Компьютерная телефония
Елена Покатаева
Область компьютерной телефонии, которая включает всевозможные средства передачи голосового трафика по компьютерным сетям передачи данных, кажется, побила все рекорды акселерации. Минуло всего два с небольшим года с тех пор, когда об этой области заговорили как о перспективном направлении технического прогресса. Но уже сегодня ветераны исследований рыночных тенденций наперегонки проставляют вешки на пути будущего развития отрасли и оценивают их в долларах, процентах и других единицах измерения. Это ли не явное свидетельство в пользу того, что отрасль прочно стала на ноги и именно здесь, на этом пути расторопных счастливцев ждут мешочки с золотыми монетами?
Вложения (в млн. долл.) конечных пользователей в компьютерную телефонию
Итак, как говорится в исторических исследованиях, первые упоминания о компьютерной телефонии (КТ) относятся к 1996 г., объем соответствующего рынка в том недалеком году исследовательская компания Frost & Sullivan оценила в 1,8 млн. долл. В 1999 г., по прогнозу IDC, он достигнет 560 млн. долл. и охватит 16 млн. пользователей в мире. Вышеупомянутая компания Frost & Sullivan предсказывает темп прироста отрасли на 149% ежегодно, что приведет к увеличению объема рынка КТ до 1890 млрд. долл. в 2001 г. Корпорация IDC, в свою очередь, сумела рассчитать, что в этом же 2001 г. суммарная длительность международных звонков с территории США по сетям с коммутацией пакетов составит 4 млрд. минут, а в пределах США таких звонков наберется на 8,5 млрд. минут, что составит менее 1% общего объема внутреннего и международного трафика. В 2002 г. оборот средств на рынке Интернет-телефонии, по данным IDC, вырастет до 20,5 млрд. долл. и 11% всех телефонных звонков будет совершаться посредством IP-соединения. Надо сказать, что компания Killen & Associates в своих долгосрочных прогнозах более сдержанна: она полагает, что объем рассматриваемого рынка достигнет к 2003 г. лишь 8 млрд. долл.
Поистине пророческий дар предвидения проявили компании ESSL Technologies (она предсказывает, что в 2006 г. Интернет-телефония составит 36% всех международных и междугородных звонков) и MCI (она считает, что в 2010 г. половина всех телефонных звонков будет осуществляться через Интернет). Как-то очень это напоминает “планов громадье”...
Нескончаемое разнообразие оценок и мнений вызвано тем, что, как и в любой достаточно юной области, переживающей период взрывообразного роста, неустоявшаяся терминология приводит к смешению понятий. Компьютерная телефония предполагает возможность передачи голоса по компьютерным сетям передачи данных с помощью дополнительных аппаратных и программных средств. Под это весьма широкое определение попадают тысячи разнообразных приложений. Интернет-телефония - лишь одно из этого множества приложений, характеризующееся тем, что голосовой трафик передается по пакетным сетям передачи данных на основе протокола IP. Очевидно, правильнее называть эту область IP-телефонией или службой пакетных голосовых соединений, что звучит наименее броско, зато наиболее точно отражает суть дела. Важно понимать, что IP-сеть является при этом носителем телефонного трафика, т. е. разговор происходит между абонентами городских или офисных АТС. Таким образом, этот процесс, безусловно относящийся к области телефонии, в корне отличается от того, что сейчас в сетях передачи данных называется передачей голоса поверх IP-протокола.
По аналогии с провайдерами Интернет тех, кто предоставляет услуги IP-телефонии, следует назвать ITSP (Internet Telephony Service Provider).
Компьютерная телефония стала ближе к народу
О достижениях российских разработчиков в области создания прикладных систем КТ, а также инструментальных средств их разработки мы писали неоднократно (см., например, обзор в PC Week/RE, № 39/97, с. 48). Нынешний этап ее развития характеризуется тем, что эта услуга стала доступна множеству пользователей, часто даже не подозревающих о том, что взаимодействуют с компьютерно-телефонной системой. (Речь уже не идет о системах голосовых меню и голосовой почте - эти приложения относятся уже к разряду традиционных.)
Кажется, совсем недавно мы вместе с авторами одной из статей (см. PC Week/RE, № 49/97, с. 39) только мечтали о том времени, когда средства КТ будут широко применяться для оперативного общения с телезрителями, выяснения рейтинга политических деятелей и проведения телефонных социологических опросов. Мечты воплотились в реальность гораздо быстрее, чем можно было ожидать.
