Что поддерживало ”Титаник” на плаву
Проекты
Цифровые изображения, база данных и интрасеть помогли привести в порядок реквизит
Джон Мадден
Более 70 лет на двухмильной глубине под поверхностью Атлантического океана покоятся обломки “Титаника”. По словам Шарлен Кларк, при съемках одноименного фильма, получившего несколько “Оскаров”, иногда казалось, что столько же времени придется потратить на поиски важных деталей реквизита или костюмов.
Для Кларк, которая отвечала за всю материальную часть, использовавшуюся студией 20th Century Fox (Лос-Анджелес) при съемках фильма “Титаник”, был необходим быстрый доступ к реквизиту, особенно при повторных съемках отдельных сцен. Однако учет всех костюмов и декораций иногда превращался в тяжкое испытание.
“Я не знала, где находится тот или иной материал. Я была вынуждена хранить его в самых разных местах”, - рассказывает Кларк, заведующая постановочными ресурсами и имуществом киностудии.
Система Хенсона позволяет студии Fox экономить
средства на управлении постановочными ресурсами
Съемочный реквизит “Титаника” был разбросан по всему Лос-Анджелесу: что-то было на студии, что-то на складах, а часть находилась в дирекции кинокомпании, руководимой Джеймсом Камероном. И прежде чем отыскать, скажем, нужную деталь сцены, часто требовалось перерыть множество ящиков, разбросанных в складских помещениях. “Я не могла наладить учет всего этого имущества”, - продолжает Кларк.
Поскольку студия не была равнодушна к судьбе своей суперкартины, она в скором времени пригласила разработчика баз данных Рода Хенсона и поручила ему создать интрасетевое приложение для учета финансов и текущего состояния снимаемых кинофильмов. Не ограничившись только этим, Хенсон начал использовать цифровые фотокамеры, браузеры и СУБД FileMaker Pro фирмы Filemaker, создав в результате систему учета постановочного реквизита, позволяющую находить нужные материалы путем визуального просмотра высококачественных цифровых изображений, размещенных в интрасети.
Выдерживая курс
Учет съемочного реквизита любой новой кинокартины никогда не бывает простым делом, но в случае “Титаника” эта задача оказалось поистине титанической. Система, над которой работал Хенсон, должна была учитывать всю обстановку на палубах, все детали одежды начала века, ювелирные украшения (в том числе ожерелье “Душа Океана” на шее героини фильма Розы Девитт-Букейтер, роль которой исполнила Кейт Уинслет) и каждый предмет фарфоровой посуды, специально скопированной с образцов, уцелевших после катастрофы корабля. Нужно было учесть даже все спорные детали камероновской постановки и дорогостоящую, выполненную в 90-процентном масштабе модель “Титаника”, возведенную в районе Мехико.
Шаг за шагом проект становился все сложнее и дороже. По словам Хенсона, администрация студии начала нервничать, когда стоимость фильма стала подбираться к отметке 200 млн. долл., а съемки начали выбиваться из графика (фильм первоначально предполагалось выпустить прошлым летом, но работа затянулась до декабря). Становилось ясно, что студии настоятельно необходимо какое-то средство для наведения порядка.
“Нам пришлось привлечь шесть контролеров только для того, чтобы следить за съемочным имуществом, тогда как для большинства фильмов всегда было достаточно одного. Мы понимали, что все эти материалы были куплены за деньги. Но очень часто забывали об их существовании, вспоминая лишь по прошествии недель или месяцев”, - говорит Хенсон.
Вооружившись цифровыми камерами Sony, Хенсон и несколько его ассистентов отсняли буквально каждую деталь реквизита, которую можно было взять в руки. Результатом работы, начатой с конца весны и завершенной в декабре, стал перечень из 850 позиций, охватывающий тысячи деталей реквизита, который ввели в базу данных с доступом через интрасеть. Одной позиции обычно соответствовало более одного предмета. Например, все спасательные жилеты учитывались одной строкой, хотя на самом деле их было несколько сотен.
Изображениями мог воспользоваться каждый, кто имел доступ к внутренней сети киностудии. По словам Кларк, она по достоинству оценила полноту информации. Она могла подбирать нужные материалы по названию кинокартины, их типу, области применения и даже по отдельным сценам фильма.
Как отметил Рон Раппапорт, аналитик фирмы Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния), использование оцифрованных изображений как инструмента учета во внутренней сети - это весьма нестандартный подход. “Они соединили достижения в цифровой фотографии с технологией интрасетей, и это расширяет наши представления о возможностях деловых информационных систем, - сказал Раппапорт. - Они использовали всю мощь технологии хранения цифровых изображений для повышения эффективности работы”.
По словам Раппапорта, система цифровых изображений позволяет киностудии и ее сотрудникам заниматься своим делом, не отвлекаясь на мелкие организационные вопросы. Менеджеры по ИТ, занятые в других сферах бизнеса, вполне могут последовать этому примеру, если хотят наладить безбумажный оборот информации.
