Нет - программам с “бантиками”
Офис на углу
Пол Тиннирелло
Не так давно я обратил внимание на то, насколько люди пристраcтились к превращению компьютерной технологии в объект внешнего оформления. Подобно тому, как бытовые приборы и телефонные аппараты стали предметами деятельности дизайнеров-стилистов, компьютеры быстро превращаются в разукрашенные игрушки, оснащенные множеством различных аксеcсуаров. Даже в телевизионной рекламе одного из самых известных производителей микропроцессоров можно видеть танцы модно разодетых людей.
Пол Тиннирелло
Ну а если все становится предметом моды, то появляется все больше и больше программных продуктов, начиненных всевозможной мишурой и погремушками, и это не может не беспокоить. Я имею в виду не столько хитроумные звуковые эффекты или гипнотизирующие картинки, выводимые хранителями экрана, сколько вычурно раскрывающиеся окна, мерцающие и раздувающиеся пиктограммы и множество игровых эффектов, которые заполонили все программы - от текстовых процессоров до средств разработки приложений. Что же с нами происходит?
В то время как большинство квалифицированных технических специалистов упорно работали над созданием систем, удовлетворяющих реальным запросам бизнеса, часть экспертов в области ПО полагала, что людям необходимо более стильное оформление. Неужели результатом совершенствования технологии должен стать блеск зеркал и эстрадные дымовые эффекты? Надеюсь, что это не так.
Достижения в области мультимедиа играют огромную роль для ПО определенного класса, особенно для обучающих программ. Однако чрезмерное увлечение мультимедийной технологией в ПО, предназначенном для бизнеса, является, по крайней мере, глупой причудой. От систем для делового применения требуется практичность и простота в использовании, а не внешняя привлекательность.
К сожалению, чем шире распространяется мода на внешнюю эффектность ПО, тем больше пользователей ждут от важнейших в деловом отношении систем тех же самых развлекательных эффектов. Это может серьезно отвлечь силы разработчиков ПО для бизнеса, не говоря уже о дополнительных заботах при поддержке программных продуктов. Для примера взглянем на новую волну браузеров Internet, которая накатилась на настольные ПК. Давайте оставим в стороне яркие краски, рекламные картинки и извивающиеся заставки и спросим: разве новые формы экранного изображения доводят до пользователей больше информации, чем те программы, которые использовались ранее? Позволяет ли эта завораживающая взгляд графика скорее добраться до нужного Web-узла или быстрее перебросить по сети необходимые файлы? Не думаю.
Мания внешнего украшательства распространяется на пользовательские интерфейсы и всех остальных программ. Неужели для того, чтобы выполнить ту или иную команду, действительно требуется такое обилие типов, форм и расцветок кнопок?
Все это напоминает мне историю с “хвостовыми плавниками”, которыми когда-то украшались корпуса легковых автомобилей. Сначала они были простыми и довольно аккуратными. Но затем автомобильные фирмы, пытаясь перещеголять одна другую, превратили эти “плавники” в уродливые наросты. Однако в один прекрасный момент от них полностью отказались. Причина состояла в том, что функциональность в конечном счете вытеснила внешние эффекты. Мы должны набраться здравого смысла и сказать “нет” нелепому украшательству ПО, не дающему какой-либо осязаемой пользы в практической работе с компьютером. Но как это сделать, чтобы не показаться тупыми ретроградами?
Во-первых, отделы ИТ должны сформулировать определенные критерии, позволяющие идентифицировать тот или иной продукт как “высокофункциональный с умеренными внешними эффектами”, или “слабофункциональный с преобладанием внешних эффектов”. Это будет полезным при оценке необходимости перехода к новым версиям уже проверенных на практике настольных программных пакетов, операционных систем или утилит.
Пользователям ПК, занятым в сфере бизнеса, следует дать четкое представление об основных целях их работы, с тем чтобы их внимание было сконцентрировано на потребностях бизнеса, а не на компьютерных развлечениях.
И наконец, мы должны стимулировать разработчиков ПО, чтобы их усилия были направлены на серьезные задачи, а не на создание того, что трясется, гремит или перекатывается по экрану. Иногда молодые и незрелые программисты чувствуют потребность доказать свою способность предложить пользователям нечто особо пугающее или демоническое - им необходимо перерасти это.
Я не специалист по вопросам внешнего дизайна, но в то же время не могу отнести себя к типу излишне правильных или консервативно мыслящих людей. Однако я наверняка знаю, что все крупнейшие архитекторы и инженеры следовали принципу первичности содержания и вторичности формы. Разве этот принцип не справедлив и в отношении программного обеспечения?
С Полом Тиннирелло можно связаться по адресу: paulct@sprintmail.com.