Обзор
Развертывание двух универсальных средств дистанционного управления дается непросто
Кен Филлипс
На популярном сегодня рынке средств дистанционного управления появились два новых продукта. Потенциально они способны снизить стоимость владения настольными системами, но работать с ними, как и с другими подобными продуктами, по-прежнему нелегко.
ReachOut Enterprise фирмы Stac и Remote Services Management 4.2/A.1 Professional Edition компании International Software Solutions USA LC снабжены развитыми функциями дистанционного управления, однако, как показала проведенная в PC Week Labs экспертиза, им свойственны общие слабые места - сложность развертывания и управления.
Выпущенный в феврале Remote Service Management обеспечивает поддержку унаследованных систем на базе OS/2, Warp и SNA (Systems Network Architecture - архитектура сетевых систем) корпорации IBM. Кроме того, он поддерживает функции шифрования и шлюза для просмотра и соединения с хост-машиной - возможности, которые редко можно встретить в других продуктах (хотя его соперник ReachOut Enterprise оснащен программным шлюзом для DOS-машин). Однако при всех своих достоинствах версия Remote Service Management на 100 ПК стоит $13 500, то есть почти вдвое больше, чем ReachOut Enterprise, и к тому же она очень сложна в развертывании и использовании.
Лучшим вариантом для пользователей Windows может стать ReachOut Enterprise, выпущенный в конце января. Он представляет собой полностью переработанную версию ReachOut 7, которая теперь почти не зависит от используемых устройств. Правда, продукту явно недостает поддержки унаследованных платформ, например OS/2, но это с лихвой компенсируется возможностями дистанционного управления на основе Web-браузера. Да и цена у него привлекательная: лицензия на 100 хост-машин или компьютеров просмотра обходится в $6399, то есть намного дешевле, чем Remote Services Management. И все же мы рекомендовали бы компаниям не торопиться с приобретением ReachOut Enterprise, а дождаться, пока фирма Stac устранит недостатки, с которыми мы столкнулись при развертывании ее продукта в среде Windows 95.
Трудности развертывания
Мы устанавливали оба продукта на различных компьтерах, работавших под управлением Windows NT 4.0 Server и Windows NT 4.0 Workstation, а также на персональных компьютерах с ОС Windows 95.
Инсталлировать любой из них на автономный компьютер с компакт-диска оказалось очень легко. Проблемы возникли, когда дело дошло до установки в сети. Инсталляция Remote Services Management с центрального сервера на другие компьютеры привела нас в ужас: пришлось вручную составить командный сценарий (на основе языка REXX корпорации IBM для OS/2), продираясь при этом через толщу путаных параметров. Но и это еще не все. Чтобы выполнить готовый сценарий, мы были вынуждены связываться со службой технической поддержки и исправлять не поддающиеся расшифровке синтаксические ошибки.
В ходе развертывания ReachOut Enterprise нам также пришлось потрудиться. Просто инсталлировать пакет на удаленных компьютерах с центральной административной машины невозможно, сначала нужно указать версии ПО, установленного в общем каталоге сервера. Конечно, эту операцию провести легче, чем описанную выше, но и она нас не вдохновила.
Нам, к примеру, пришлось провести несколько инсталляций с компьютеров, представляющих различные платформы, каждый раз заново устанавливая параметры безопасности. Хуже того, из-за ошибки в программе не удалось развернуть ReachOut Enterprise с сервера Windows NT на компьютерах Windows 95. В конце концов избрали окольный путь и использовали ПО совместного доступа, установленное на одной из рабочих станций Windows 95. А в заключение оказалось, что для работы с протоколами IPX/SPX или TCP/IP необходимо устанавливать дополнительную поддержку Winsock по отдельности на каждый компьютер.
