Елена Монахова, Игорь Альтшулер
Заразная штука эти автоматы в казино - и хочешь пройти мимо, да не получается, хоть на пять центов, но сыграешь. Особенно приглянулись авторам в этот раз автоматы с колесом удачи - если Фортуна благосклонна к игроку, ему выпадает соответствующая картинка (с надписью spin), колесо начинает вращаться, громко мурлыкая, а выигрыш умножается на высвеченный на табло коэффициент. Бросать надо сразу по три монетки, и выиграть можно много, но еще больше - проиграть. Как повезет.
Приехавшие в середине мая в Лас-Вегас на конференцию объединенной корпорации “Галактика-Парус” аудиторы и консультанты, бухгалтеры и генеральные директоры, журналисты и вендоры с одинаковым рвением нажимали на кнопки “одноруких бандитов” в казино, всем своим видом демонстрируя, что бизнес - это тоже игра, в которой победы всегда чередуются с неудачами. При этом очень важно правильно выбрать время, автомат, стратегию игры, а еще важнее вовремя перейти к другому автомату или вообще остановиться и пойти спать.
Год назад корпорация “Галактика”, еще не плывшая в ту пору под “Парусом”, уже проводила свою конференцию в Лас-Вегасе в отеле “Аладдин”. Приехав вновь в этот Диснейлэнд для взрослых, мы с изумлением обнаружили наше прошлогоднее пристанище в развалинах: его в интересах развития бизнеса взорвали - более пяти лет здесь отели не живут. По этой причине конференция проходила в другом, более роскошном отеле Luxor, занимающем второе место в мире по величине, а своей формой повторяющем египетскую пирамиду в натуральную величину.
Пойдет ли объединенная корпорация аналогично гостиничным воротилам Лас-Вегаса по пути разрушения отжившего бизнеса с последующим возведением на его месте нового? Ответ на этот вопрос мы, вероятно, получим не позднее чем через год.
Девственность отечественного бизнеса
Как неоднократно можно было услышать на конференции, за прошедший год клиенты стали все больше воспринимать систему “Галактика” не как автоматизированную систему регистрации (учета), а как одну из частей общей системы управления предприятием. Уже сегодня, по статистике отдела пусконаладочных работ (ПНР), примерно половина заказчиков обращается не за программой автоматизации, а за управленческим опытом. Правда, когда заходит разговор о том, какие экономические и управленческие концепции положены в основу созданной системы и чем конкретно они отличаются от западных (MRP, ERP и др.), вразумительного ответа от сотрудников “Галактики” получить не удается. Звучит только утверждение, что в ней аккумулирован наиболее успешный отраслевой опыт. Видимо, придется подождать, пока наша новая, полусоциалистическая, полукапиталистическая экономика сможет подвести итоги своего тринадцатилетнего развития и на научном или на государственном уровне оформит результаты в виде отечественных концепций (или предпочтет западные, как это сделал, например, Татарстан). Тогда будет понятно, на какой основе следует строить и корпоративные информационные системы.
Сегодня в системе “Галактика” предлагается несколько отраслевых решений: для оптовой и розничной торговли, для холдингов, для транспорта, для нефтепереработки и нефтедобычи и др. Недавно появились модули - для ремонтных подразделений, организаций, работающих с векселями, для технической подготовки производства (ТПП), для предприятий по пошиву спецодежды.
Совместное движение “Галактики” и
“Паруса” начинается с Лас-Вегаса
К сожалению, подавляющее число предприятий, как подтверждает наша статистика, используют пока малую толику возможностей (в том числе и управленческих), заложенных в систему, - в основном это бухгалтерский учет и оперативный контур. По оценкам сотрудников корпорации, лишь 10% внедрений, проведенных в прошлом году, проходили по полному циклу - от обследования до ввода в эксплуатацию через реструктуризацию, бизнес-консалтинг и прочие обязательные при построении крупных систем этапы. Эта статистика - печальное подтверждение того факта, что пока редкое российское предприятие заботится о создании у себя единой и долговечной информационной инфраструктуры, охватывающей все процессы - планирование, расчет себестоимости, документооборот, производственный цикл и др. По-прежнему экономятся средства и предпочитаются “кусочные” решения. А значит, даже при наличии ряда недочетов, эта молодая система (ей в 1998 г. исполняется только три года) несколько опережает время и спрос.