Если как-нибудь ранним субботним утром, вспомнив счастливую пору детства, вы включите телевизор, чтобы посмотреть передачу “Позвоните Кузе”, то окажетесь в среде интерактивной телевизионной игры, функционирующей на базе системы компьютерной телефонии. Любой ребенок может позвонить в студию и стать участником игры, пользуясь кнопками телефонного аппарата как клавишами-стрелками на клавиатуре.
В течение новостной программы “Шесть главных новостей” на ТВ6 можно позвонить в студию и высказать свое мнение о важности обсуждаемых событий. Собранная в интерактивном режиме в ходе передачи информация позволяет узнать, какие именно события видятся нашим гражданам наиболее значительными.
Аналогичный подход применяет и Евгений Киселев, предлагая телезрителям воскресной программы “Итоги”, выходящей на канале НТВ, ответить на несколько животрепещущих вопросов. Система КТ, обслуживающая программу, способна в течение одной передачи обработать до 30 тыс. звонков. Ответы зрителей учитываются в реальном времени, г-н Киселев тут же использует их в беседе с приглашенными в студию лицами.
Системы, позволяющие проводить телефонные опросы, созданы московской компанией “МТУ-Информ” (www.mtu.ru) на базе центров обработки звонков (call center) Genesys. Они представляют собой компьютер, оснащенный тремя голосовыми платами D/600SC-2E1 корпорации Dialogic. Каждая такая плата поддерживает по два потока Е1, т. е. по 30 цифровых каналов. Таким образом, звонки пользователей поступают по 180 телефонным линиям одновременно. Правда, любители интерактивного общения с телевизионными ведущими утверждают, что в последнее время дозвониться до студии стало непросто. Похоже, пришла пора решиться на апгрейд.
Обобщенный портрет конечного пользователя КТ
Московская компания Tario Trading (http://tario.net), провайдер услуг КТ, провела опрос
среди своих клиентов. В течение января -марта 1998 г. было опрошено почти
2 тыс. человек. Вот какие результаты дало это исследование.
Продолжается развитие системы информационной поддержки клиентов телекомпании “Космос ТВ”, созданной на основе системы КТ компанией “Артикс-Лайн” (www.artix.ru). Эта телекомпания, осуществляющая коммерческий показ 18 программ спутникового телевидения, принимаемых со спутников “Интелсат 601”, “Интелсат 703”, “Ютелсат”, “Астра” и ретранслируемых с Останкинской телебашни в радиусе 50 - 60 км, получает от клиентов огромное число телефонных звонков с запросами справочной информации и технических консультаций. Эти запросы обрабатывает восьмиканальная справочная система, созданная на основе визуальной среды приложений PhoneDango компании “Артикс-Лайн”. Сейчас, в частности, с помощью системы телекомпания принимает заказ и передает тексты документов на факсимильный аппарат клиента, номер которого он вводит с клавиатуры телефона.
Аналогичная услуга входит в пакет офисных приложений КТ, разработанный фирмой Ланит (www.lanit.ru). Информационные справочные системы на базе средств КТ поставляют также компании “Светец”, FORTE’94, ИТЦ “Союз”.
Ряд операторов связи начали предоставлять населению справочно-информационные услуги на базе средств КТ. Так, компания “Телефонная связь Москвы” (ТСМ) с апреля предоставляет своим корпоративным клиентам, работающим на потребительском рынке, возможность распространять справочную информацию о своих товарах и услугах в автоматическом режиме, используя многоканальный московский номер, предоставленный ТСМ. Услуга действует круглосуточно и без выходных. Ознакомиться с этой услугой можно, позвонив по телефону: (095) 799-9999.
Корпоративным клиентам адресована еще одна новая услуга ТСМ - аренда виртуального конференц-зала для определенного числа участников и в определенное время. (Такую же услугу - в тестовом режиме - предлагает сейчас и корпорация AT&T. Заказав в ТСМ телеконференцию, вы получаете код доступа и сообщаете его остальным участникам конференции. В назначенное время все участники набирают телефонный номер конференц-центра ТСМ и в ответ на автоматический запрос вводят код доступа. Новая услуга прошла тестовые испытания, и в мае должно начаться ее предоставление на коммерческой основе.
Для создания виртуального конференц-зала применяется голосовая плата Spider корпорации Dialogic, способная поддерживать аудиоконференцию на 96 участников.
