Первый взгляд
Павел Гродек
В те времена, когда я был маленьким отличником, жизнь была устроена просто. Успешность обучения зависела прежде всего от преподавателя. Повезло - ребенок будет знать математику. Не повезло - так и останется неучем, ведь знания и опыт преподавателя нельзя размножить в виде обычной книги. Появление компьютеров вызвало всеобщий энтузиазм и надежду, что интерактивные программы смогут помочь детям, которым не хватает внимания хороших учителей.
Обучение представляет собой обычное чтение
В последнее время мне приходится все чаще и чаще изучать компакт-диски с самыми разнообразными учебными программами, от обычных переложений бумажных учебников в электронный вид до серьезных проектов, задействующих аудио, видео и даже виртуальную реальность. И все больше и больше я убеждаюсь, что такие продукты - отличная помощь учителю, но ни в коем случае не его замена.
Давайте, к примеру, рассмотрим диск “Курс математики для школьников и абитуриентов”, созданный Л. Я. Боревским и изданный фирмой “КомпьюЛинк”. Хорошая методическая база, подробные объяснения по каждой теме, но неужели кто-то способен поверить, что ребенок будет сидеть и читать текст страница за страницей? Даже если его, как это сделано в программе, подбадривать жизнерадостной музыкой и забавными (хотя и странноватыми) фразами - приветствиями, поздравлениями и т. п. Увы, мечта об “учителе-автомате”, похоже, далеко за горизонтом.
Что же способен дать диск фирмы “КомпьюЛинк” ребенку, занимающемуся под руководством опытного преподавателя, в какой степени он облегчит работу учителя и чем поможет ученику? Начнем сначала - прежде всего нужно выучить определения, разобраться в аксиомах и теоремах. Формально все это на диске есть, и в достаточно разумном виде - навигация удобная, материал разбит по темам, а назначение каждой кнопки понятно. Но увы, по медицинским нормам сидеть за компьютером так долго, чтобы успеть прочесть все необходимое, ребенку просто нельзя. Так что придется по старинке, с книжкой. К сожалению, чисто компьютерные методы подачи материала (анимация, интерактивные модели, звуковые фрагменты и т. п.) не предусмотрены, а они могли бы послужить неплохим дополнением к тексту учебника.
После того как материал изучен, наступает пора так не любимых детьми всего мира контрольных. Есть на диске и такой раздел (собственно, этими двумя разделами его содержимое и исчерпывается). Нельзя не похвалить авторов за новаторский подход - наконец-то основное внимание уделено не рутинным, механическим операциям, расчетам на бумажке или калькуляторе, а технологии решения, поиску правильного пути к цели. задача ученика - просто нажимать на одну из кнопок, где описано или нарисовано следующее правильное действие (формула, картинка, тип действия - см. рисунок внизу).
Решение задач -это выбор правильного пути
Увы, великолепная идея оказалась реализована несколько слабее, чем хотелось бы. Варианты не всегда понятны и однозначны (ведь двигаться к цели иногда можно разными путями). Да и учет результатов несколько странен - каждое неверное нажатие кнопки просто добавляет единичку к счетчику попыток (как, впрочем, и каждая минута задержки ответа). И все, никакой возможности получить дополнительную информацию, почему выбранный вариант неправилен. Тем самым очень сильно поощряется механическое зазубривание страниц с формулами, что явно не пойдет на пользу ученику.
Справедливости ради надо отметить, что есть возможность (ценой одной попытки) получить правильный ответ на текущий вопрос, но в чем польза такого “дарового” ответа - непонятно. Можно заглянуть и в “теорию” (а точнее, в режим, где о каждой кнопке рассказано подробнее и приведены ссылки на соответствующие теоремы), но секундомер в этом случае не останавливается и за каждую минуту изучения материала засчитывается один “промах”.
В целом программа вполне заслуживает твердой четверки, она неприхотлива к ресурсам и устойчиво работает, дает возможность развить навыки именно поиска пути решения задачи, а не вычислений по готовым формулам, но без опытного преподавателя, по моему мнению, она не годится для серьезной работы.
С фирмой “КомпьюЛинк” можно связаться по телефону в Москве: (095) 931-9264 или по адресу: www.compulink.ru/cdrom.