”Белый ветер - ДВМ” на третьем этапе развития розничной торговли
Валерий Ефремов
Рост розничных продаж компьютерной техники в 1996 - 1997 гг. обусловил открытие большого числа компьютерных салонов. В прошлом году реализацией компьютеров занялись и торговые дома, продающие аудио-, видеотехнику, и к настоящему времени в Москве действует порядка 100 подобных точек. Это, в свою очередь, вызвало “кризис жанра” - в I квартале 1998 г. в некоторых магазинах продажи снизились на треть.
На тенденцию среагировал концерн “Белый ветер - ДВМ”, объявив 2 апреля на пресс-конференции о своей новой стратегии работы на этом рынке, хотя сопрезидент концерна Юрий Дубовицкий и заметил, что в магазинах “Белого ветра - ДВМ” спрос практически не снижался.
Этапы компьютерного ритейла
Первый этап компьютерной розничной торговли в России, по мнению г-на Дубовицкого, начался в 1994 г. и совпал с открытием их магазина на Никольской. Примерно в это время в связи со снижением цен на компьютеры и комплектующие активизировался розничный рынок и рынок SoHo на Западе.
Переход ко второму этапу произошел пару лет назад, когда активизировался спрос: удовлетворив “основные потребности” в качественной импортной видео- и прочей бытовой технике, платежеспособный покупатель обратил свой взор на компьютеры. В этот период почти все отечественные и зарубежные изготовители компьютеров выпустили на российский рынок мультимедийные ПК специально для домашнего применения. Формирование сети компьютерных магазинов в Москве, несомненно, упростило поиск и выбор этого товара для потребителей и, естественно, обострило конкуренцию.
Среди факторов, ограничивающих возможности расширения розничных продаж, Юрий Дубовицкий отметил следующие: наличие множества мелких фирм, продающих комплектующие и компьютеры в сборе; исправное функционирование компьютерных рынков (в смысле, базаров), торгующих новым и бывшим в употреблении “железом” и “пиратскими” дисками с ПО.
Общероссийской задачей он считает повышение качества обслуживания в каждом из магазинов торговой сети, а также улучшение послепродажного сервиса.
По его мнению, период простого расширения торговых сетей, а с ним и второй этап, заканчивается - в Москве, по крайней мере, “Белый ветер - ДВМ” не собирается открывать новые магазины, кроме тех, что были запланированы давно. Как и положено, этап взрывного роста (продавать везде и как можно больше), столкнувшись с ограничением спроса, завершается сегментацией рынка и более детальным учетом потребностей покупателей.
Инициативы “Белого ветра - ДВМ” лежат в этом русле: на третьем этапе концерн намерен делать упор на специализацию своих 11 магазинов, повышение эффективности их работы и качества обслуживания.
Юрий Дубовицкий разделил магазины концерна на четыре типа.
Первый тип - компьютерные супермаркеты, рассчитанные на все слои населения и предлагающие максимально широкий выбор компьютеров, сопутствующих товаров и расходных материалов.
Второй тип - фирменные магазины, состоящие из двух зон. В одной предлагается полный спектр компьютеров какой-либо компании, а во второй - сопутствующие товары, компьютеры, дополняющие фирменную линейку, ПО и т. п.
Следующий тип - это специализированные магазины с предельно широким выбором изделий какого-то одного класса. “Белый ветер - ДВМ” намерен организовать специализированные магазины, торгующие мониторами, портативными компьютерами и ПО.
Размер экрана блокнотных ПК RoverBook Navigator КТ7 и XL составляет 15,1 дюйма
И, наконец, планируется значительно расширить хорошо зарекомендовавшие себя торговые секции в крупных торговых домах ЦУМ и ГУМ.
Премьера
Подтвердив слова делом, 6 апреля в Москве (Ленинский проспект, 66) концерн открыл фирменный магазин “РОВЕР”, построенный по двухсекционному принципу. В первой секции представлен полный спектр настольных и портативных ПК, выпускаемых входящей в концерн компанией “ДВМ - Компьютер”, а также мониторы RoverScan и PC-карты RoverCard. Во второй предлагаются компьютерная техника зарубежных производителей, принтеры, карманные компьютеры, цифровые фотокамеры и различные сопутствующие товары. Программы и игры занимают в магазине целую стену: помимо офисного “софта” и игр предлагается большое количество обучающих и информационно-справочных материалов. Мое внимание привлекли, например, компакт-диски с шедеврами музыки, живописи и архитектуры, а также русские народные сказки и другие литературные произведения на CD-ROM для детей.
При магазине работает и сервисный центр.
Премьера-2
На официальной церемонии открытия, которая состоялась на два дня позже, основное внимание было приковано к портативным ПК RoverBook Navigator, внутри которых - новейшие, выпущенные за неделю до этого 266 МГц процессоры Pentium II для мобильных компьютеров.
Модель Navigator MT5 ($4999) оснащена TFT-дисплеем с диагональю 13,3 дюйма, 64 Мб ОЗУ, НЖМД 3,2 Гб и приводом CD-ROM с 20-кратной скоростью. В комплекте с компьютером поставляется видеокамера, закрепляемая над экраном, и ПО NetMeeting для проведения телеконференций.
В модели КТ7 ($5995) поражает дисплей с диагональю 15,1 дюйма и, как результат, общий размер машины - 36х27 см. На нем хватило места для дополнительной цифровой клавиатуры, которую мы привыкли видеть на настольных компьютерах.
Как сообщил директор производственного подразделения концерна “Белый ветер - ДВМ” Андрей Халтурин, в течение двух недель будут выпущены еще три модели ноутбуков с процессором Pentium II. Кроме того, в планах концерна на этот квартал выпуск мини-ноутбука, а также карманного компьютера.
В заключение разрешите задать риторический вопрос: на каком же этапе развития розничного компьютерного рынка на экранах ноутбуков будут красоваться отечественные “Жигули”, а не Lincoln Navigator?