Компания ТСМ входит в группу компаний GTS, являющуюся владельцем и оператором ряда предприятий связи в Европе и Азии, включая “Совинтел”, “ТелеРосс”, “Совам Телепорт”, “Восток Мобайл” и “Гермес”.
“МТУ-Информ” в ближайшее время собирается предложить услуги, аналогичные тем, которые можно в США получить, позвонив по телефонным номерам с префиксами “800” (в этом, несомненно, заинтересованы все поставщики товаров и услуг, работающие на российском рынке) и “900” (эта услуга отличается от предыдущей тем, что звонки оплачиваются не заинтересованными компаниями, а абонентами сети общего доступа). По словам представителей “МТУ-Информ”, доступ к этим услугам будут иметь все абоненты московской городской телефонной сети, независимо от типа их АТС и телефонного аппарата.
Летом, по словам Марка Алерганта, зам. начальника отдела Интернет “МТУ-Информ”, компания намерена предложить жильцам многоквартирных домов услугу “аудио и видео по запросу”. Эта услуга, как считает он, может быть весьма недорогой, если использовать средство, подобное ПО BackWeb, которое позволяет получить заказанную информацию из Web в фоновом режиме, когда пользователь не работает с WWW. Такой подход дает возможность полностью использовать незадействованные мощности каналов связи с Интернет. По расчетам г-на Алерганта, пропускной способности 7 Мбит/с вполне достаточно, чтобы все жильцы многоквартирного дома вовремя получали в фоновом режиме нужные им аудио- и видеоматериалы для последующего просмотра.
Тем гражданам, которые за счет КТ хотят просто сократить личные расходы на междугородние и международные телефонные переговоры, следует обратиться к ближайшему провайдеру Интернет-телефонии. Сегодня это вполне реально, поскольку ITSP уже есть во многих российских городах и ближнем зарубежье. Сведения о провайдерах КТ приведены в таблице, более подробную и постоянно обновляемую информацию можно найти на Web-узле фирмы CompTek по адресу: www.comptek.ru/telephony/ip_telephony_for_user.html. По словам Алексея Амилющенко, эксперта CompTek по КТ, в момент своего появления в феврале этого года в списке было всего четыре фирмы. Впрочем, как видно из данных таблицы, функционирование многих сетей лишь планируется либо они находятся на стадии тестовых испытаний. По мнению г-на Амилющенко, наиболее активными российскими провайдерами услуг КТ являются три компании:
- RGC (прежнее название “АМТ-Линк”, www.phone.ru) - поддерживает связь с шестью городами России, с США, Германией, а также с международной сетью Интернет-телефонии Delta Three.
- Tario Trading (http://tario.net) - предоставляет соединение с 18 городами России, с США, Израилем, Кипром, Китаем.
- “ИнкомТел ТГ” (www.incomtel.ru) - ее услуги охватывают пять городов в России и СНГ и связь с сетью Delta Three.
Платформы КТ становятся все мощнее
Ширится спектр приложений КТ, ориентированных на частных лиц, а следовательно, увеличивается число внедрений систем КТ у телекоммуникационных провайдеров. Это означает смещение акцента в сторону мощных высокопроизводительных платформ КТ, предназначенных для применения в крупных корпоративных сетях и службах провайдеров услуг связи.
Такой вывод подтверждают данные о продажах голосовых плат Dialogic фирмой CompTek, являющейся единственным российским дистрибьютором этого производителя популярных аппаратных платформ компьютерной телефонии. По оценке Аркадия Воложа, генерального директора CompTek, объем продаж оборудования корпорация Dialogic в I квартале 1998 г. увеличился в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем это произошло в основном за счет высокопроизводительных цифровых плат, способных поддерживать четыре цифровых канала (E1 или ISDN) на одной плате. Год назад, наоборот, наиболее ходовым российским товаром были платы, поддерживающие аналоговые линии связи (до 16 каналов), которые находят применение преимущественно в небольших офисных системах.
