Онлайновый магазин ”Формозы” проходит проверку временем
РЕШЕНИЯ
Электронная коммерция
Влад Борисов
Интернет-магазин фирмы “Формоза” (shop.formoza.ru) является, пожалуй, единственной онлайновой торговой точкой в России, которая интегрирована с системой автоматизации предприятия и при этом позволяет производить оплату по кредитной карточке.
Большинство российских виртуальных магазинов являются лишь каталогами: при оформлении покупки они высылают пользователю счет, который нужно самостоятельно оплатить, придя в банк. Понятно, что при этом теряется одно из главных достоинств электронной коммерции - возможность купить не выходя из дома.
Крайне важно и то, что онлайновый магазин “Формозы” работает не через оффшорные зоны, а через платежную систему отечественного банка. Привязка же к системе автоматизации предприятия позволяет синхронизировать содержимое “прилавка” магазина с текущим состоянием склада компании и осуществлять резервирование товара.
Немного истории
Первым шагом на пути к появлению онлайнового магазина можно считать внедрение в фирме “Формоза” системы “Монополия”, предназначенной для комплексной автоматизации торгово-промышленного предприятия и созданной в дочерней компании “Формоза-Софт”. Разработчики фирмы “Формоза-Софт”, желая продемонстрировать возможности “Монополии” и свое владение некоторыми передовыми технологиями, написали на Java и на Си++ модули сопряжения этой системы с Интернет. Созданный в итоге программный комплекс был показан на выставке Комтек’97. По словам Анатолия Ясинского, генерального директора “Формоза-Софт”, этот комплекс привлек внимание специалистов из Мост-Банка, и они тогда же предложили организовать подключение его к платежной системе. Спустя полгода совместных усилий такое подключение было сделано.
За время функционирования магазина доход от его деятельности в несколько раз превысил немалые (по словам г-на Ясинского) расходы на разработку и поддержку. Ежедневно в магазине совершается по нескольку покупок разной величины. Примерно треть клиентов пользуется кредитными карточками, а половина является корпоративными покупателями, оплачивающими покупки по безналичному расчету, остальные резервируют товар, с тем чтобы подъехать за покупкой в удобное время. Последнее особенно актуально для немосквичей.
Ниже мы расскажем о том, что видит пользователь, зайдя в магазин, как этот магазин создавался и как он устроен.
Как это выглядит
Итак, что же видит пользователь, зашедший в магазин? Во-первых, список товаров, находящихся на складе. Так как онлайновый “прилавок” привязан к системе автоматизации торгово-промышленного предприятия, то этот список содержит те же изделия, что имеются в продаже и в обычных (не виртуальных) магазинах “Формозы”.
Содержимое склада представляется в виде иерархической древовидной структуры, базовыми элементами которой являются группы товаров. Если щелкнуть мышью на группе, то она разворачивается, открывая список подгрупп или конкретных изделий определенного типа. Покупатель может посмотреть картинку с изображением товара и его характеристики, а также добавить его в свою корзинку.
Наполнив корзинку, клиент отдает команду “Выполнить заказ” и выбирает удобную для него форму оплаты. Если он покупает в магазине впервые, его попросят указать некоторые сведения о себе - имя, телефон, адрес. Корпоративный покупатель сообщает название предприятия, номер расчетного счета, имя и телефон контактного лица. На этом этапе покупателю присваивается идентификационный код. Когда он зайдет в магазин в следующий раз, всю указанную выше информацию можно будет не вводить - достаточно указать свой код. Затем клиенту пересылается счет, по которому он может оплатить и получить товар в магазине в течение 3-х суток (вообще-то счет распечатывать необязательно: можно просто запомнить его номер).
Как уже говорилось, онлайновый магазин позволяет осуществлять оплату по кредитной карточке. В этом случае вместе с информацией о себе или своим кодом клиент сообщает номер кредитной карты, после чего происходит авторизация кредитной карточки в процессинговом центре “Мультикарта”. В случае успеха деньги на счету клиента блокируются, а товар на складе резервируется.
