратегия заставляет Oracle заключать эксклюзивные сделки по разработке, маркетингу и поддержке продукции. В этот процесс вовлекаются независимые разработчики, которые в состоянии создать приложения, направленные на обслуживание ключевых бизнес-процессов в основных вертикальных отраслях. В первую очередь Oracle нацелилась на семь базовых отраслей: производство комплектных потребительских товаров, услуги дальней связи, правительственные организации, энергетику, финансовые услуги, здравоохранение и промышленное производство (в том числе автомобильное и высокотехнологичное). В последующем корпорация намерена тесно интегрировать лучшие в своем классе вертикальные приложения с собственными базовыми технологиями, среди которых - реляционные СУБД, системы управления документооборотом, архитектура NCA (Network Computing Architecture - архитектура сетевых вычислений) с использованием Web. На этом фундаменте Oracle планирует разместить и ряд своих вертикальных приложений, включая финансовые.
Задуманная Лэйном интеграция выходит далеко за рамки простого объединения разнородных приложений с помощью нескольких интерфейсов прикладного программирования. Oracle и вступившие с ней в партнерство независимые поставщики ПО полностью перестраивают свои приложения, приспосабливая их к конкретным отраслям. При этом главная задача состоит в том, чтобы не допустить функционального перекрытия и обеспечить непрерывность процесса в различных приложениях. Львиная доля работы приходится на целевые группы разработчиков Oracle, созданные для каждой из семи вертикальных отраслей, выбранных корпорацией. Количество специалистов в этих командах, по словам Лэйна, исчисляется сотнями.
Но планы Oracle не ограничиваются тесной интеграцией лучших в своем классе продуктов. В конечном счете корпорация намерена предложить менеджерам информационных технологий все, что только может им потребоваться, выступив тем самым в роли универсального поставщика. Это значит, что Oracle берет на себя комплектование, маркетинг, продажу и поддержку многофункциональных систем, а через свои консультационные фирмы - и помощь в развертывании отраслевых комплектов. Например, предоставляется гарантия в том, что все приложения в таком комплекте будут полностью совместимы между собой, кто бы их ни разработал.
Наибольшего успеха стратегия Oracle под названием “архитектура лучших приложений” достигла у производителей комплектных потребительских товаров: ее клиентами уже стали около 50 таких компаний.
Программа Oracle по объединению лучших продуктов охватывает все больше вертикальных отраслей, в нее вовлекаются все новые независимые производители ПО. При этом, как признается Лэйн, обеспечивать четкую координацию между различными разработчиками становится все труднее. Чтобы снять с себя часть этого бремени, он надеется убедить партнеров переписать коды своих приложений с использованием инструментария разработки Oracle, например Developer/2000. Таким образом, работа по их интеграции намного упростилась бы. Правда, пока Лэйн не назвал ни одного стороннего производителя, согласившегося на такое предложение.
По мнению Лэйна, усовершенствования требует и нынешняя организация разработки приложений. “Нам нужно научиться дружнее работать в одной упряжке, быстро проводить экспертизу в интересах своих клиентов”, - отмечает он. Ну что ж, все еще впереди. Oracle бросила вызов, и теперь ей остается найти пути, ведущие к достижению главной цели - созданию высококлассных средств управления ресурсами предприятия.
Oracle пробует свои силы: производство комплектных потребительских товаров
Крупные производители комплектных потребительских товаров, такие, как компания Kellogg, имеют свои особенности. Им приходится уделять много внимания продвижению своей продукции на рынок, иметь дело со сложной структурой ценообразования. Если их быстропортящаяся продукция не находит сбыта, они вынуждены забирать ее у оптовиков, возвращая им деньги. Планирование спроса требует постоянного сотрудничества с сетью розничной торговли. И ко всему этому они должны обрабатывать информацию, поступающую из самых разных источников - от считывающих устройств в магазинах до независимых исследовательских организаций.
Все это пару лет назад заставило компанию Kellogg заняться реорганизацией процесса обработки информации с заменой множества самостоятельно разработанных систем на единый комплект приложений управления ресурсами предприятия. Как вспоминает Джей Шрайнер, исполнительный директор Kellogg, он уже тогда понимал, что набор отдельных пакетов общего назначения фирму не устроит, и решил взять на вооружение лучшие в своем классе приложения, чтобы затем интегрировать их воедино. Шрайнер знал, что рискует: проблема последующей интеграции могла оказаться чересчур обременительной. Но игра стоила свеч.
“Мы твердо решили заменить самодельные приложения, хотя они неплохо справлялись со своими задачами, - рассказывает Шрайнер. - Но мы не хотели повторять пройденное”.
Kellogg остановила свой выбор на средствах обработки заказов корпорации Industri-Matematic International, на приложениях управления цепочечными поставками фирмы Manugistics Group и на ПО управления активами фирмы Indus International. Когда дело дошло до средств управления ресурсами предприятия, фирма обратилась в корпорацию Oracle. И тут оказалось, что Oracle собирается использовать разработки этих же фирм в своем новом пакете для производителей комплектных потребительских товаров, который должен объединить лучшие в своем классе приложения. Это превзошло все ожидания Шрайнера: он получал в свое распоряжение высококлассные приложения и при этом избавлялся от забот по их сопровождению. И Kellogg решилась.
Вскоре североамериканские, европейские, латиноамериканские и азиатские филиалы этого производителя завтраков быстрого приготовления уже проводили пилотное тестирование версии 2.0 комплекта Oracle CPG. К 2000 г. Kellogg, состояние которой оценивается в 6,8 млрд. долл., намерена развернуть приложения этого комплекта в глобальном масштабе. Ожидается, что таким образом фирма получит возможность оптимального выбора источников поставок и наиболее эффективного размещения производства на 35 фабриках, разбросанных по всему миру, и в результате существенно снизит свои накладные расходы.
Kellogg - лишь одна из 50 крупных компаний, которые приобрели у Oracle пакет лучших вертикальных приложений, специально предназначенный для производителей комплектных потребительских товаров. Среди других можно назвать фирмы Frito Lay, Fruit Of the Loom и Pepsi-Cola North America. Столь высокая популярность свидетельствует, что пакет CPG стал одним из наиболее успешных вертикальных продуктов Oracle на сегодняшний день. И действительно, эту модель Oracle намерена распространить на шесть других вертикальных отраслей рынка в рамках так называемой программы “архитектура лучших приложений”.
В пакете Oracle CPG исходный текст самой Oracle занимает лишь около 25%, остальные компоненты разработаны ее партнерами - фирмами IMI, Manugistics и Indus.
И хотя пока даже первые пользователи не развернули приложения Oracle CPG полностью, от этого комплекта ждут многого. Так, компания J.M. Smucker (Орвилл, шт. Огайо) рассчитывает, что, сократив благодаря применению интегрированных приложений складские запасы, снизив затраты на транспортировку и доработку продукции, она сможет экономить 10 млн. долл. в год.
Быстрый успех первого вертикального пакета Oracle частично можно объяснить тем, что Kellogg и другие его потребители сами осознали необходимость интеграции лучших в своем классе приложений. “Пока мы видим несомненный успех нового подхода, - считает Дэйвид Добрин, аналитик фирмы Benchmarking Partners (Кеймбридж, шт. Массачусетс). - Теперь вопрос в том, сумеет ли Oracle столь же блистательно распространить его и на другие вертикальные отрасли”.