Цифровые платы с высокой плотностью портов используются на городских АТС в различных регионах страны (объем продаж CompTek в Москве и регионах растет приблизительно одинаковыми темпами). Примечателен опыт городской телефонной сети (ГТС) Кемерова (www.info.kuzbass.net). Этот регион еще в 1993 г. стал опытной зоной для апробирования механизмов перехода на повременную оплату телефонных переговоров. После резкого снижения трафика в 1994 г. в течение 1995 г. он достиг прежнего уровня. И на сегодняшний день, как утверждают эксперты отрасли, Кемерово - один из самых передовых городов страны в области предоставления телефонных услуг. Теперь Кемеровская ГТС, кровно заинтересованная в том, чтобы люди как можно дольше “висели” на телефоне, делает доступными по обычному телефону такие услуги, которые обычно предоставляются в Web.
Все чаще операторы традиционных сетей связи выбирают системы КТ для оповещения задолжников по оплате. Готовые решения для подобных задач предлагают российские компании “Артикс-Лайн”, “Светец”, “СофтПро”, “Центр новых информационных технологий”, а также “Системы компьютерной телефонии” из Уфы и Smile из Донецка. Например, система оповещения BroadWord, разработанная “Артикс-Лайн”, используется одним из крупнейших провайдеров услуг сотовой связи в РФ в стандарте AMPS - компанией “Восток Мобайл”. Вокруг нее под торговой маркой UNICEL группируются 11 предприятий-операторов, каждое из которых обслуживает в своем регионе от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов. Для того чтобы оперативно обмениваться биллинговой и прочей служебной информацией, “Восток Мобайл” снабдила восемь региональных предприятий (от Архангельска и Мурманска до Астрахани и Волгограда) двухканальными платами Dialogic и установила ПО BroadWord.
Оригинальность системы оповещения SmileRing компании Smile заключается, во-первых, в применении архитектуры клиент-сервер: голосовая плата Dialogic устанавливается на серверной стороне, а ПО SmileRing - на клиентской. Во-вторых, программа написана на языке Java. Кроме того, ПО не ограничивает пользователя по количеству используемых линий, оно определяется лишь числом установленных в сервер плат Dialogic.
В течение нескольких месяцев в подразделениях ММТ в Москве действует система поддержки дебитных карт, созданная на базе решений КТ фирмы “Светец”.
Стерпится - слюбится
Незаметно стихла буря страстей вокруг Интернет-телефонии, бедной падчерицы, которая вдруг вознамерилась посягнуть на часть богатства, принадлежащего ее сводной сестре - традиционной междугородней и международной телефонии. Уже спокойно воспринимаются прогнозы Forrester Research о снижении к 2004 г. на 3 млрд. долл. доходов традиционной телефонии в США. Тем более что это означает снижение суммарного дохода американских телефонных компаний всего на 4%.
Тем временем ITSP-провайдеры IP-телефонии продолжают обживать телефонный мир, поначалу встретивший их так неласково. Сегодня самым популярным техническим решением для создания службы КТ являются голосовая, как правило многоканальная, плата Dialogic и ПО VocalТec Telephony Gateway (VTG). К телефонному серверу подключаются линии городской АТС, а ПО VTG настраивается на аналогичные шлюзы в других городах и странах, в которые можно позвонить. Клиент получает городской телефонный номер, который он должен набирать вместо знакомого сочетания “8 - гудок”, и персональный PIN-код доступа в систему.
Для связи с другим городом ITSP может либо установить там собственный шлюз, либо купить часть трафика через шлюзы других владельцев, что иногда оказывается выгодно. Как правило, каждый ITSP опирается на свою систему расчетов и придерживается собственных взглядов на требования к каналам связи. Существует, однако, организация, называемая Internet Telephony eXchange Carrier (ITXC), созданная на базе AT&T. Она не предоставляет услуги конечным абонентам, а занимается исключительно координацией взаимодействия провайдеров IP-телефонии.
Компания Delta Three - наоборот, является крупнейшим ITSP, предоставляющим услуги конечным абонентам во многих странах мира. Поскольку она располагает множеством собственных шлюзов по всему миру и развитой программой взаимных биллинговых расчетов, для доступа в другие страны и города имеет смысл рассмотреть условия подключения к сети Delta Three.
После этого уже можно готовить мешок для золотых монет, так как специалисты CompTek утверждают, что если назначить стоимость соединения для конечного пользователя на уровне 0,4 долл. за одну минуту (в США себестоимость одной минуты телефонного разговора с любым городом страны по Интернет составляет сегодня 0,07 - 0,17 долл.), то доход от продажи услуг Интернет-телефонии принесет 14 долл. в час, в то время как доход от продаж услуг доступа в Интернет составляет менее 2 долл. в час.
