Первый взгляд

Павел Гродек

Меня уже давно и серьезно достали проблемы с электронной почтой. С подачи Microsoft, поразвлекавшейся созданием новых кодовых страниц, нам в очередной раз пришлось пойти “своим путем” и дружно поделиться на два лагеря - остроконечников и тупоконечников. В какой кодировке от вас уходит почта? KOI-8? Или 1251? И сколько раз вам приходилось писать или получать письма типа “Izvinite, no vashe pismo nevozmozhno prochitat’, tak kak ono napisano po russki”? Кстати, фразу эту я не сам придумал - это цитата из письма в сети FIDO, ее авторство приписывается одному из близких к информатизации высокопоставленных лиц.

В последнее время к нашим радостям типа пяти кодировок (даже у китайцев жизнь проще) добавилось еще и международное бедствие: почта постепенно становится все более и более популярной, а отсюда проистекает масса неудобств. Тут и печально известный SPAM (заваливающие ваш почтовый ящик рекламные сообщения), и необходимость работать одновременно с несколькими почтовыми ящиками (один рабочий, для служебной переписки, второй домашний, для личной, а третий - запасной, “вечный”, на случай, если вы с работы уйдете и провайдера поменяете). И наконец, почты в вашем ящике уже сейчас наверняка многовато, причем с каждым днем она прибавляется, ведь количество людей, имеющих доступ в Internet, удваивается каждые несколько месяцев.

Разумеется, эти проблемы пытаются решить многие, каждый по-своему. “Арсеналъ” выпускает Reanimator, который пытается разобраться, что же сделано с текстом, лежащим в буфере обмена; многие программисты пишут для себя и раздают бесплатно небольшие программы того же назначения. Большинство производителей программ, работающих с электронной почтой, встраивают в них средства автоматического удаления, а иногда и разбора сообщений по определенному признаку. Жаль только, что все это в основном рассчитано на англоязычных пользователей.

Однако в последнее время, кажется, наметилась приятная тенденция: появились небольшие коллективы программистов, оперативно реагирующие на проблемы пользователей и выпускающие очень полезные продукты, ориентированные на российский рынок.    

 

Маленькие большие программы

Примерно до конца прошлого года я работал с электронной почтой из Netscape Navigator. Простенько, не Eudora и не Pegasus, но вполне работоспособно. Есть даже поддержка KOI-8 и 1251, хотя и не без проблем, поскольку не дает вручную переключать кодировки (точнее, дает, но все равно использует ту, что записана в письме), а писем с неверно указанной кодировкой приходит до обидного много. В последних версиях Communicator появились вполне работоспособные, хотя и довольно простые фильтры.

Увы, в один далеко не прекрасный день Communicator (точнее, его компонент под названием Messenger) отказался принимать очередную порцию почты, аварийно завершаясь на каком-то не понравившемся ему сообщении. Да и недостаток функций в нем к тому времени мне уже изрядно надоел. И решил я сменить почтовую программу. Знакомые порекомендовали обратить внимание не на знаменитые Eudora и Pegasus, а на российскую условно-бесплатную разработку молдавской фирмы RitLabs под названием The Bat!, что в переводе означает “летучая мышь”.

А через пару недель в редакции появился и второй продукт, посвященный решению проблемы Е-mail в масштабах фирмы - Flamingo российского отделения компании Samsung.

Знакомство с обеими программами меня порадовало, не так уж часто удается встретить продукт, задуманный и выполненный с умом. Да и проблем с почтой у меня теперь поубавилось, чего и вам желаю.    

 

Почтовая мышь

Мой коллега Александр Ливеровский, редактор раздела “Серверы и базы данных”, больше всего был поражен небольшим размером программы The Bat! Достаточно загрузить архив размером около мегабайта - и можно приступать к работе. Установка проблем не вызывает, первоначальная настройка тоже. Единственное, что может несколько смутить, - огромное количество настроек, которое предлагает The Bat!, но почти все они по умолчанию стоят в разумных значениях, а при первом знакомстве с программой их можно не трогать, что и предлагает программа установки.

Интерфейс у программы не просто многоязычный: язык пунктов меню и диалоговых окон можно даже переключать на лету, причем выбор предлагается из целых одиннадцати языков (подсказка пока доступна только на русском и английском, но для России этого вполне достаточно).

The Bat! -мощная почтовая программа небольшого размера

Поддерживается работа с несколькими пользователями или несколькими почтовыми ящиками, в каждом из которых можно создать произвольное количество вложенных папок. Для безопасности ящики можно защитить паролями, а в случае нескольких пользователей - приписать к группам, назначив им необходимые права доступа и изменения настроек. Почта загружается автоматически через заданный интервал, а при необходимости и вручную, по нажатии соответствующей кнопки. Если нужно, The Bat! периодически дозванивается до провайдера самостоятельно и забирает почту.

Самые интересные особенности The Bat! на первый взгляд незаметны. При избытке почты, пользователям, работающим с модемом, неразумно скачивать гигантские письма, особенно рекламные, можно большую их часть удалить прямо на сервере или перенаправить, куда надо. Для этой цели предназначен диспетчер писем. Отдельной похвалы заслуживают средства фильтрации входящей почты (причем имеется возможность не только удалять или перемещать письма в разные папки, но и автоматически отвечать на них).