“Это дает возможность упаковать физически реальную информацию, вроде набитых бумагами скоросшивателей, в цифровую форму и сделать ее легкодоступной и упорядоченной. Она будет доставляться без больших затрат времени, ресурсов и сил, требуемых при обычных, физических способах доставки”, - пояснил Раппапорт.
Поднимая паруса
Важной частью проекта была загрузка информации и изображений в БД, управляемую FileMaker Pro Server 3.0 и предназначенную специально для учета материальных ресурсов. Через вспомогательный модуль Web-FM база данных была соединена с Web-сервером WebStar, благодаря этому работники студии получили доступ к информации через интрасеть с разных платформ.
Как ни странно, но, по словам Хенсона, использование цифровых изображений не вызвало проблем с пропускной способностью, во многом благодаря продукту PICT-FM, созданному, как и Web-FM, корпорацией The Web Broadcasting. В базе данных объем цифрового изображения может быть весьма велик, однако PICT-FM ужимает его до заданного размера в соответствии с возможностями интрасети. Продукт обеспечивает весьма приличное качество изображений, хотя и не передает сразу всех деталей картинки.
Хенсон отмечает, что перепробовал несколько средств соединения БД с интрасетью, однако выбрал Web-FM, поскольку тот обеспечивал быструю передачу информации на студийный Web-сервер и обладал богатыми возможностями настройки. Общая стоимость ПО и аппаратуры, по его оценке, составила меньше 10 тыс. долл.
База цифровых изображений полезна и для других целей. Съемки потребовали непомерных расходов, и студии нужен способ вернуть часть своих средств. Теперь, используя базу изображений, при необходимости можно организовать распродажу уже ненужного реквизита. “Мы могли бы продать эти вещи другим киностудиям, - говорит Хенсон. - Качественные изображения могут пригодиться для самых разных целей”.
Снятый фильм превзошел все ожидания, однако то же справедливо и в отношении информационной системы на базе студийной интрасети. Система оказалась настолько хороша, что теперь ее применяют во время съемок других фильмов, включая только что выпущенный “The Newton Boys” и предстоящую переработку “Doctor Dolitle” с участием Эдди Мерфи. Руководство телевизионной студии 20th Century Fox Television, создающей хиты вроде “The X-Files”, по словам Кларк, также проявило интерес к этой системе учета.
Помимо учета реквизита и затрат на постановку фильмов, система на базе цифровых изображений и интрасети теперь используется для доступа к информации о местах, которые могут подойти для съемок. Как отмечает Хенсон, это экономит время и ресурсы при поиске съемочных площадок будущих кинокартин.
“Мы можем держать на учете одновременно 40 - 50 кинопостановок. Хотя за год можно отснять не более 25 - 30 фильмов, мы можем подготовить почву для сотни будущих фильмов, - говорит он. - Нам нужно знать все, что может касаться любых наших фильмов, как настоящих, так и будущих”.
Хенсон гордится той скромной ролью, которую он сыграл в успехе “Титаника”. И не важно, что его достижения в создании студийной интрасети не будут отмечены “Оскаром”. Он рад сознавать, что у разработанной им сетевой системы, со всеми ее возможностями, впереди счастливое плавание.
За занавесом
Организация: 20th Century Fox Feature Films.
Штаб-квартира: Лос-Анджелес.
Задача: учет всевозможного реквизита при съемках фильма “Титаник”, стоившего 200 млн. долл., и обеспечение доступа к этой информации для работников студии с различных платформ. Ресурсы включали в себя все, что использовалось для съемок, например костюмы, мебель, палубную обстановку “Титаника” и различные декорации. Киностудии также требовались средства учета состояния постановки и финансовых затрат, действующие на основе внутренней сети.
Решение: все ресурсы зарегистрированы в базе цифровых изображений и размещаются в студийной интрасети. Режиссеры и сотрудники киностудии имеют информацию о любом постановочном реквизите, зная его точное местонахождение, а также был ли он продан или зарезервирован для другого фильма.
Персонал: систему разработал директор студии по ИТ Род Хенсон, пользовавшийся помощью ассистентов при изготовлении цифровых фотографий.
Состояние проекта: после успешного применения на съемках “Титаника” система стала использоваться при постановках многих картин киностудии. Система привлекла интерес и телевизионной студии 20th Century Fox Television.
Инструментарий
Базовое ПО и оборудование: FileMaker Pro Server 3.0 фирмы FileMaker как средство управления информацией и цифровыми изображениями; цифровые камеры Sony; WebStar 2.1 фирмы StarNine Technologies как Web-сервер; Web FM 4.0 корпорации Web Broadcasting в качестве CGI-шлюза; браузеры Internet Explorer 4.0 корпорации Microsoft и Navigator корпорации Netscape Communications. Персонал киностудии использовал компьютеры Mac и ПК корпорации Compaq Computer.