Однако не все так безмятежно в королевстве Интернет-телефонии. Такой услуги в нашей стране де-юре не существует, поскольку сегодня у нас действует спецификация на телематические службы, принятая почти десяток лет назад. Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) по поручению Госкомсвязьинформа готовит сейчас новый Руководящий документ (РД) по составу современных телематических служб, который, как ожидается, будет принят в июне. Положения нового РД станут основой для текста лицензии, выдаваемой каждому оператору связи.
В этом документе будет дано определение знакомых терминов: аудиоконференция, телеконференция, электронная почта и т. д., а также объяснено, чем же Интернет-телефония как услуга отличается от традиционной телефонии.
Г-н Волож из CompTek, координирующий в АДЭ деятельность по направлению IP-телефонии, считает, например, что самое главное отличие заключается в механизме коммутации. “Традиционная телефония подразумевает коммутацию каналов, так что платить приходится за время соединения, - пояснил он. - IP-телефония, функционирующая на базе сетей с коммутацией пакетов, означает оплату лишь реально переданных пакетов. Теоретически я могу начать телефонный разговор, придя утром на работу, а закончить вечером, но платить буду только за период не-молчания”.
Ждать осталось недолго. Судя по всему, мы стоим на пороге легализации Интернет-телефонии в России.
Платы изучают иностранные языки
К сожалению, при внедрении систем КТ встречаются препятствия не только юридического характера. Путь к мощным платам Dialogic, поддерживающим цифровые каналы, не усыпан розами. Дело в том, что под именем канала, например, Е1, сегодня скрывается до сотни разнообразных спецификаций. Практически в каждой стране стране мира принята своя, а иногда и не одна, система сигнализации Е1. Нас, естественно, более всего интересует поддержка спецификации R1.5, самой распространенной в России, чего нельзя сказать об остальном мире, где, допустим, спецификация R2 гораздо более популярна. Проблемы этой ужасающей несовместимости проистекают из того, что спецификация передачи данных Е1 разрабатывалась еще во времена, когда об интернациональной совместимости никто и не помышлял.
Таким образом, на пути успешного бизнеса корпорации Dialogic в нашей стране встал российский стандарт R1.5. В ноябре специалисты CompTek и Dialogic приступили к совместной работе над адаптацией цифровых плат Dialogic к спецификации R1.5, а сейчас в телефонных компаниях проходит бета-тестирование новых плат.
Адаптация потребовала модификации промежуточного ПО плат, которое теперь выполнено в виде стандартных модулей, исполняемых процессорами плат семейств D/300SC, D/600SC, DTI/SC. Оно позволяет применять стандартные средства программирования плат Dialogic при работе с отечественными АТС.
Работы по адаптации оборудования Dialogic выполнены своевременно - вскоре ожидается сертификация ее цифровых плат в Госкомсвязьинформе (аналоговые платы были сертифицированы еще около полутора лет назад).
В результате совместных изысканий CompTek и Dialogic в области цифровых протоколов на свет появился еще один полезный продукт - конвертер протоколов. Подобные системы выпускались различными производителями и раньше, однако они, как правило, были жестко ориентированы на два определенных протокола и, как любой заказной продукт, были достаточно дорогими.
Теперь платы D/300SC-2Е1, D/600SC-2Е1, DTI/300SC с новыми драйверами дают возможность конвертировать любую пару протоколов из числа таких, как R1, R1.5, R2, ISDN PRI, SS7.
Как бы откликаясь на усиление внимания российского рынка к цифровым голосовым платам, компания VocalTec объявила о выпуске новой версии своего ПО VTG, в которой появилась поддержка новых плат корпорации Dialogic, а также возможность подключения к телефонному серверу цифровых телефонных линий Е1, ISDN PRI.
Цена новой версии ПО VTG ниже, чем у предыдущей, а компания Comptek, в свою очередь, также объявила о снижении цен на это ПО.
Потребности в генераторах приложений
Вслед за ростом спроса на конкретные приложения КТ следует увеличение потребности в средствах автоматизированной генерации приложений. Недавно решила активизировать свою деятельность в России фирма Novavox (www. novavox.com), транснациональная компания, базирующаяся в Швейцарии и сполагающая представительством в С.-Петербурге. Ее ключевой продукт - генератор приложений КТ Smartphone - существует в версиях на 15 языках, включая русский. Вместе с ПО Smartphone компания поставляет несколько законченных решений, включая ПО для передачи голосовой почты и унифицированную систему передачи сообщений на базе ОС Windows.
