Алексей Максимов
Прошедшая в апреле в Финляндии встреча представителей европейской прессы с руководством компании Nokia (см. статью на с. 1) позволила прояснить многие вопросы, касающиеся развития бизнеса этой межнациональной корпорации, хорошо известной в нашей стране. Главная тема, обсуждавшаяся в Лапландии, - новые модели мониторов, выпущенные подразделением Nokia Display Products, и тенденции на рынке этих устройств. Однако мониторы - это лишь часть, причем не самая большая, бизнеса компании. Сегодня Nokia Group (суммарный оборот в 1997 г. вырос на 34% и составил 52,612 млрд. финских марок) включает пять отделений: Nokia Telecommunications, Nokia Mobile Phones, Nokia Multimedia Network Terminals, Nokia Industrial Electronics (сюда входит и Nokia Display Products) и Nokia Research Center.
Воспользовавшись присутствием на встрече старшего вице-президента Nokia Group по связям с общественностью (Corporate Communications) Лаури Кивинена и вице-президента Nokia Display Products Сэппо Сутела, я попросил их ответить на несколько вопросов.
PC Week: Под своей крышей Nokia объединила несколько направлений информационных и коммуникационных технологий, включая разработку и производство оборудования для стационарных и мобильных сетей связи, сотовых телефонов, интерактивных мультимедийных терминалов (ТВ-приставок) для систем наземного, кабельного и спутникового вещания, мониторов для ПК и рабочих станций, источников питания для мобильных телефонов. Чем можно объяснить выбор именно этих направлений?
Лаури Кивинен
Лаури Кивинен: Есть три причины того, почему мы специализируемся в перечисленных вами областях. Во-первых, это глобальные открытые рынки, во-вторых, здесь у нас накоплен огромный опыт. И, наконец, в этих областях мы достигаем высокого уровня добавленной стоимости: предлагаемые нами продукты весьма наукоемки и содержат большую долю, например, программного компонента. Объединяет же все сферы нашего бизнеса единое направление - телекоммуникации. Мы готовимся стать активным игроком на новом мировом рынке, возникающем в результате слияния технологий передачи данных и голоса, с одной стороны, а также массовых и персональных коммуникаций - с другой.
PC Week: Как Nokia строит маркетинговую политику экспансии на новые для себя региональные и продуктовые рынки?
Л. К.: Наша маркетинговая политика предполагает всемерное укрепления торговой марки Nokia. Возьмите, например, наш сотовый телефон и обратите внимание на то, что, кроме марки Nokia, на нем нет никаких других надписей, которые бы говорили о том, кем и где изготовлено это устройство. Nokia - торговая марка, всемирно известная именно благодаря нашим мобильным телефонам. И это помогает компании осваивать новые территориальные рынки, такие, как российский или латино-американский, снижая риск неудачи до минимума. Или возьмем, к примеру, бизнес мониторов. Хорошая узнаваемость торговой марки помогает нам продвигать и эти устройства. Но не следует думать, что таким образом можно продавать воздух. Вначале мы стали сильным игроком на рынке высококлассных телевизоров, параллельно накапливая опыт в области компьютерных мониторов. Но когда два года назад стало ясно, что конкуренция в Европе выросла настолько, что мы не можем успешно действовать на рынке телевизоров, сохраняя должную норму прибыли, мы ушли с этого рынка.
PC Week: Как вы оцениваете позиции Nokia на российском телекоммуникационном рынке?
Л. К.: На рубеже 90-х годов продажи нашего телекоммуникационного оборудования в России значительно превышали нынешний уровень. Тогда мы в основном поставляли оборудование для стационарных линий связи. Но затем объем продаж резко снизился из-за того, что практически прекратились инвестиции в инфраструктуру российских телекоммуникаций. Сегодня ситуация изменилась - потенциально огромный рынок испытывает настоящий бум, такой же, как и весь европейский телекоммуникационный рынок. В России формируется быстро растущий спрос на средства связи; вопрос только в том, на какие именно технологии будут тратиться деньги.
PC Week: А какие телекоммуникационные технологии вы считаете наиболее перспективными для инвестиций в России?
Л. К.: В первую очередь GSM. Мобильная связь этого цифрового стандарта имеет огромный потенциал роста в вашей стране - при большой численности населения важна высокая емкость каналов, обеспечиваемая GSM. Кроме того, сегодня эта технология стала стандартом де-факто практически во всем мире, что снижает риск инвестиций в инфраструктуру сетей GSM практически до нуля.
PC Week: Как меняется маркетинговая политика Nokia в области мониторов?
Сэппо Сутела: Производством мониторов мы занимаемся с 1981 г. Вначале на 90% это был ОЕМ-бизнес. И сейчас среди наших ОЕМ-партнеров - 3 - 4 компании из первой пятерки лидеров рынка ПК, раскрывать имена которых я не вправе. Но наша стратегия постепенно меняется, смещаясь в сторону продвижения собственной торговой марки - сегодня примерно половина изготавливаемых нами мониторов продается под маркой Nokia.
Сэппо Сутела
PC Week: Как вы оцениваете нынешний статус и перспективы Nokia на российском рынке мониторов?
С. С. Наши перспективы связаны главным образом с развитием сегмента мониторов большого размера - от 17 до 21 дюйма. Пока в России более популярны 14 - 15-дюймовые дисплеи, на которых мы не специализируемся. Но статистика продаж нашей 447-й серии говорит о нарастающей популярности 17-дюймовых экранов. О динамике роста присутствия Nokia в вашей стране говорит хотя бы тот факт, что только за три первых месяца 1998 г. объем продаж наших мониторов превысил уровень 1997 г. Все новые модели становятся одновременно доступны на всех мировых рынках, и Россия - не исключение. Конечно, оперативность их поставок зависит от местных дистрибьюторов.
PC Week: Сегодня три российских дистрибьютора - Lanck, Pirit и CompuLink - поставляют мониторы Nokia в Россию. Не планируете ли вы увеличить число российских партнеров?
С. С. Мы вполне удовлетворены активностью наших российских дистрибьюторов и пока не видим причины привлекать новых. С другой стороны, нам было бы интересно обсудить возможность заключения ОЕМ-соглашений с крупными российскими производителями компьютеров. И, конечно, с ростом объемов продаж мы будем расширять представительство Nokia Display Products в Москве, укреплять его штат и активизировать свою деятельность в области маркетинга и связей с общественностью.
PC Week: Спасибо за беседу.