“Тонкие клиенты” и управление в масштабе предприятия помогают снизить ТСО, но при этом без строгой дисциплины не обойтись
Эрин Коллуэй
Посулы некоторых производителей порой не отличишь от рекламы универсальной диеты, обещающей и вес быстро снизить, и уверенности в себе добавить. Многие разработчики информационных технологий заявляют, что уменьшить общую стоимость владения на треть, а то и наполовину не составляет никакого труда. Для этого, по их словам, достаточно сменить неприглядные “толстые” клиенты на современные сетевые компьютеры или установить программный пакет интегрированного системного управления.
Конечно, заполучить нечто, подобное диете Slim Fast (“Похудей быстро”), для корпоративного “железа” - предел мечтаний директора по информатизации любой компании. Однако возникает резонный вопрос: а поможет ли “диета”, состоящая исключительно из тонких клиентов, сделать общую стоимость владения более “изящной”? Многие руководители серьезно в этом сомневаются.
Те менеджеры, кто всерьез занимается снижением общей стоимости владения, ищут комплексный подход к решению этой проблемы. Они предусматривают и модернизацию оборудования, и автоматизацию распространения ПО, и обеспечение технической поддержки. Не забывают такие руководители и о жестком соблюдении стандартов на аппаратные средства и программное обеспечение настольных систем. Вместо того чтобы заниматься поисками быстродействующей панацеи или добиваться показателей, рекомендованных консультантами, здравомыслящий директор по информатизации сразу ставит перед собой реальную задачу - обеспечить наиболее эффективный способ поддержки своего бизнеса.
“Волшебных пилюль для снижения общей стоимости владения нет, - утверждает Дэвид Сирли, аналитик фирмы Meta Group (Стамфорд, шт. Коннектикут). - Чтобы добиться этого, нужно тщательно проанализировать всю инфраструктуру”.
Но организовать комплексный подход к сокращению общей стоимости владения не так-то просто. За решение такой задачи берутся многие компании, однако их решимости зачастую хватает ненадолго. Как только становится ясен тот колоссальный объем работы, который нужно выполнить, от энтузиазма не остается и следа. “Необходимость снижения общей стоимости владения ни у кого не вызывает сомнения, но мало кто решается вкладывать в это деньги”, - таково мнение Пита Джаспера, менеджера консультационной фирмы D. Appleton (Фэрфакс, шт. Виргиния), которая как раз и специализируется на оценке совокупной стоимости владения. А этот специалист знает, что говорит, ведь он ведет программу управления жизненным циклом коммерческих распределенных технологий.
И все же находятся смельчаки, которые решаются принять подобный вызов. Кевин Мюррей, менеджер технических служб детской больницы Children’s Hospital в Бостоне (шт. Массачусетс), уже начал переход с терминалов VAX корпорации Digital Equipment на рабочие станции под управлением ОС Windows NT корпорации Microsoft. Он надеется привить системе здоровые привычки еще до того, как ее стоимость превратится в серьезную проблему. С этой целью Мюррей активно внедряет стандарты на настольные системы, отвечающие требованиям конкретных групп пользователей его больницы.
К переходу на новые технологии Мюррей приступил в октябре прошлого года, однако подготовка к этому событию началась гораздо раньше. Большая группа специалистов информационных технологий в течение нескольких недель занималась распределением персональных компьютеров больницы по трем основным категориям и разрабатывала стандартную конфигурацию для каждой. По их предложению, например, на рабочих местах сменного персонала (таких, как посты медицинских сестер) будут устанавливаться предельно упрощенные рабочие станции. Накопители на жестких и гибких дисках и приводы CD-ROM на них отключаются, и компьютеры оснащаются самым простым набором приложений, в который входят Navigator корпорации Netscape Communications, Reflection фирмы WRQ и ее же программный эмулятор, обеспечивающий подключение ПК к хост-компьютеру Digital или Unix.
Второй, более высокий уровень конфигурации рассчитан на пользователей, нуждающихся в автоматизированном рабочем месте. Они получат ограниченный доступ к дисковым функциям и смогут работать с приложениями Office 97 корпорации Microsoft. Врачебные же кабинеты специалистов планируется оборудовать вычислительной техникой в третьей, самой богатой конфигурации: полнофункциональными ПК, оснащенными жесткими дисками с несколькими разделами. Пользователям ничто не помешает установить на них собственные программы, но вмешаться в работу центральных приложений они не смогут.