При разработке своих продуктов Novavox учитывает особенности офисных АТС ведущих производителей, а те в свою очередь, как, например, Bosh, приобретают лицензию на технологию Smartphone и встраивают ее в свои офисные АТС.
Однако новому продукту придется осваивать наш рынок в условиях жесткой конкуренции, как с другими зарубежными поставщиками (Artisoft, Parity Software), так и с российскими компаниями (“Артикс-Лайн”, “Светец”, ЛАНИТ), занимающими достойные позиции на отечественном рынке средств разработки приложений КТ.
IP-телефония - это дешево или не очень?
Классический вариант IP-телефонии, который может реализовать на своем компьютере каждый обладатель доступа в Интернет, установив плату Dialogic и ПО VTG или Microsoft NetMeeting и обеспечивает дешевое соединение с низким качеством передачи голоса из-за отсутствия гарантированного времени передачи пакетов голосового трафика по сетям с пакетной коммутацией.
В эту область устремились поставщики сетевого и телекоммуникационного оборудования, разглядев перспективы для расширения своего бизнеса. Устройства, способные передавать голосовой трафик с гарантированным качеством передачи по IP-сетям, выпускают сегодня Cisco Systems, 3Com, RAD Data Communications, Motorola, MICOM и др. Как отмечалось в начале обзора, такой подход - передача голоса поверх протокола IP - нельзя назвать истинной IP-телефонией. Однако некоторые провайдеры услуг IP-телефонии, например “МТУ-Информ”, ориентированные на корпоративных заказчиков, рассматривают такой подход как еще один вариант реализации IP-телефонии - более качественный и дорогой.
В данном случае не следует забывать, что пакетная передача голоса с гарантированным качеством не может быть существенно дешевле традиционной телефонной связи. К тому же практически все телекоммуникационные операторы международного трафика, используют оборудование, поддерживающее при передаче сжатие голоса.
Напрмер, компания Tario Trading, обладающая распределенной сетью телефонных серверов по всей России и в других странах СНГ, требует от клиентов наличия выделенного 64 кбит/с, не занятого более ничем канала связи с провайдером. Такая связь оказывается дороже обычной IP-телефонии, но и качество ее заметно выше.
Итак, в нашем обиходе появился целый набор новых понятий:
- традиционная IP-телефония, для которой характерна дешевая голосовая связь низкого качества;
- “дорогие среди дешевых” услуг IP-телефонии, предлагающие повышенное качество передачи;
- дорогие средства, реализуемые для корпоративных заказчиков с помощью устройств, подобных семейству Cisco 3600. Действительно, почему бы не добавить передачу голоса к “красивому” решению ЛВС? Правда, подобные подходы обычно не предусматривают многоканальных технических решений.
Телефоны компаний: CompTek - (095) 135-4193, “МТУ-Информ” - (095) 258-7878, “Артикс-Лайн” - (095) 275-9181, “Светец” - (095) 265-7376.
В апреле корпорация Dialogic (www.dialogic.com) анонсировала свою стратегию выпуска новых продуктов в 1998 г. Ключевыми направлениями разработок станут:
- одноплатное решение IP-телефонии;
- поддержка шины CompactPCI;
- передача факсов в реальном времени.
Кроме того, компания намерена усилить в своих продуктах поддержку промышленного стандарта ITU-T H.323.
