Сергей Дунаев

 

Похоже, что Джаве фатально не везет в коммерции. Ну, никак ему не удается выйти из научно-исследовательских лабораторий и пустить ростки в практической жизни. Все мы помним заранее обреченное чахлое деревце Corel Office for Java. Тогда эксперты объясняли это излишней поспешностью, мол, Corel поторопилась, желая опередить всех, и первый блин вышел комом. Но как объяснить, что IBM/ Lotus, несмотря на анализ всех неверных ходов предшественников, проведение мощного маркетингового исследования и организацию грандиозного шоу, на котором был представлен общественности новый революционный офисный пакет на Java под названием eSuite, также не добилась впечатляющих результатов? Теперь уже ясно: интерес к компактному пакету на Java, выпущенному сразу на 27 языках мира, начинает быстро угасать. Объясняется это просто - страшной неповоротливостью Java-аплетов, исполняемых в среде стандартного браузера с его примитивной интерпретирующей Java виртуальной машиной. Даже на быстродействующем Pentium приходится слишком долго ждать, пока при быстром выборе и смене функций - что в общем-то характерно для офисной работы - соответствующие аплеты и HTML (которых в eSuite более 2000 штук!) загрузятся, выполнятся и хоть как-то проявят себя на экране. Время между действием пользователя и ожидаемой реакцией на него системы оказывается непозволительно долгим. Теперь это настоящая проблема для Java, к решению которой привлечены лучшие умы. Постоянно пишут о JIT-компиляторах и о чудодейственных JVM, но где они, если всем в реальной жизни приходится иметь дело с IE, Netscape или в лучшем случае с HotJava? Странно было бы, если бы IBM/Lotus этого не учла. Но именно это досадное обстоятельство более всего и разочаровывает в бета-версии esuite DevPack. По сложившейся практике, пакет предлагается пользователям в наиболее популярной Windows-версии, но - почему, если он изначально кросс-платформный? Естественно было бы ожидать, что пакет эффективно заработает на других, куда более быстродействующих платформах, и не в технологии набора аплетов, а в виде откомпилированных сервлетов, например под управлением сервера Domino, который поддерживает эту перспективную технологию. Но ничего подобного сегодня нет и в помине. Опять пользователям остается только ждать и надеяться. Однако ждать многим уже надоело, и наблюдается отток бывших Java-приверженцев в стройные марширующие колонны Microsoft под знамена ASP (Active Server Pages) и Internet Client SDK. Что ж, вольному воля. Тем не менее Java активно развивается, и первые неудачи на коммерческом рынке только закаляют его в борьбе. Теперь уже совершенно очевидно, куда надо направлять основные силы. И даже не это главное, не быстродействие Java-программ (в самом ближайшем времени эта проблема будет снята окончательно), главное то, что уже в eSuite имеются элементы принципиально нового, анимационного, мультимедийного пользовательского интерфейса. Пакет eSuite еще далек от своего окончательного завершения. Одно понятно - он не будет выброшен за борт, как это произошло с Corel Office for Java. Впрочем, и со стороны руководства Corel в отношении Java звучат только оптимистические заявления. Java сейчас проникает всюду: инкапсулируется в базы данных, в микропроцессоры, становится мировым универсальным API-интерфейсом. Что же касается неудач на коммерческом рынке, то и они легко объяснимы. Успех Microsoft никому не дает покоя, и некоторые фирмы пытаются использовать Java в качестве заклинания, чтобы в одночасье обрушить империю Microsoft. Однако, слава Богу, участники рынка и пользователи вполне консервативны, чтобы не дать этого сделать в одну минуту, во избежание катастроф. Путь предстоит долгий. Пока что Java остается предметом изучения, обожания и великолепным инструментом для сотворения новых технологий, но не самодостаточным средством. Ясно одно - это не просто очередная попытка всемирной универсализации, подобно сгоревшему в пламени человеческого скепсиса сладкозвучному языку эсперанто, - нет, Java ожидает куда более удачная судьба. Это язык Internet, и до тех пор, пока в Сети на полную мощность не заработают электронная торговля, электронные деньги, электронные магазины, товарные и фондовые биржи, электронные офисы, не будут прекращаться попытки вывести Java на сцену, но не в своих одеждах, а как ряженого шута, под град убийственных насмешек скептиков. Однако ведь известно - хорошо смеется тот, кто смеется последним!

К автору можно обратиться по адресу: sbd@polytech.vanovo.su.

Версия для печати