Андрей Озадовский
Ни одно современное высокотехнологичное предприятие, связанное с передачей, перевозкой или транспортировкой чего-либо в глобальных масштабах (широкий географический регион, различные временные пояса, множество потребителей), будь то энергосистема или предприятие по добыче и транспортировке газа, не может обойтись без систем диспетчеризации происходящих процессов на всех уровнях управления в иерархии предприятия. Диспетчерская система должна представлять собой интегрированный комплекс средств, обеспечивающих сбор и передачу информации, ее хранение и обработку с возможностью визуализации технологических процессов на персональных дисплеях и терминалах коллективного пользования (видеостены, проекционные системы). В то же время такая система должна быть интерактивна и включать в себя средства обратной связи с точками (центрами) сбора информации, а возможно, и удаленного администрирования отдельных параметров.
В советские времена разработкой и внедрением таких решений, как правило, занимались научные и проектные институты, создаваемые в тех или иных отраслях промышленности. Сейчас ввиду произошедших реорганизаций и недостататочного финансирования таких институтов накопленный годами опыт и созданные технологии утеряны или не получили должного развития. Тем более сложно говорить об их способности конкурировать с подобными западными технологиями, которые все более и более завоевывают отечественный рынок в области управления производственными процессами.
В ряде случаев у диспетчерских служб газотранспортных и газораспределительных предприятий возникает необходимость в коллективном анализе и использовании информации о состоянии географически удаленных, но объединенных единым технологическим процессом объектов. Такими объектами чаще всего являются: системы газопроводов с размещенными на них запорными кранами, межсистемными перемычками, отводами к потребителям; многоцеховые компрессорные станции; газоизмерительные станции; газораспределительные станции; узлы редуцирования газа из одной системы газопроводов в другую.
Мониторинг распределенной системы с помощью программы Pipe Navigator
Чтобы увидеть картинку в натуральную величину, щелкните по этой строке мышкой дважды
На экран коллективного пользования выводится информация, необходимая для работы персонала диспетчерского управления, которая может включать в себя технологические схемы и другие данные, содержащиеся на мониторах диспетчеров. Для газотранспортного предприятия это может быть следующая информация:
- аварийные и нештатные ситуации;
- оперативные отключения и переключения на линейной части газопроводов;
- проведение ремонтных работ;
- газоснабжение регионов и областей в условиях дефицита газа;
- передача смены диспетчерскими службами.
В этих случаях участвующие в анализе и выработке решений и управляющих воздействий специалисты вынуждены рассматривать газотранспортные системы и их объекты в различных аспектах:
- роль объекта в работе газотранспортной (газоснабжающей системы);
- место размещения объекта на территории газоснабжения;
- привязка объекта к технологической схеме транспортировки и распределения газа;
- технологическая схема объекта;
- оперативная информация о режиме работы объекта.
В начале 1997 г. предприятие “Мострансгаз” РАО “Газпром”, занимающееся транспортировкой газа по большей части европейской территории Российской Федерации, вплотную подошло к необходимости решения этих задач. Была привлечена российская компания “Современные сетевые технологии” (Advanced Network Technologies, ANT; www.ant.ru), специализирующаяся в области организации корпоративных информационных систем. В течение 1997 г. для диспетчерского управления “Мострансгаза” была спроектирована и создана комплексная система обработки, анализа и отображения технологической информации как на персональных компьютерах диспетчеров, так и на экране коллективного пользования.
При построении системы отображения информации коллективного пользования на просветном экране было применено проекционное оборудование ведущего производителя проекционной техники AmPro. Разработано прикладное программное обеспечение, позволяющее наиболее эффективно использовать имеющиеся аппаратные ресурсы.
Сейчас ANT занимается обслуживанием созданной системы: проводится постоянное обновление и совершенствование программного обеспечения; развивается существующая аппаратная база (подключение звукового сопровождения отображаемой информации, расширение спектра отображаемых видеоформатов, улучшение технических характеристик оборудования).
Телефон компании ANT: (095) 959-1722.