“Готовые витрины” упрощают развертывание систем электронной коммерции

Тимоти Дик (PC Week Labs)

Dell, Cisco и другие киты компьютерного мира давно делают большие деньги в онлайновом режиме, но компании, не имеющие достаточного опыта Web-программирования, зачастую остаются на обочине этого бизнеса.

Однако ждать им осталось недолго: производители уже почувствовали сладкий запах новых прибылей и устремились на него. Появилась новая категория продуктов, призванная заполнить образовавшуюся нишу. Речь идет о так называемых “готовых витринах” (prepackaged storefronts). Достоинствам и недостаткам одного из таких пакетов - Internet Commerce Server 1.1 (или ICS) корпорации Oracle - и посвящен этот эксклюзивный обзор Тестового центра PC Week Labs.

ICS, подобно другим конкурирующим продуктам, например Site Server корпорации Microsoft или Net.Commerce корпорации IBM, позволяет за считанные недели развернуть онлайновый магазин: больше не нужно создавать собственные узлы с нуля. Правда, подобные “готовые витрины” проигрывают заказным программным системам по гибкости использования, возможностям удовлетворения специфических требований компании и уровню интеграции с бизнес-процессами.

В то же время они, как правило, гораздо дешевле заказного ПО. Полный комплект ICS в расчете на один центральный процессор стоит 20 тыс. долл., но для покупателя, который уже использует сервер СУБД Oracle7 или Oracle8, эта сумма снижается и составляет 5 тыс. долл.

Правда, Oracle не включила в свой пакет ряд важных для электронной коммерции элементов. В нем отсутствуют модули налогообложения, отгрузки товара и оформления платежей, которые придется приобретать отдельно. К тому же нельзя забывать, что стоимость внедрения и интеграции любой системы электронной коммерции может в три-четыре раза превзойти затраты на ПО.

В ходе тестирования мы использовали ICS совместно с включенным в комплект Web-сервером, однако новое ПО способно работать и со множеством других серверов.    

Просто добавь покупателей

Базовый комплект ICS оснащен богатым набором встроенных компонентов электронного магазина. Мы нашли в нем инструментарий поиска и навигации, виртуальную тележку для покупок и даже простую схему предоставления скидок.

Основанный на СУБД механизм, дополненный графическим инструментарием администрирования и генерации отчетов, помогает компаниям быстро преодолеть начальные препятствия на пути электронной коммерции. К сожалению, ICS не решает таких важнейших задач, как оформление платежей за проданный товар, его отгрузки и расчета налогов. Чтобы обеспечить выполнение этих функций, пользователям придется обращаться к ПО фирм Cybercash, VeriFone, TaxWare International, корпорации Tandata и пр.

Нельзя не отметить и еще некоторых недостатков ICS: пакет не поддерживает стандартов электронного обмена данными (EDI), повторных заказов и интеграции с серверными компонентами. А ведь все это необходимо для работы современных средств обслуживания индивидуальных покупателей и большинства систем организации торговли между фирмами.

Oracle ICS позволяет изменить параметры онлайнового магазина или его внешний вид чисто графическими средствами

Подобные возможности предоставляют CommerceXpert корпорации Netscape Communications, LiveCommerce фирмы OpenMarket и некоторые другие продукты, однако за них, в зависимости от масштаба развертывания, придется выложить от 50 до 200 тыс. долл. Компаниям, которые не могут позволить себе таких затрат либо не имеют собственных разработчиков, неоценимую услугу по начальному развертыванию электронной торговой точки окажет комплект ICS.

Для построения структуры магазина нам оказалось вполне достаточно графического редактора, входящего в комплект (см. рисунок). Впоследствии с помощью этого инструмента мы могли изменять ее и тестировать внесенные изменения, а затем одной-единственной командой сохранять их на диске.

ICS предоставляет множество параметров для настройки магазина, позволяя оставаться в рамках иерархической структуры, предполагающей деления на секции по типу товара.

Можно создавать неограниченное число атрибутов и типов товаров, а также торговых секций. Внешний вид интерфейса магазина легко изменить при помощи любого HTML-редактора, благодаря чему его можно оформить в собственном неповторимом стиле.