Когда нужно работать с несколькими почтовыми ящиками, очень удобно, что для каждого ящика и даже для каждой папки настраивается свой набор шаблонов для нового письма, ответа и переадресации. Это позволяет вести несколько проектов, пользуясь электронной почтой для каждого по отдельности. К примеру, человек, который работает в строительной фирме, а в свободное время ведет Web-страницу с автомобильными новостями, может с помощью нескольких фильтров (к примеру, на слова “автомобиль”, “новость”) перемещать полученную почту, посвященную его хобби, в специальную папку, причем в исходящих из нее ответах в подписи вместо слов “Строительная фирма X” будет стоять “Посетите мою Web-страницу с автомобильными новостями по адресу Y”.

The Bat! содержит много “мелочей”, облегчающих жизнь. Большинство из них весьма интуитивны, так что достаточно будет их просто перечислить. Есть встроенная поддержка программы шифрования PGP, так что письма можно подписать или зашифровать нажатием одной кнопки. Произвольное количество окон для чтения писем может быть открыто одновременно, причем работа в любом из них не мешает The Bat! получать почту и выполнять любые другие действия - полноценная поддержка многопоточности очень удобна в работе.

Практически все в программе настраивается по желанию пользователя - цвета (в том числе подсветка цитат и электронных адресов), шрифты и другие элементы оформления. Отличная адресная книга позволяет часто используемые имена помещать в контекстные меню полей “Кому” и “Копия”. Есть функции запоминания последних использованных адресов, проверки правописания и проигрывания настраиваемых звуков по приходе почты. Прибавим к этому большие планы на будущее: поддержка сообщений в формате HTML, столь популярных в последнее время, дальнейшее улучшение системы шаблонов, а также использование протокола IMAP, возможности которого сегодня не используются почти нигде. Этот протокол может решить многие проблемы электронной почты на предприятиях. Планируется также импортирование базы сообщений из наиболее распространенных форматов почтовых программ.

По словам авторов из фирмы RitLabs, сейчас The Bat! успешно продается во всем мире, причем особенно популярна почему-то среди китайцев. А российские пользователи, как это ни обидно, чаще предпочитают ворованные копии.

И напоследок - о поддержке пользователей. Через некоторое время после установки я столкнулся с проблемой: The Bat! после приема почты стала зависать. Я обратился в RitLabs, и через десять дней появилась новая версия, где ошибка была исправлена (правда, все эти дни письма пришлось снова читать в Netscape Communicator).    

 

Flamingo

Подразделение ПО фирмы Samsung Electronics тоже не сидело сложа руки, а придумало свой подход к решению проблемы электронной почты в организациях, создав продукт Flamingo. И устроен этот продукт по-другому, и решить призван совсем другие вопросы, да и занимает он пять дискет, что вполне соответствует его функциональности. Прежде всего необходимо отметить, что работает он не только с Е-mail, но и с факсами, причем имеет возможность отправлять их как по факс-модему, так и по Internet. Программа разрабатывалась не для розничной торговли, а для установки в рамках фирмы, так что пока русский язык не поддерживается.

Flamingo -комплект для крупного предприятия

Несколько компьютеров с Flamingo, объединенных локальной сетью, могут работать совместно, некоторые из них - как серверы, принимающие и отправляющие сообщения, а остальные - как клиенты. Очень богаты возможности администрирования: ведется подробный журнал всех действий, автоматизировано практически все что можно, поддерживаются группы пользователей, есть резервное хранение и восстановление базы сообщений (чего, увы, пока лишен The Bat!) и другие возможности.

В локальной сети может быть несколько серверов (как для почты, так и для факсов), и нагрузка будет распределяться между ними динамически. Причем для конечного пользователя все виды почты (в том числе факсы) доступны единообразно, можно, к примеру, отправить одно и то же письмо как по E-mail, так и по факсу, достаточно выбрать адресата из списка.

Посланное письмо не исчезает бесследно, как это обычно бывает с электронной почтой, система следит за его прохождением и в специальной графе показывает текущее состояние: послано ли это письмо, принято ли, прочитано ли. Если письмо (по локальной сети) еще не прочитано, есть возможность отозвать его.

Имеются широкие возможности удаленного доступа (как по модему, так и через Internet), так что, уехав в командировку, сотрудник не потеряет связь с клиентами и коллегами.

Сценарии автоматической обработки почты во Flamingo создаются очень удобным, весьма автоматизированным образом - на базе отмеченного письма можно построить фильтр и задать способ обработки, после чего все будет происходить без участия пользователя.

Если сравнивать с The Bat!, то функций для работы с электронной почтой несколько меньше (возможности фильтрации писем практически совпадают, а вот сложных шаблонов и диспетчера писем на сервере нет), но дополнительные типы почты (факс и локальная почта) и средства для групповой работы (например, доставка сообщения с уведомлением в конкретный момент времени) могут привлечь к продукту более крупные фирмы, где интенсивный поток сообщений идет как внутри компании, так и вне ее.    

 

Кому это нужно?

Обе программы - долгожданное спасение от захлестывающего потока электронной почты, их можно порекомендовать практически каждому. The Bat! отлично подойдет для домашней машины или для организаций, где работа с почтой ограничивается обычной Е-mail, причем, похоже, эта программа уже в текущей версии (а обновления выходят с интервалом в неделю-две) способна решить большинство проблем. А Flamingo - серьезный корпоративный продукт, готовый снять с плеч администратора на крупном или среднем предприятии немалый груз забот по настройке и соединению в единое целое разнообразных систем передачи сообщений.

Версия для печати