Так выглядит виртуальный магазин фирмы “Формоза”
После этого сотрудники фирмы связываются с покупателем по телефону и отправляют ему товар с курьером; при желании клиент может приехать в магазин и забрать покупку сам. В момент передачи товара кредитная карточка клиента прокатывается, и он закрепляет сделку своей подписью на слипе. Так как авторизация карты осуществляется в момент резервирования товара, то при ее прокатке взаимодействие с процессинговым центром уже не требуется. В завершение операции слип передается в банк, а деньги списываются со счета покупателя и переводятся на счет магазина.
Доставка по Москве обходится во столько же, во сколько при покупке в обычном магазине (сейчас $25; при приобретении на сумму свыше $800 она осуществляется бесплатно). При этом на весь товар, купленный через Интернет, предоставляется скидка в 2%.
Корпоративному клиенту просто высылается счет с указанием всех реквизитов. Товар может быть получен в магазине или доставлен заказчику после перевода денег по этому счету.
Внутреннее устройство
Клиентский интерфейс магазина представляет собой загружаемый в браузер пользователя аплет на языке Java версии 1.02. Этот аплет может быть передан клиенту как в сжатом CAB-формате (если используется браузер Microsoft Internet Explorer), так и в несжатом (при использовании Netscape Navigator). В первом случае пользователь может начать работу несколько быстрее, хотя опыт общения с магазином показывает, что время загрузки при применении Navigator также вполне приемлемо.
Для отображения сообщений аплет использует векторные шрифты, это позволяет (хотя и не очень быстро) выводить сообщения по-русски на любом браузере, поддерживающем Java спецификации 1.0.2 и выше. Использование довольно старой версии Java тоже гарантирует совместимость с наиболее распространенными типами браузеров.
Аплет устанавливает соединение по протоколу IIOP (Internet InterORB Protocol) с работающим на сервере “Формозы” CORBA-совместимым брокером запросов, по существу функционирующему как монитор транзакций. Вторым “концом” брокер подключен к серверу Web-приложений, взаимодействующим с системой “Монополия”. Этот сервер, являющийся собственной разработкой компании, целиком написан на Си++. Доступ к базовой странице магазина обеспечивается при помощи Web-сервера Apache, а для организации базы данных предприятия применяется СУБД Oracle 7. Так как апплет использует дополнительный порт для связи с брокером запросов, Интернет-магазин может не работать у клиентов, использующих некоторые типы брандмауэров или proxy-агентов.
Для работы той части системы, которая, собственно, и относится к магазину (Web-сервер, сервер Web-приложений, брокер запросов), используется не особо мощный по теперешним меркам компьютер, оснащенный процессором Pentium/90 с 48 Мб ОЗУ, функционирующий под ОС Solaris. По словам специалистов “Формоза-Софт”, для обслуживания имеющегося потока клиентов его ресурсов пока вполне достаточно.
Вся работа комплекса контролируется оператором, на которого, в частности, возложена обязанность связи с клиентами и отсечения части пользователей, очевидно зашедших в магазин лишь “поиграть” (такие пользователи часто указывают свое имя, адрес и телефон типа “ggg”, “Бил Гейтс”, “Белый Дом”, “1234567” и т. д.). Кроме того, он ежедневно контролирует правильность работы магазина и системы авторизации.
Организация платежей
Одним из наиболее интересных свойств магазина является его интеграция с платежной системой, позволяющая осуществлять покупки по кредитным карточкам.
Наиболее часто обсуждаемой темой относительно покупок через Интернет является проблема распределения рисков. Ясно, что совершая покупку по карте, рискуют все - пользователь, сообщающий номер карты, магазин, ее принимающий, и банк, переводящий деньги. Однако Анатолий Ясинский считает, что человек, применяющий кредитную карточку для покупок в его Интернет-магизине, рискует ничуть не больше, чем тот, кто использует ее в обычном магазине. Ключевым моментом при организации такой формы оплаты, сводящим к минимуму риски сторон, является физический контакт работника магазина и покупателя в момент передачи товара. Как же распределяется риск?