Количество параметров настройки всего магазина в целом весьма ограниченно. ICS позволяет определить только один уровень предпочтений пользователей. Создать глобальные атрибуты (например, задать категорию налогообложения или информацию о месте хранения товара) здесь невозможно, поэтому такие данные приходится указывать для каждого продукта в отдельности.

ICS 1.1 выпущен в середине января для ОС SPARC Solaris (для тестирования мы установили пакет на двухпроцессорном компьютере UltraSPARC Enterprise 2 с ОЗУ емкостью 512 Мб). По сообщению представителей Oracle, в ближайшие месяцы будут выпущены версии и для других ОС.    

Торговля без “пирожков”

Когда конечный пользователь подключается к узлу электронной торговли, ICS просит его зарегистрироваться, а затем выводит на экран схему магазина, по которой можно свободно перемещаться с помощью браузера. Новинкой ICS 1.1 является то, что пользователям больше не нужно включать на своих браузерах опцию cookies. Единственное требование пакета - поддержка фреймов HTML.

Как и следовало ожидать от узла, который наполняется содержимым базы данных, ICS предоставил нам гибкие возможности поиска товара. Мы могли вывести на экран только определенные категории продукции или искать требуемый товар во всем магазине. В последнем случае используется механизм полнотекстового поиска, уже знакомый пользователям пакета ConText корпорации Oracle.

ICS создает для каждого зарегистрированного пользователя виртуальную тележку для покупок, а случайным посетителям предлагает пройтись по всему магазину.

В комплекте корпорации Oracle предусмотрена гибкая многоуровневая схема предоставления целевых скидок и поощрения покупателей. Выступая в качестве администраторов, мы могли разделить зарегистрированных пользователей на несколько произвольных категорий, определив для каждой из них общую систему цен. Можно было также снизить для той или иной группы покупателей цены на отдельные товары или предоставить купоны, дающие право на льготное приобретение товара в течение определенного времени.

Такие купоны могут действовать в отношении конкретных групп покупателей, категорий продукции или в отдельных секциях магазина. Более сложные системы скидок, в зависимости от предыдущих покупок того или иного пользователя (по принципу “купи 10, получи 1 бесплатно”) или содержимого его тележки, в пакете не предусмотрены.

Административная часть комплекта ICS содержит 10 простых отчетов, которые отражают основной трафик магазина, его ассортимент, а также данные о заказах покупателей. К сожалению, ни изменить существующие формы отчетов, ни добавить новые нельзя.

Правда, все данные ICS сохраняются в таблицах Oracle, что позволяет использовать для их анализа многочисленные средства генерации отчетов сторонних разработчиков. Так что, покупая этот комплект, нужно быть готовым и к приобретению некоторых дополнительных инструментов.

ICS позволяет загружать массивы данных о покупателях и товарах из внешних источников информации, однако сделать это не так-то просто. Сначала нужно загрузить их в виде простого текста, а затем провести трудоемкую подготовку полученного файла. Что ж, пользователям пакета придется выделить несколько дней на эту операцию или подождать, пока Oracle не предложит им программные средства для решения этой задачи.

Резюме для руководителей

 

Oracle Internet Commerce Server 1.1

 

ICS очень удобен для тех компаний, которые хотят быстро развернуть онлайновую систему обслуживания индивидуальных покупателей. Сравнительно открытая архитектура нового продукта позволяет легко подстраивать созданный с его помощью магазин под потребности владельца. Однако пакет плохо поддерживает торговые операции между фирмами и обладает недостаточно развитыми средствами организации поощрения покупателей.

Встроенный полнофункциональный интерфейс конечного пользователя, включающий в себя систему регистрации покупателей, механизм полнотекстового поиска и виртуальную тележку для покупок; графические инструменты администрирования; открытая структура на базе Java и HTML; хорошая поддержка со стороны независимых производителей.

Трудоемкость импорта данных о покупателях и товаре; невысокая скорость работы Java-инструментов администрирования; ограниченные возможности генерации отчетов и невозможность их расширить; изменять структуру серверной базы данных можно лишь по отдельным продуктам, глобальное изменение хранимой информации или метаданных не предусмотрено.

Корпорация Oracle, Редвуд-Шорз, шт. Калифорния, тел. в Москве: (095) 258-4180, www.oracle.com.

Методика оценки: www.pcweek.com/reviews/meth.html.

Версия для печати