Рок-н-ролл “ошпаренной кошки”
Система “Галактика”, как и многие другие отечественные продукты, создавалась в условиях явной нехватки ресурсов - финансовых и человеческих, со всеми вытекающими из этого последствиями (недостаточно проработанная схема тестирования ПО, слабая документация и пр.). При неразвитом “вкусе” клиентов, которые (вспомним 1995 г.) были страшно “голодны” и кидались на любое решение корпоративного уровня, если оно было дешевле западных аналогов, на многие недостатки программных продуктов пользователи закрывали глаза - только бы скорее залатать дыры, избавиться от жутких проблем с оперативным учетом.
Сегодня рынок заметно изменился: обострилась конкуренция, у заказчиков появился более широкий выбор отечественных систем, они уже не хватают “недожаренные пирожки” и вылавливать ошибки разработчиков своими силами не хотят. Наверное, поэтому на второй “галактической” конференции громче, чем раньше, звучали требования клиентов поскорее и потщательнее вылавливать все ошибки (вплоть до того, что предлагалось на год заморозить работы, связанные с наращиванием функциональности системы, а заняться только совершенствованием ее качества).
Руководство “Галактики” симпатично тем, что не боится самобичевания и проводит его в довольно грациозной манере. Дмитрий Черных, например, признался, что, стремясь сначала выйти, а затем удержаться на рынке корпоративных систем, его фирма вынуждена все время работать в ритме рок-н-ролла “ошпаренной кошки” - догонять многотысячные команды западных программистов, их многолетние достижения, право же, непросто. Приходится одновременно создавать технологии изготовления продукта, работы с клиентами, внутреннего управления и даже методики в области управления на основе аккумуляции передового бизнес-опыта. Слишком часто упрекают в ошибках - в том же ускоренном темпе расширяется служба тестирования, принимаются срочные меры для повышения качества и надежности ПО.
По мнению наблюдателей, внимательно следящих в последние годы за деятельностью корпорации, “Галактика” (и ее руководство) заслуживают звания “великих русских революционеров”, привыкших работать в основном в экстремальных условиях, с размахом, широтой и... надеждой на авось. Говорят, с возрастом все это проходит.
В принципе и в перспективе
Упоминая о перспективах развития комплекса “Галактика”, генеральный директор компании Дмитрий Черных подчеркнул, что после того, как операционный слой в нем реализован, на очереди следующий шаг - создание слоя управленческого, призванного обеспечить удобную работу руководителей с собираемой информацией. Для этого необходимо сделать простой, неизбыточный интерфейс, позволяющий проводить мониторинг данных, их фильтрацию и агрегирование, а в случае необходимости прослеживать информационные потоки до конкретного рабочего места, до каждой проводки.
Намечено расширить функции планирования (в сфере управления финансами, производства и т. п.). К концу года в системе должна появиться функция статического моделирования, предполагающего настройку (в некоторых пределах) системы на стандартные бизнес-шаблоны. Есть намерения впоследствии включить и динамическое моделирование, которое позволит, не останавливая работающую систему, добавлять в нее новые бизнес-процессы и автоматически переконфигурировать ИС (видимо, аналогично тому, как это делается в DEM у фирмы Baan).
В скором времени планируется переход от двухуровневой архитектуры клиент-сервер к трехуровневой с выделением серверов приложений.
В выходящей версии 5.5 предусмотрены многоуровневые иерархические классификаторы и более комфортная работа с отчетами (многопараметрическая отчетность).
Пересуды по поводу слияния
Думается, мы не ошибемся, если скажем, что наибольшее любопытство собравшихся вызвало объявленное на Комтеке слияние двух корпораций. “Галактика” объединилась с “Парусом” настолько “скоропостижно”, что хотя на сцене и висели флаги обеих фирм, но “Парус” был представлен на конференции лишь единственным участником - ее генеральным директором Александром Карпачевым.