Провайдеры Интернет-телефонии в странах СНГ
Фирма | Координаты | Статус | Города и страны, с которыми поддерживается связь |
Delta Three |
| Работа в коммерческом режиме: для владельцев телефонных серверов Работа в коммерческом режиме: для звонков телефон - телефон(ПК) | США, Канада, Израиль, Англия, Сингапур, Парагвай, Франция, Филиппины, Япония, Австралия, Колумбия, Гонконг |
RGC | (095) 953-4612 | Работа в коммерческом режиме: для владельцев телефонных серверов Работа в коммерческом режиме: для звонков ПК - телефон | Москва, c.-Петербург, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, США, Германия |
Tario Trading | (095) 333-1401 | Работа в тестовом режиме | США, Кипр, Израиль, Китай, С.-Петербург, Владивосток, Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Пермь, Тбилиси, Тольятти, Ростов, Уфа, Самара, Хабаровск |
“ИнкомТел ТГ” | (095) 725-2300 | Работа в коммерческом режиме: для звонков ПК - телефон Работа в тестовом режиме | Москва |
ЗАО “Маяк” | (3832)-25-3871 | Работа в коммерческом режиме: для звонков телефон - телефон (ПК) | Новосибирск, Москва, США, Канада (вся территория)Терминация на любой телефон мира через сервер в Нью-Йорке |
“Крафтсвязь-Новосибирск” | (3832) 42-2796 | Работа в коммерческом режиме: для владельцев телефонных серверов Работа в коммерческом режиме: для звонков телефон - телефон (ПК) | Новосибирск, Москва, 230 стран мира |
Центр компьютерной техники и информатики СЮНИ | Армения, г. Эчмиадзин, тел. 4-7070 межд. код (374-59), из СНГ (8-885-59) | Планируется | Эчмиадзин |
ЗАО “РОН-Телеком” | Челябинская обл., г. Трехгорный (351-11) 6-0626 | Планируется | Трехгорный (Челябинская обл.), Челябинск |
АО RAKURS | Прага (420-2) 33-32-3134 | Планируется | Алма-Ата, Прага |
Tidex | (3842) 23-4403 | Планируется |
|
ЗАО “СКИФТЕЛЕКОМ” | +7 (8652) 24-3939 | Планируется | Ставрополь, Ставропольский край |
UTC | (572) 21-4134 | Планируется | Харьков, Будапешт |
Compulink |
| Планируется | Москва, Мирамар (шт. Флорида, США) |
Technology of Communication | (7-3142) 53-6576 (7-3142) 53-8365 (7-3142) 53-8464 | Планируется | Кустанай, Лисаковск, Рудный (Казахстан) |
Komtek | (812) 114-1314 | Планируется | c.-Петербург |
ADVANGE | (380-44) 440-8489 (380-572) 44-0503 | Работа в тестовом режиме | Киев, Харьков, Нью-Йорк |
ТОО МВП “Евгения” | (3832) 66-9136 66-3837 | Работа в тестовом режиме | Новосибирск |
Pro-texnika | +7 (3712) 546435 | Планируется | Ташкент |
ИМС | 380 (572) 47-1066 | Планируется | Харьков, Донецк, Монреаль, Нью-Йорк |
Raid-Link | (3422) 195-198 | Планируется | Пермь |
New Tel | 380 (572) 12-6395, 23-5812 | Планируется | Харьков, Киев, Одесса |
“Готти” | (3832) 18-5394 | Планируется | Новосибирск, Москва |
“РЕНЕТ КОМ” | (8452) 24-7104, 24-9393 | Работа в тестовом режиме | Саратов |
“Сервис ТВ-Инфо” | (0932) 30-6695 | Планируется | Иваново |
F1communications |
| Планируется | Орел |
“КрымТелекомСервис” | (0652) 27-9195 | Планируется | Киев, Москва |
Kenes Telekom | (3272) 32-2948 | Планируется | Более 25 городов в Казахстане, включая Алма-Ату, Акмолу |
“Новый город” | (3952) 34-0127 Факс: 1-406-248-1140 | Планируется | Иркутск |
Montana-Auction.com |
| Планируется | Биллинговые услуги, шт. Миннесота, США |
LUMSI-2 | (380) 642-551256 | Планируется | Луганск, Индия, США, Австралия |
ProNet | (346-2) 77-8809 | Планируется | Сургут |
TT TRANS | (013) 921-9623 | Планируется | Рига, Даугавпилс, Вентспилс |
“АрменТелеCom” | (8852) 72-4804 | Планируется | Ереван, Глендейл (США) |
ТОО “Сервер” | (3272) 30-2247 | Планируется | Алма-Ата, Грузия |
ЗАО “НКТ” | (8312) 30-0919 | Планируется | Нижний Новгород, Киров |
InfoCom.Inc |
| Планируется | Москва |
ООО "СКБ "Новые технологии" | (812) 963-9433 | Планируется | С.-Петербург |
ChronTel | 1 (718) 784-7832 | Работа в тестовом режиме | С.-Петербург, США |
"Онтарио ЛТД" | (416) 398-2217 (416) 398-3104 (416) 879-8877 | Работа в коммерческом режиме: для владельцев телефонных серверов | Торонто, Канада (работает), Греция, Голландия (планируется) |
AistNet | (380) 622-328479 (380) 622-328479 | Планируется | Донецк |