По заявлению представителей фирмы Stac, нынешняя версия их продукта на 99,9% независима от применяемых устройств: она не заменяет видеодрайвер на собственный, а перехватывает вызовы на участке между видеодрайвером и операционной системой. Однако и здесь мы столкнулись с проблемой при попытке подключиться к персональным компьютерам с процессорами 486 и старыми видеоадаптерами SpeedStar24 и 24Х фирмы Diamond Multimedia Systems. Один из них просто завис при подключении, к другому же было невозможно подключиться. После того как мы заменили на зависшей машине видеоадаптер, установив более новую плату фирмы Trident Microsystems, работоспособность компьютера восстановилась.
Среди возможностей Remote Services Management имеется и функция создания шлюзов, которой мы воспользовались для организации совместной работы с аппаратными средствами (важный фактор с точки зрения снижения общей стоимости владения). Это позволило нам во время работы в режиме просмотра подключаться к шлюзу хост-компьютера, а через него - к любому обслуживаемому им ПК. Продукт позволяет создавать шлюзы просмотра.
Возможность создания шлюзов предусмотрена и в ReachOut Enterprise, однако для этого нужен ПК с операционной системой DOS. Оба продукта поддерживают шлюзовые подключения через окно удаленного доступа к сети.
ReachOut Enterprise выгодно отличается от Remote Service Management тем, что позволяет производить дистанционное управление посредством Web-браузера. В его комплект входят подключаемые программы как для браузеров корпорации Netscape Communications, так и для браузеров с элементами управления ActiveX корпорации Microsoft. В ходе тестирования мы успешно использовали версию Netscape, которую можно инсталлировать либо вместе с остальным ПО, либо через подключение к Web-странице. Она обеспечивает направление материалов на принтерную печать, но пересылку файлов и переговоры не поддерживает.
Настройка подключения в Remote Service Management заняла много времени. Для IPX-подключения нам пришлось получить и ввести в конфигурацию режима просмотра МАС-адрес удаленного клиента, а для подключения NetBIOS - повозиться с номерами адаптеров, установленных на каждом его конце. При работе с ReachOut Enterprise ничего этого не понадобилось: здесь для просмотра компьютеров достаточно знать их имена, об остальных же подробностях можно не заботиться.
Оба продукта поддерживают распространенные сетевые протоколы, включая IPX/SPX, TCP/IP и NetBIOS/NetBEUI, а также модемную связь (через аналоговые и ISDN-модемы; последние должны быть совместимы со спецификацией общего интерфейса ISDN-приложений CAPI 2.0) и прямые кабельные подключения. ReachOut Enterprise, кроме того, позволяет просматривать сетевые хост-машины на базе ОС VINES фирмы Banyan Systems, а Remote Services Management поддерживает другие протоколы ISDN, множественные одновременные подключения через Х.25 и APPC/APPN, что необходимо для SNA-систем корпорации IBM.
Качество подключения
В наших тестах оба продукта продемонстрировали типичную скорость удаленных подключений - не слишком высокую, но вполне приемлемую. Remote Services Management автоматически установил параметры, соответствующие минимальной производительности (это необходимо для поддержки устаревших систем на базе OS/2), следовательно, администраторам в большинстве случаев придется перенастраивать их. На платформе Windows NT этот инструмент наотрез отказывался работать при каждом перемещении окон, а двойные щелчки мыши редко приводили к запуску программ.
Функция шифрования передач в ReachOut Enterprise отсутствует (если не считать элементарного закрытия при сжатии данных). Remote Services Management снабжен собственной схемой шифрования с ключом длиной от 64 до 128 бит. Ни один из продуктов не поддерживает интерфейса CryptoAPI корпорации Microsoft.
И в том и в другом пакете предусмотрены возможности обратного вызова, проведения закрытых паролями сеансов, блокировки удаленных ПК и автоматического отключения. Кроме того, Remote Services Management позволяет отказывать в подключении с любого компьютера, на котором запущена другая копия этого же пакета. В базовом комплекте ReachOut Enterprise такой функции нет, однако ее можно установить за дополнительную плату.