Экономию, которую даст больнице такой подход, Мюррей не подсчитывал, однако он уверен, что затраты вполне окупятся. Новая схема не только избавит от необходимости содержать дополнительный обслуживающий персонал, но и упростит закупки, управление сетью и распространение ПО. “У нас появилась прекрасная возможность с первой попытки сделать все, как нужно”, - считает Мюррей.
К экономии - дружными рядами
Многие организации избрали другой путь снижения общей стоимости владения. Они сделали главную ставку на упрощение процесса конфигурации настольных систем и активное внедрение стандартов. Скажем, в страховой компании Progressive Insurance (Кливленд, шт. Огайо) еще совсем недавно настройка ПК производилась на индивидуальной основе для каждого нового пользователя. Как вспоминает Джерри Уинчел, контролер информационных служб Progressive, компьютеры часто приходилось конфигурировать заново, что отнимало у его сотрудников массу времени.
В начале прошлого года, когда компания приступила к развертыванию нового приложения для учета потребностей пользователей, было решено реорганизовать систему конфигурирования ПК. Группа информационных технологий, определив общее количество операций, необходимых для доработки настольных и портативных компьютеров, создала так называемый “цех конфигурирования”. Сегодня здесь выполняется подготовка всех ПК, предназначенных для использования в конкретных проектах или рабочих группах. Благодаря совершенствованию процесса настройки фирме удалось довести средние затраты на подготовку одной машины до $115 и свести практически к нулю возврат компьютеров на повторную конфигурацию.
Компания Frank Russell (Такома, шт. Вашингтон), специализирующаяся на предоставлении финансовых услуг, пошла другим путем. Она берет ПК в аренду, что позволяет контролировать расходы на них и постепенно переводить пользователей на стандартную конфигурацию систем. В прошлом году, когда истек срок аренды, пользователи компании смогли перейти на новые ПК, под управлением Windows 95, которые работают с общим каталогом и упорядоченным подключением сетевых ресурсов.
Благодаря стандартным спецификациям группа информационных технологий получила возможность развертывать новое ПО без настройки приложений для каждого компьютера в отдельности. В результате, как сообщила нам Кейти Кийонага, директор служб поддержки информационных технологий этой компании, общую стоимость владения в расчете на одного пользователя удалось снизить примерно до $7000 в год.
Напомним, что, по оценкам Gartner Group, совокупная стоимость владения для настольной системы под Windows 95 составляет около $10 000 в год.
Внедрение стандартов дало компании и еще одно преимущество - перед ней открылся прямой путь к развертыванию системы электронного распространения программных средств. “Если вы не устанавливаете ПО централизованно, то наладить контроль за расходами невозможно”, - уверена Кийонага, которая занимается сейчас подбором инструментария для распространения программ.
По оценкам некоторых экспертов, четкое соблюдение стандартов на настольные системы и использование средств электронного распространения ПО гораздо эффективнее снижают раздутые расходы на владение, чем внедрение тонких клиентов, в частности сетевых компьютеров. “Тонкий клиент зачастую оказывается не чем иным, как "толстым" клиентом, затянутым в корсет”, - шутит Билл Кирвин, аналитик фирмы Gartner Group (Стамфорд, шт. Коннектикут). В ноябре прошлого года эта организация предложила усовершенствованную методику оценки совокупной стоимости владения, которая более всего подходит для комплексных распределенных вычислительных сред (см. врезку).
Жесткая позиция Норма Гэллоуэя в отношении стандартов на настольные
системы позволила снизить общую стоимость владения на фирме Lexmark
Однако, отмечает Кирвин, для эффективного распространения ПО необходимо, чтобы компания четко определилась со своими настольными машинами, например использовала для них одну стандартную платформу.
Большие надежды на систему электронного распространения программных средств возлагает и Норм Гэллоуэй, директор по информатизации фирмы Lexmark International (Лексингтон, шт. Кентукки). После ее внедрения он рассчитывает высвободить некоторых из своих 80 служащих, занятых поддержкой настольных систем, и перенацелить их на решение более важных задач, таких, как представительство фирмы во “Всемирной паутине”. Как и Кийонага из компании Frank Russel, Гэллоуэй уделяет огромное внимание конфигурации настольных систем своей фирмы. За последние три с небольшим года ему удалось стандартизировать настольные системы в подразделениях Lexmark по всему миру. Теперь здесь используются либо ПК под управлением Windows 95 с установленными на них пакетами Lotus Notes и Lotus SmartSuite, либо рабочие станции Unix с пакетом WinDD фирмы Tektronix, обеспечивающим доступ к Windows-приложениям.
