КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Петр Чачин

В Москве завершила свою работу 10-я международная выставка систем и средств связи, компьютеров и оргтехники “Связь-Экспокомм’98”. Она была организована ЗАО “Экспоцентр” (www.expocentr.ru), фирмой E. J. Krause & Associates (США), Госкомсвязи и Минэкономики России. В этом смотре приняло участие свыше 500 фирм, предприятий и организаций из 35 государств.

Петр Чачин

Нынешняя выставка по числу стран-участниц и экспонентов несколько превосходила прошлогоднюю. В целом “Связь-Экспокомм’98” сохранила имидж крупнейшего телекоммуникационного форума в странах СНГ. Как и прежде, на выставке заметное место занимали российские предприятия (их было около 300). Правда, это в основном были дистрибьюторы, дилеры и реселлеры известных международных компаний, и в конечном счете на “Связь-Экспокомм’98” доминировали иностранные производители и зарубежная продукция.

Крупные стенды имели компании Alcatel, Ericsson, Lucent, Motorola, NEC, Nokia, Siemens, Qualcomm, а также российские структуры - Минэкономики, Госкомсвязи, ФАПСИ, фирмы “Комстар”, “Комбеллга”, “Ростелеком”, ГПКС и ряд других.

Выставка была многолюдной, содержательной и значительно более деловой (по статистике от 70 до 80% ее посетителей - специалисты), чем многие другие компьютерно-телекоммуникационные форумы, проводимые в Москве.

Вместе с тем, мне до сих пор непонятно, почему на столь крупном международном мероприятии фактически бездействовал пресс-центр и можно ли найти стенд участника по его номеру?

Хотелось бы отметить две особенности, которые отчетливо проявились на нынешней выставке: кризис традиционной отечественной промышленности средств связи (ПСС) и ускорение темпов научно-технического прогресса в современных российских телекоммуникациях.

Производство средств связи является одним из основных направлений деятельности предприятий оборонной промышленности. В доперестроечные времена они выпускали около 80% общего объема российской телекоммуникационной продукции гражданского назначения. На выставке развернули свою экспозицию 30 предприятий этого комплекса. Если учесть, что под эгидой Департамента радиопромышленности и промышленности средств связи Минэкономики числится свыше 150 предприятий только ПСС, то участие “оборонки” в выставке выглядит более чем скромно. Это вполне объяснимо, поскольку три четверти предприятий Департамента имеют неустойчивое финансовое положение, ряд из них - фактически банкроты. Поэтому на выставке были представлены только наиболее благополучные предприятия отрасли - ГП “Дальняя связь” (Санкт-Петербург), НИИ ЭКОС,

МНИРТИ (Москва) и некоторые другие. Их новые разработки интересны и актуальны, но далеко не всегда соответствуют уровню лучших мировых образцов, из-за чего происходит снижение объемов экспорта предприятий Департамента (в прошлом году на 12%). Выставка показала, что сейчас отрасль больше, чем когда-либо ранее, нуждается в серьезной государственной поддержке либо реструктуризации.

Надо отметить, что ничего революционного, сверхнового на выставке показано не было. Ведущие мировые производители продемонстрировали в Москве в основном ту же технику, что и два месяца назад на CeBIT’98 в Ганновере. И это, на мой взгляд, никак не снижает значение московского форума телекоммуникаций, скорее наоборот, показывает, что дистанции между нами и мировым сообществом в этой сфере деятельности практически нет. В качестве иллюстрации - пример из области пейджинговых коммуникаций.    

В марте на CeBIT компания Motorola (www.mot.com) в числе более чем 20 своих новинок показала графический пейджер Advisor Graphix (см. PC Week/RE, № 14/ 98, с. 48). Но мировую премьеру этого средства передачи графической информации Motorola провела 12 мая на выставке “Связь-Экспокомм”. Это, я думаю, является свидетельством значимости российского рынка пейджинговой связи, прогнозируемые темпы роста которого составляют 30 -35% в год. По словам Ральфа Герберсхагена, руководителя европейского отделения пейджинга компании Motorola, “Россия -первая страна в мире, которая получила возможность использовать первый графический пейджер”. А 14 мая, в ходе пресс-конференции заместитель генерального директора фирмы “Мобил ТелеКом” (www.mtelecom.ru) Александр Колчин объявил, что в опытной эксплуатации в сети стандарта FLEX этой компании уже находятся графические пейджеры. После серии испытаний через два-три месяца предполагается ввести новую сеть, а вместе с ней и терминалы Advisor Graphix в коммерческую эксплуатацию.

Таким образом, молодые телекоммуникационные компании демонстрируют высокий уровень инноваций: освоение новых технологий, на которое в былые времена требовались годы, сейчас осуществляется за месяцы и даже недели.

10 лет перестройки дали определенные результаты: все чаще появляются примеры различных форм сотрудничества с зарубежными фирмами. “Компания Samsung заказала нам разработку оптических компонентов, - сказал Юрий Рудов, генеральный директор ГП “Дальняя связь”. - Здесь на выставке представлены оптические циркуляторы, созданные в ходе этих работ. Уже начаты переговоры об организации совместного производства”.

И еще один пример: компания Lucent Technologies (www.lucent.com) приурочила к форуму “Связь-Экспокомм’98” открытие в Санкт-Петербурге завода по изготовлению цифровых коммутационных станций 5ESS (см. с. 17). “Пуск завода является важным шагом в выполнении обязательств Lucent на российском рынке, - сказал Эрик ван Амеронген, региональный президент Lucent. - Значительный рост и потенциал телекоммуникационного рынка здесь предоставляют огромные возможности для нашей компании, наших заказчиков и российской экономики”.

С обозревателем PC Week/RE Петром Чачиным можно связаться по телефону: (095) 237-9007 или по адресу: chachin@pcweek.ru.

Версия для печати