С точки зрения клиента риск при совершении покупки через Интернет-магазин не выше, чем при любой другой операции с карточкой, например при оплате услуг ресторана или гостиницы. В двух последних случаях перехватить ее номер (и даже не только номер, а например, снять слип) и использовать его в нечестных целях гораздо проще, чем в Интернет-магазине. А так как вне Интернет карточки применяются гораздо чаще, то и опасность потерять деньги за ее пределами значительно выше. Схемы же защиты пользователя кредитных карточек уже давно выработаны и с успехом применимы и к Интернет-транзакциям.
Например, в обязанности работника магазина (в том числе курьера) входит проверка паспорта покупателя на соответствие c информацией, содержащейся на кредитной карточке. В случае отсутствия паспорта операция может аннулироваться. Поэтому купить что-либо по чужой кредитке в Интернет-магазине Формозы затруднительно (сговор - особый случай). А пока магазин не получил слип карточки, заверенный подписью клиента, деньги со счета последнего в банке не переведут.
Если же кто-то все-таки сумел воспользоваться информацией о вашей кредитной карточке и вы это обнаружили (с вашего счета стали исчезать деньги), можно обратиться с опровержением операции в банк, и деньги вам обязаны вернуть. Отношения с организациями, осуществившими неправомочные транзакции, банк затем выясняет сам.
Таким образом, риск того, что кто-то сможет купить товар за ваши деньги, используя украденную у вас кредитную карточку (или ее номер) минимален и относится скорее к проблемам карточной технологии в целом, чем к проблемам Интернет.
Банк и платежная система в целом также рискуют мало, поскольку деньги, возвращаемые при необходимости клиенту, взимаются в итоге с торговой точки, принявшей карту.
Магазин несет наибольший риск в этой операции, так как в случае чего он оказывается без товара и денег. Для сведения своего риска к минимуму, магазин не сразу снимает необходимую сумму со счета клиента, а только ее резевирует. В дальнейшем покупатель и продавец обязательно встречаются при передаче товара. В этот момент и создается так называемый слип (документальное подтверждение покупки), на котором и расписывается владелец карточки. Полученный слип является для магазина и процессингового центра подтверждением совершенной сделки. В момент снятия слипа кассир (или курьер) сверяет подпись владельца карточки с образцом и в спорных ситуациях может попросить у вас паспорт.
В целом при работе через Интернет риск для торговой организации сопоставим с риском при обычном использовании кредитных карточек.
Сейчас виртуальный магазин “Формозы” работает с процессинговым центром “Мультикарта”, который и решает все задачи, связанные с авторизацией кредитных карточек.
Для физического подключения к сети платежной системы на разных этапах использовались разные технологии. Вначале доступ осуществлялся по телефонным линиям, и пользователям приходилось довольно долго ждать, пока не установится соединение и не пройдет авторизация. Сейчас магазин пользуется шлюзом из Интернет в сеть X.25, предоставляемым провайдером.
Перспективы
В будущем “Формоза-Софт” собирается развивать как сам магазин, так и лежащую в его основе систему “Монополия”. Например, в одной из следующих версий у “Монополии” появится пользовательский интерфейс, ориентированный на работу на тонком клиенте. В этом случае разница между рабочим местом пользователя системы “Монополия” и посетителем, заходящим в магазин из Интернет, нивелируется: оба они получат интерфейс, основанный на Oracle Forms. Весь комплекс задач намечается решить не прибегая к другим средствам разработки, кроме Designer/2000.
Фирма готова предоставлять услуги по организации виртуальных магазинов заинтересованным участникам рынка. Среди возможных планов - создание своего торгового ряда.
Итак, онлайновый магазин “Формозы” прошел проверку временем, с лихвой окупив вложенные в него средства. Сейчас все больше фирм также создают в Web свои торговые точки. Многие из них пока не приносят прибыли и являются скорее экспериментальными, нежели коммерческими проектами. Однако по мере расширения Сети эта отрасль будет развиваться и у нас, и опыт, накопленный компанией “Формоза-Софт”, может пригодиться каждой фирме, начинающей свой бизнес в Интернет.
Телефон фирмы “Формоза-Софт”: (095) 219-0817.
С автором статьи можно связаться по адресу: vbor@pcweek.ru.