Кроме того, Гэллоуэй тщательно отлаживает процесс внедрения нового ПО и заботится о поддержке компьютеров. Предпринятые им меры позволили снизить расходы на сопровождение одной настольной системы до минимума - $5000 в год. Однако такая экономия далась нелегко. Вот что говорит по этому поводу сам Гэллоуэй: “Не стоит думать, будто добиться такого снижения можно за одну ночь. Да и меры, которые приходится предпринимать, весьма непопулярны среди пользователей”.
Многим другим фирмам еще предстоит долгий путь к цели. В начале нынешнего года производитель жестких дисков корпорация Quantum (Милпитас, шт. Калифорния) привлекла специалистов фирмы Meta Group (Стамфорд, шт. Коннектикут) к проведению детального анализа затрат на владение своими настольными системами. Точные цифры пока не известны, однако, по оценкам Эда Марилла, директора по оперативному управлению информационными службами, за последние несколько лет бурный рост Quantum привел к удвоению расходов на эти цели. Большинство служащих фирмы могут работать за несколькими ПК, а отсутствие на Quantum единой архитектуры настольных систем заставляет вручную инсталлировать ПО на каждый из них в отдельности. Кроме того, на фирме используется пять различных систем электронной почты, которые также планируется свести к общему знаменателю. В текущем году все подразделения Quantum должны перейти на единый стандарт электронной почты, основу которого составляют сервер Exchange Server корпорации Microsoft и клиенты Outlook. “Нынешняя ситуация нас не устраивает, - признается Марилл. - Слишком часто возникают проблемы”.
Коррекция веса и форм
Некоторые фирмы стараются добиться снижения общей стоимости владения, упрощая дорогостоящие операции по поддержке информационных технологий. Так, корпорация GATX (Чикаго, шт. Иллинойс), специализирующаяся на аренде транспортных средств и управлении ими, предоставила пользователям своей интрасети приложения справочного стола для самостоятельного применения, а для экономии на закупках оборудования прибегла к аренде ПК. Предпринимаются ею и другие меры. Там, где это необходимо, корпорация старается объединить резервные системы своих пяти дочерних фирм. Когда прошлым летом одна из них, корпорация General American Transportation, приступила к созданию хранилища данных, руководство GATX не осталось в стороне. Им была организована дискуссия о том, какой вклад в эту инициативу могут внести другие подразделения.
“Совокупная стоимость владения слагается из множества компонентов, каждый из которых требует индивидуального подхода”, - рассказывает Ивонна Скотт, помощник директора по корпоративным информационным системам GATX.
Конечно же, немаловажную роль играют и новые продукты. Снизить совокупную стоимость владения поможет и следующее поколение тонких клиентов, и такой инструментарий, как Zero Administration Windows корпорации Microsoft.
Несмотря на всю сложность проблемы, всегда находятся счастливчики, которым удается сокращать расходы на свои информационные системы без особых усилий. Так, корпорация Western National Warranty (Скотсдейл, шт. Аризона), по словам ее старшего вице-президента по информационным услугам Майка Гутри, затрачивает на сопровождение одной настольной системы лишь $500. Такую большую экономию дало развертывание в корпорации 90 Windows-терминалов Explora фирмы Network Computing Devices, которое было проведено примерно год назад.
Подобными успехами может похвалиться и Крис Хаусли, директор информационных служб промышленной фирмы The Crosby Group (Талса, шт. Оклахома). Он утверждает, что поддержка 25 компьютеров Net PC корпорации IBM, приобретенных в прошлом году, почти ничего ему не стоит. “Эта техника не доставляет нам никаких забот, - говорит он. - Она работает именно так, как и должна работать”.
И все же такое мнение разделяют далеко не все. Часто можно слышать, что технологические методы снижения общей стоимости владения не дают должного эффекта (см. другую статью в этом обзоре).
Диетические добавки
Аналитики рекомендуют относиться к аппаратным и программным средствам снижения общей стоимости владения как к диетическим добавкам. Их ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею от всех зол.
С таким мнением полностью согласен Патрик Зилвитис, директор по информатизации компании Gillette (Бостон, шт. Массачусетс). Вот что говорит он по этому поводу: “Я знаю только один путь к снижению общей стоимости владения. Он пролегает через полную интеграцию аппаратных средств, программного обеспечения и услуг и эффективное управление ими. Если бы мне предложили универсальный продукт, способный выполнять все эти задачи, я, несомненно, воспользовался бы им. Однако распределенные вычислительные среды слишком сложны для этого”.