Вновь прозвучала официальная версия причины слияния - обе фирмы намерены взаимно дополнять бизнес друг друга наиболее сильными решениями, а также высококвалифицированными кадрами и сбытовыми каналами, что в конце концов должно привести к мощному давлению на рынок. При всей гладкости приведенных формулировок остается подозрение, что они не могут быть главной целью такой масштабной перестройки двух далеко не маленьких компаний. Видимо, за этой акцией кроется что-то более фундаментальное, например привлечение крупных западных инвестиций, выход на новые (международные) рынки, переход в недалеком будущем в иное качество (скажем, открытое акционерное общество) и т. п. Безусловные подтверждения этим догадкам пока привести трудно, но присутствие на конференции и активная работа с сотрудниками объединенной корпорации представителя инвестиционной компании “Брансвик Варбург”, на наш взгляд, может служить косвенным доказательством их правомочности.
Многие участники конференции высказывали опасение, что механическое объединение двух разнородных бизнесов, имеющих различную рентабельность, динамику роста, опыт работы на разных рынках, может затормозить их развитие в ближайшие год-два (большая часть ресурсов будет тратиться на увязку программных линий и решение внутренних проблем). Мы со своей стороны вправе предположить, что весьма вероятны и сокращения, и конфликты на уровне руководителей однотипных подразделений при их слиянии (кого оставлять у руля, а кого переводить в подчиненное положение), и целый ряд других организационных и финансовых проблем.
Уверенно чувствующая себя на рынке бюджетных организаций корпорация “Парус” сеть своих представительств и дилеров создавала в основном (как и фирма “1С”) для продвижения коробочных продуктов (корпоративные решения “Паруса” не получили широкого распространения и нельзя говорить об их заметной доле на рынке). Установка коробочных продуктов при аккуратности и добросовестности внедренческих команд - дело практически безрисковое и обреченное на успех. Корпоративные же продукты предполагают другой подход: иные партнеры, иные финансовые схемы, иные (гораздо большие) риски. Смогут ли каналы, “выкопанные” для одного вида бизнеса, удержать половодье проблем других видов бизнеса? На наш взгляд, это вопрос довольно спорный.
Что изменилось в системе и в фирме ”Галактика” за минувший год?
- Сделан серьезный шаг к интероперабельности. Завершается тестирование Oracle- и MS SQL-версий, выход их коммерческих вариантов на рынок ожидается в июне - июле текущего года.
- Значительно вырос и продолжает расти департамент консалтинга и пусконаладочных работ (ПНР), хотя его ресурсов по-прежнему недостаточно. Отчасти решить эту проблему руководство “Галактики” рассчитывает за счет использования персонала присоединившегося “Паруса”.
- Создан методический совет департамента ПНР, занимающийся перспективными разработками и исследованиями, активизировано создание библиотеки бизнес-процессов и эксплуатационных схем.
- Началось преобразование системы “Галактика” в открытую систему: два вида интерфейсов уже разработаны, ряд других находятся в стадии проектирования.
- Объявлена программа партнерства, реализация которой позволит подключать к системе специализированные программные продукты третьих фирм, обеспечивающие решение задач в различных предметных областях. Собственные средства разработки “Атлантис” будут предоставлены партнерам, намеревающимся присоединиться к движению “Совместимо с "Галактикой"”.
- Выпущена Windows-версия системы (с апреля изготавливается по 20 дистрибутивов в день).
- С конца 1997 г. для более эффективной борьбы с ошибками в ПО в компании введена новая четырехступенчатая система тестирования, усилены занимающиеся этим группы (6 человек в Москве и 14 в Минске).
- В 1997 г. силами московского департамента ПНР (на который приходится львиная доля всех внедрений) комплекс “Галактика” был введен в эксплуатацию на 90 предприятиях. К 1999 г. за счет привлечения сотрудников “Паруса” планируется довести это число до 350 внедрений.
- Ведется пилотный проект по созданию системы внутреннего корпоративного документооборота “Галактика” на базе Lotus Notes. В случае успешного завершения работ есть вероятность ее интегрирования в систему “Галактика”.