ReachOut Enterprise в своей работе опирается на базу данных пользователей и журнал учета событий Windows NT, что избавляет от необходимости дублировать обработку событий безопасности, экономит время администратора и обеспечивает консолидацию предупреждений. Remote Services Management, напротив, требует от администратора создания отдельного журнала учета событий, а также дополнительной базы данных о безопасности клиентов и менеджеров каждой машины.
Утилита по типу проводника, встроенная в ReachOut Enterprise, упрощает пересылку файлов, синхронизацию файлов и каталогов. В Remote Services Management эти процедуры не столь удобны: чтобы переслать файл, приходится выполнять несколько операций, к тому же технология буксировки здесь не поддерживается. Для поиска вирусов и пересылки файлов через Интернет в комплект ReachOut Enterprise включены клиент и сервер FTP. Оба продукта предлагают пользователям “разговорные” окна, однако работать с окном ReachOut Enterprise намного удобнее.
И International Software Solutions, и Stac снабдили свои продукты собственными языками сценариев, позволяющими автоматизировать пересылку файлов. Язык ReachOut Enterprise довольно примитивен, тогда как в Remote Services Management он основан на процедурном языке REXX корпорации IBM и может быть использован даже для создания приложений с ГИП. В оба продукта встроены хорошие графические утилиты редактирования и отладки сценариев.
ReachOut Enterprise дает пользователям возможность распечатывать материалы как на локальном, так и на удаленном принтере. В Remote Services Management, напротив, можно воспользоваться только локальным принтером (компьютера просмотра), да и то лишь в том случае, если на обеих машинах установлены одинаковые драйверы принтера и 32-разрядные ОС.
С внештатным редактором Кеном Филлипсом можно связаться через Internet по адресу: kenp@sunrise.alpinet.net.
Резюме для руководителей
Remote Services Management 4.2/A.1 Professional
Те компании, в которых используются унаследованные системы и требуются средства дистанционного управления, должны обратить внимание на этот продукт фирмы International Software Solutions, поддерживающий операционные системы OS/2, Warp и SNA корпорации IBM. Однако он отличается высокой ценой и недостаточными возможностями управления, поэтому для организаций, широко использующих Windows, лучшим выбором станет ReachOut Management фирмы Stac.
Позволяет создавать шлюзы для просмотра и соединения с хост-компьютерами; оснащен собственным алгоритмом шифрования; поддерживает большое количество сетевых протоколов, включая SNA корпорации IBM и X.25; снабжен языком сценария, позволяющим автоматизировать задачи, обычно выполняемые вручную.
Высокая трудоемкость развертывания; сложность настройки подключений; проблемы с функционированием в среде Windows NT; не интегрируется с базой данных о пользователях и журналом событий Windows NT.
Фирма International Software Solutions USA LC, Уэст-Палм-Бич, шт. Флорида, (888)477-2968, www.iss2you.com.
ReachOut Etnerprise
Этот инструмент дистанционного управления, предлагаемый фирмой Stac, отличается обширным набором функций и простотой использования. Благодаря возможностям браузерного управления и независимости от устройств он вполне способен составить конкуренцию пакету pcAnywhere32 корпорации Symantec. Однако при развертывании текущей версии продукта в среде Windows 95 возникают проблемы.
Простота установки и использования; дистанционное управление с помощью Web-браузера; использование базы данных и журнала событий Windows NT; встроенный инструментарий для языка сценариев; проверка пересылаемых файлов на вирусы.
Сложное развертывание в среде Windows 95; неспособность управлять некоторыми типами аппаратных средств; ограниченные возможности централизованного управления; для создания шлюзов необходим ПК с операционной системой DOS; отсутствие поддержки OS/2.
Фирма Stac, Сан-Диего, шт. Калифорния, (800) 522-7822, www.stac.com.
Методика оценки: www.pcweek.com/reviews/meth.html.