Большинство организаций, всерьез занимающихся проблемой снижения общей стоимости владения, давно перестало ориентироваться на усредненные цифры, публикуемые такими консультационными компаниями, как Gartner.
Конечно, такие показатели способны привлечь внимание компаний к важности этой проблемы, но Энн Петли-Джоунз, директор по информатизации компании Nova Scotia Power (Галифакс, шт. Массачусетс), большого значения им не придает. “Мы не собираемся превращать решение этой задачи в теоретические изыскания на уровне докторской диссертации, - говорит она. - Как только объем накопленной информации позволяет принять обоснованное решение, мы сразу же делаем это”.
Другие же менеджеры по информатизации считают, что анализ общей стоимости владения оправдывает себя хотя бы потому, что заставляет компании задуматься о возможности снижения расходов. Такого мнения, в частности, придерживается Альфред Спангенберг, вице-президент по технологическим исследованиям страховой компании Prudential Insurance (Ливингстон, шт. Нью-Джерси). Ему особенно нравится, что сегодня рынок предлагает все больше услуг, помогающих контролировать стоимость владения. “Благодаря тому, что проблема эксплуатационных расходов оказалась в центре внимания, удалось добиться существенного прогресса в ее решении”, - отмечает он. Prudential вместе с другими фирмами выступала в роли советника Gartner Group, когда та пересматривала свою методику оценки стоимости владения. Сегодня Спангенберг приступает к инвентаризации настольных систем своей компании, закладывая тем самым базу для долговременного анализа структуры затрат на обслуживание технических средств.
Сведя воедино все полученные данные, он сможет лучше подготовиться к той сложной работе, которую предстоит выполнить. Как говорят в спортивных залах, “не попотеешь - не похудеешь”.
Оценка общей стоимости владения - дело не простое
Контроль над совокупной стоимостью владения постоянно усложняется, и с этой проблемой приходится сталкиваться не только руководству подразделений информационных технологий. Консультационные компании также начинают понимать, что контроль за стоимостью владения приобретает сегодня как никогда важное значение. В ноябре прошлого года фирма Gartner Group представила новую расширенную версию своей методики оценки общей стоимости владения под названием TCO Analyst. Ее разработка велась совместно с фирмой Interpose (Орландо, шт. Флорида), специализирующейся на выпуске инструментальных программ.
Исходная методика, предложенная Gartner в 1987 г., позволяла оценить общую стоимость владения лишь на тех предприятиях, где использовалась одна технологическая платформа. Усовершенствованная модель открывает перед пользователями богатые возможности, которые включают:
- расширенный перечень клиентских технологических платформ. TCO Analyst способен охватить очень широкий спектр клиентских платформ - от различных тонких клиентов (сетевых компьютеров на базе архитектуры Java, терминалов на основе Windows, портативных ПК и др.) до конкретных ОС настольных систем, включая Windows 95 и Windows NT;
- богатый выбор серверов и сетевых платформ. Возможности TCO Analyst больше не ограничены серверами на базе ПК. Новая методика позволяет оценивать общую стоимость владения при использовании серверов AS/400, Unix, а также мэйнфреймов MVS в любом сочетании. Значительно расширен перечень технологий ЛВС, включающий теперь NetWare фирмы Novell (версии 3 и 4) и Windows NT (версии 3, 4 и 5). Исходная методика допускала моделирование только ЛВС на базе NetWare;
- новые статьи расходов. В усовершенствованную методику включены новые статьи расходов, охватывающие некоторые аспекты развертывания региональных сетей. В остальном изменения носят преимущественно косметический характер. Например, теперь методика учитывает энергопотребление устройств, благодаря чему удается дифференцировать рабочие станции и экономичные блокнотные ПК;
- “весовые коэффициенты”. Чтобы точнее определять количественные характеристики, например стоимость простоя оборудования, Gartner ввела в свою методику три новых определителя: квалификацию работника, использующего компьютер; сложность вычислительной среды, в которой ведется работа; учет передового опыта в использовании технологий, управлении пользователями и процессами. В последний показатель включаются соблюдение технологических стандартов и современных методов системного управления, организация работы в информационных отделах, а также применение средств управления парком машин, уровень организации при переходе на новые продукты и методика подготовки персонала.
Продолжение следует.