Инна Носова

 

В Институте Европы РАН состоялся научно-практический семинар на тему “Правовые аспекты бизнеса в Интернет”, организованный группой “Платежные системы Интернет” (www.emoney.ru), межтерриториальной коллегией адвокатов “Межрегион” (www.aha.ru/~alan) и Институтом Европы РАН. Прозвучавшие на семинаре доклады касались как общих вопросов “электронных” сделок (Преображенский К. В., группа “Платежные системы Интернет”; Соловьяненко Н. И., Институт государства и права РАН; Глушенков А. В., коллегия адвокатов “Межрегион”), так и некоторых их аспектов - “электронных платежей” (Шамраев А. В., Центральный банк), электронной цифровой подписи (Лебедев А. Н., “ЛАН-Крипто”) и др.

Традиционный бизнес и бизнес в Интернет. Насколько они отличаются друг от друга с точки зрения права? Существуют ли специфические для Интернет правовые проблемы, отличные от тех, что возникают при обычном способе ведения бизнеса? Возможно ли решение этих проблем в рамках существующего законодательства и какие законодательные акты должны быть разработаны в дополнение к нему? Вопросов много, и на некоторые уже появляются ответы.

В отношении “электронных” сделок (т. е. сделок, оформленных посредством электронного обмена данными между сторонами) было отмечено, что их совершение не противоречит законодательству Российской Федерации; более того, это законодательство учитывает возможность заключения сделок путем электронного обмена данными. Так, в п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) записано, что при заключении договора возможен обмен документами посредством “...телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору”, а в п. 2 ст. 160 ГК РФ говорится, что использование при этом электронной цифровой подписи “допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон”. В п. 3 ст. 5 федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” уточняется, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может быть подтверждена электронной цифровой подписью. Идентификацию подписи должны обеспечивать программно-технические средства, входящие в автоматизированную информационную систему и используемые при соблюдении установленного режима.

Однако законодательных актов, регламентирующих порядок использования электронной цифровой подписи, пока нет. А это значит, что прежде чем заключить “электронный” договор, стороны должны согласовать процедуры и порядок обмена электронными данными и применения электронной цифровой подписи, зафиксировав их в традиционном, т. е. письменном договоре, заверенном обычными подписями, печатями и т. д. Подобный подход вполне успешно применяется, например, во взаимоотношениях между банками и их клиентами.

Одну из основных проблем при оформлении договоров через Интернет представляет доказательство в суде их подлинности. Ее решению поможет создание специального федерального закона, посвященного электронному документу. В настоящее время такой закон уже готовится. Представитель специальной рабочей группы при Комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам М. Е. Отставнов объяснил, что закон этот будет регулировать отношения, связанные с созданием и использованием электронного документа.

В ходе обсуждения вопросов электронной коммерции было замечено, что поскольку при разрешении споров ст. 5 ГК РФ допускает применение традиционно сложившихся правил поведения, то заинтересованным лицам следует приложить усилия к тому, чтобы ускорить становление таких обычаев в сфере Интернет-бизнеса. Для этого нужно разработать соответствующие рекомендации, правила, модельные законы. Как говорится, “на Думу надейся, а сам не плошай”.

Как и в любой другой сфере гражданских взаимоотношений, конфликтные ситуации, возникающие в области электронной коммерции, решаются в суде. Чтобы рассмотрение подобных дел проходило более грамотно с точки зрения понимания технологических и технических особенностей Интернет, должны быть созданы специализированные третейские суды (на Западе такие попытки уже предпринимаются).

Во время дискуссии на семинаре были затронуты и некоторые другие проблемы ведения дел через Интернет: отсутствие границ, вопросы регулирования международных сделок, контроль со стороны государства, налоги, таможенные пошлины и т. д.

К элементам системы электронной коммерции относятся и электронные платежи. Под этим термином следует понимать способ проведения безналичных расчетов. Процедура этого вида платежей достаточно хорошо урегулирована Центральным банком Российской Федерации.

В последнее время появился термин “электронные деньги” (“электронная наличность”). Однако адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов “Межрегион” А. В. Глушенков считает его не просто неудачным, но вообще неприемлемым, поскольку то, что сейчас называется “электронными деньгами”, по своей правовой природе не эквивалентно “нормальным” деньгам. Как средство платежа такое понятие в отечественном законодательстве отсутствует, более того, по словам представителя Центрального банка, в ближайшее время введение электронного рубля не предполагается. Поэтому несмотря на то что сегодня стало технически возможно реализовать в киберпространстве нечто аналогичное наличному расчету, правовая база для этого еще не создана и реально деньги как таковые в электронном виде не существуют.

Естественно, что в рамках одного семинара нельзя рассмотреть все правовые проблемы, которые уже возникли или могут возникнуть при осуществлении электронной коммерции. В частности, не были затронуты вопросы, связанные с обеспечением безопасности электронных сделок в открытых компьютерных сетях, например правовые аспекты использования электронных систем шифрования данных и т. д.

К Инне Носовой, ведущему юристу компании “АйТи”, можно обратиться по адресу: I_Nosova@it.ru или по телефону: (095) 127-9010.

Версия для печати