Петр Чачин
Информационно-аналитический центр Algorithm Research, входящий в состав консультационного холдинга “Алгоритм Груп” (www.algo.ru), объявил о результатах своих исследований. Созданный им отчет “Динамика развития российского рынка информационных и коммуникационных технологий. 1996 - 1998 гг.” основан на опросе руководителей пятидесяти крупнейших российских и транснациональных компаний, работающих на рынке информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) России. Материал имеет объем около 200 страниц и содержит более 170 диаграмм.
В отчете представлены шесть “срезов” бизнеса в сфере ИКТ: структуры рынков товаров и услуг, а также соответствующих каналов сбыта, региональные и отраслевые оценки, характеристики сервисных и маркетинговых сетей. Исследование такой технико-экономической модели позволило определить динамику развития отдельных сегментов рынка и выявить лидирующие сектора как по объемам товаропотоков, так и по темпам их роста. Полученный в результате опроса набор более чем из 1200 оценок и прогнозов изменения российского бизнеса ИКТ в 1996 - 1998 гг. дает представление о масштабах и темпах роста деловой активности в этой сфере.
Общий объем продаж продуктов и услуг на российском рынке ИКТ составит в нынешнем году 4,5 млрд. долл., что на 23,9% превышает показатели 1997 г. В то же время в прошлом году рост составлял 22,9% по отношению к 1996 г.
Несмотря на то что прогнозируемый объем продаж на рынке ИКТ в Москве в текущем году составит около 2 млрд. долл. (44% от оборота по стране в целом), доля московского региона в общем объеме продаж сократится по сравнению с 1996 г. на 6 - 7%. Самый быстрый рост продаж сейчас ожидается в Западной Сибири - 40% от общего объема, в итоге доля этого региона достигнет в 1998 г. 8,3%, что в абсолютном выражении будет выражаться суммой приблизительно в 367 млн. долл.
Оборот в вертикальном (отраслевом) сегменте “Банки и финансы” рынка ИКТ, по оценке исследователей, составит в нынешнем году около 1,1 млрд. долл. (25% от общего оборота по всем отраслям), однако доля этого сектора в общем объеме продаж сократится по сравнению с 1996 г. на 9%. Наилучшими же показателями роста в общем объеме продаж обладает направление “Сырьевые отрасли и ТЭК” - 34%, в итоге доля этого сегмента достигнет в 1998 г. 19%, или около 815 млн. долл. в абсолютном выражении.
Общие расходы на маркетинговые коммуникации компаний, действующих в российском бизнесе ИКТ, составят в текущем году 176 млн. долл. Самым популярным каналом маркетинговых коммуникаций остается реклама в печати, и на нее компании потратят 69 млн. долл. (рост по сравнению с 1996 г. на 28%). Затраты в наиболее быстро развивающемся канале маркетинговых коммуникаций - “Маркетинг в Интернет” - увеличатся в 1998 г. по сравнению с 1996 г. на 78%, объем этих затрат в нынешнем году превысит 11 млн. долл.
Это лишь некоторые из результатов, представленных в исследовании. Отчет, рассчитанный на руководителей компьютерно-телекоммуникационных компаний, будет полезен для анализа ситуации в этой сфере экономики и может использоваться фирмами в качестве базового материала при разработке их бизнес-стратегии.
“Открытый обмен мнениями между лидерами российского компьютерного рынка впервые позволил получить сопоставимые оценки тенденций его развития. Проведенная авторами систематизация этих оценок дает в результате целостную картину рынка, демонстрирует взаимодействие его составных частей”, - говорит Анатолий Карачинский, президент компании IBS.
Руководителем данного аналитического проекта является Александр Канн, президент холдинга “Алгоритм Груп”. Вместе с Александром Гиглавым и Владимиром Дрожжиновым, основными координаторами исследований, он считает, что потребность в информации такого рода на российском рынке ИКТ обусловлена прежде всего усложнением его структуры, а также развитием многообразных партнерских связей.
Исполнительным директором Algorithm Research является Владимир Дрожжинов, работавший ранее в области управленческого консультирования в компаниях LVS и Price Waterhouse. Аналитическую группу в Algorithm Research возглавляет Александр Гиглавый, который работает на рынке высоких технологий уже 20 лет. Под их руководством осуществляются программы заказных тематических исследований компьютерного и телекоммуникационного рынков России и долгосрочные аналитические проекты.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: (095) 148-6634, 148-4538 или по E-mail: agig@research.algo.ru; droz@algo.ru.