Алексей Роговцев
Одна из главных заповедей торговли - показать товар лицом. Действительно, кому приятно копаться в развалах, выискивая в большой куче разных предметов нужный товар. Электронная коммерция - та же торговля, и от того, насколько удобен для покупателя электронный магазин, во многом зависит успех компании, решившей выйти на этот пока еще новый рынок.
Открыть хороший электронный магазин - задача не из легких, и лучше ее поручить специалистам. Московская фирма Quarta Technologies (www.quarta.ru) является одной из компаний, работающих на рынке электронной коммерции. В ее послужном списке четыре успешно функционирующих электронных магазина, причем два из них сделаны по заказу зарубежных фирм (адрес одного из них: http://discshop.com). О том, как и с помощью каких инструментов создаются предприятия электронной коммерции, рассказали директор компании Quarta Тарас Демьянков и консультант Андрей Крючков.
Quarta Technologies начала работать в области электронной коммерции год назад. К тому времени у нее было устойчивое реноме компании, поставляющей утилиты и решения для Windows NT, и имелся свой Web-узел. Поэтому естественно возникла мысль: “А почему бы не открыть собственный электронный магазин?”. Тем более что коллектив вполне представлял себе, как это следует делать, и ему это было по силам.
Результаты работы магазина оказались более чем удовлетворительными: в течение года в нем зарегистрировалось около 7000 посетителей, ежемесячная сумма заказов составляет около 20 000 долл. Интересно, что основными клиентами являются люди, живущие в Красноярске, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Находке и других городах, причем они делают заказы практически на все - начиная от книг и заканчивая ПО.
По словам представителей компании, работа над усовершенствованием магазина идет постоянно: изменяется его оформление, добавляются новые разделы, программные элементы. Тем не менее создание электронной торговой точки не было самоцелью, задача заключалась в другом. Во-первых, хотелось понять технологию, а во-вторых, компания стремилась овладеть новым видом деятельности - разработкой и консультациями в области электронной коммерции.
В течение последнего года сотрудники компании неоднократно выступали на различных семинарах для бизнесменов, проводимых, в частности, Академией народного хозяйства. На семинарах, как правило, рассматриваются вопросы, помогающие найти новые методы ведения бизнеса, новые его области. Всего за год было сделано около десяти докладов в Москве и других городах, и это принесло свои плоды. После первого же семинара компания получила заказ на создание электронного магазина, который сейчас уже открыт, в процессе разработки находится еще несколько.
Кому-то может показаться, что три электронных магазина за год - мало, но в компании Quarta Technologies так не считают: “Это нормально, если делать хорошие системы. Можно, конечно, штамповать магазины на конвейере по $200 за штуку, но у нас другой подход. Для нас любой заказчик - особенный, соответственно и подход к нему и его заказу тоже индивидуальный”.
Разработка каждого проекта занимает один-два месяца - все определяется тем, насколько заказчик готов к появлению у него виртуального магазина, каким он его хочет видеть и что он конкретно планирует от него получить. Сейчас любая компания в той или иной степени имеет у себя то, что называется back-office (склады, товарные операции, базу данных и средства работы с ней). Задача состоит в том, чтобы создать front-office, т. е. систему средств представления и обновления этой информации в электронном магазине на Web-узле. По словам Андрея Крючкова, основные усилия, примерно 60%, приходятся именно на front-office, а остальные 40% - на работу с back-office. Главная задача - связаться с базой данных и публиковать информацию на Web-узле, причем это надо делать так, чтобы покупателю было интересно (а заказчику - выгодно), не забывая, конечно и об обратной связи: заказ - база данных.
Так выглядят витрины электронных магазинов (http://future.quarta.ru, http://www.mtm.msk.ru), разработанные компанией Quarta Technologies
Как правило, над проектом работает команда из шести человек, в нее входят программист по базам данных, дизайнер HTML-страниц и художник, специалист по бизнес-логике, администратор сети и менеджер проекта. Каждый из них пользуется определенными программными средствами: Microsoft SQL Server, Access, Visual Studio, но, как сказал г-н Крючков, “неважно, на чем написан тот или иной модуль, главное - какие услуги предоставляются посетителю электронного магазина+”. Но в одном политика компании остается неизменной - все ее проекты делаются на основе Microsoft Site Server и, конечно, Windows NT. Почему Site Server, а не продукты других фирм? Во-первых, по мнению представителей Quarta Technologies, другие средства для создания систем электронной коммерции стоят гораздо дороже. Во-вторых, Site Server имеет прозрачную архитектуру, большое число третьих фирм разрабатывают для него программные продукты, в его состав входят модули работы с известными платежными системами. Кроме того, функции Site Server хорошо описаны и документированы и, что немаловажно, для него организована техническая поддержка силами специалистов-добровольцев, имеющих статус Most Valuable Professional.
Microsoft Site Server 3.0 представляет собой набор интегрированных с Web-сервером инструментов разработки приложений и предназначен для организаций, использующих среду Интернет или интрасетей для выполнения ответственных бизнес-приложений, например коммерческого Web-узла. Site Server включает средства создания Web-узла и управления им, а также анализа находящейся на нем информации. Он позволяет разрабатывать компоненты для информационного наполнения Web, предусматривает инструменты персонализации и управления. Microsoft Site Server входит в состав семейства продуктов Microsoft BackOffice 4.0, информацию о котором можно получить по адресу: www.backoffice.microsoft.com.
Несмотря на то что компания Quarta Technologies успешно работает в области разработки средств электронной коммерции, по мнению ее сотрудников, у российских компаний сложилось неверное представление о бизнесе в Интернет: “У нас в России, к сожалению, нет правильного понимания электронной коммерции. В основном все сводится к продаже коробки или еще чего-нибудь случайно зашедшему Интернет-покупателю. А ведь электронная коммерция - это не только виртуальный магазин, это нечто гораздо большее, включающее в себя, например, и такое понятие, как business-to-business, и многое другое. В сложившемся положении есть определенная вина и компьютерных изданий, которые еще недостаточно внимания уделяют этой области информационных технологий и бизнеса”.
В этих словах есть доля истины, но редакция надеется, что эта статья и опубликованные обзоры по электронной коммерции (см. PC Week/RE, № 7/97, c. 49, № 9/98, c. 42) помогут восполнить существующий пробел.
С автором статьи можно связаться по адресу: rogov@pcweek.ru.