Страницы истории

Павел Гродек

После того как PC Week/RE начал создавать виртуальный музей компьютерной техники (www.pcweek.ru/museum), мы с особым интересом относимся ко всем подобным начинаниям. Подробный перечень ссылок в нашем музее, разумеется, способен направить посетителей на интересные Web-узлы, но о самых любопытных мы хотим рассказать и на страницах нашего еженедельника.

Один из наиболее зрелищных и интересных музеев, посвященных истории отдельных фирм, - это страница по адресу: www.intel.com/intel/intelis/museum/ (есть и русскоязычный вариант по адресу: www.intel.ru/museum, но в нем довольно много ошибок, некоторые страницы не переведены, а отдельных просто нет). Если вы внимательно изучите все представленные материалы, то узнаете массу интересного. А те, кто живет в США, могут навестить и настоящий, не виртуальный музей Intel и посмотреть на подлинные микросхемы давно прошедших времен.

Наверное, многие помнят, что не так давно первому микропроцессору фирмы Intel исполнилось 25 лет. Этому событию посвящен отдельный раздел музея, рассказывающий о нелегком пути к мировому господству, пройденном компанией.

Несмотря на опечатки и объем в одну страничку, этот бизнес-план принес 2,5 млн. долл.

Дорога от микропроцессора 4004, в котором было всего лишь 2300 транзисторов, до нынешних процессоров, где число транзисторов вплотную приблизилось к 10 млн., была нелегка и потребовала множества нестандартных решений. Давайте вспомним о тех первых годах, когда Роберт Нойс и Гордон Мур ушли из компании Fairchild Semiconductor и основали свою фирму, а вскоре к ним присоединился и Энди Гроув. Тот же финансист, который ранее помог создать Fairchild, предоставил 2,5 млн. долл., хотя бизнес-план на одной страничке, собственноручно отпечатанной на пишущей машинке Робертом Нойсом, выглядел не слишком впечатляюще - куча опечаток, да и заявления весьма общего характера.

Выбор имени оказался нелегким делом. Предлагались десятки вариантов, но все они были отброшены. Кстати, вам ничего не говорят названия CalComp или CompTek? А ведь они могли бы принадлежать не тем популярным фирмам, которые носят их сейчас, а крупнейшему производителю процессоров - в свое время их отвергли среди прочих вариантов. В итоге было решено назвать компанию Intel, от слов “интегрированная электроника”, правда, пришлось это название сначала выкупить у группы мотелей, зарегистрировавшей его раньше. Начинала работу Intel с микросхем памяти, добилась некоторого успеха, но явно недостаточного для славы. В первый год существования (1969) доход составил всего $2672.

Но однажды в Intel обратилась японская компания Busicom, выпускавшая калькуляторы, и предложила большой заказ - разработать целых двенадцать специализированных микросхем. У небольшой тогда фирмы Intel не было достаточных ресурсов, но инженер Тед Хофф (Ted Hoff) решил, что можно создать вместо двенадцати одну универсальную микросхему.

Нойс и Мур поддержали идею, да и руководству фирмы Busicom она пришлась по душе. Ее реализацией занялась группа под руководством Федерико Феджина (Federico Faggin). Всего девять месяцев, как будто вынашивалось человеческое дитя, разрабатывался микропроцессор 4004, и, наконец, в 1971 г. эта маленькая деталька с производительностью, как у знаменитого компьютера сороковых годов по имени ENIAC, имевшего объем 85 куб. метров, была готова. Тут-то и стало понятно, что ее коммерческие перспективы весьма велики, и руководство Intel отправилось в Японию на переговоры с Busicom.

Переговоры завершились к обоюдному удовольствию - и за 60 тыс. долл. Intel выкупила все права на процессор 4004. А фирма Busicom вскоре обанкротилась - кто знает, возможно, невнимание к новым технологиям было одной из причин этого...

Intel, уже владея технологией, которая в будущем станет краеугольным камнем благополучия компании, пришлось еще довольно долго проводить семинары для инженеров, публиковать рекламные объявления, убеждающие потребителей, что именно за микропроцессорами будущее, и заниматься продажей не самих микросхем, а справочных руководств к ним.

За 4004 последовал 8008, а дальше началась “эра знаменитостей”: 8080, 8086/8088, 286, 386, 486, Pentium, Pentium Pro, Pentium II... Один из основателей Intel, Гордон Мур, подготавливая в 1965 г. материал для презентации, обнаружил, что емкость каждой новой микросхемы памяти примерно равна удвоенной емкости ее предшественницы, а сроки смены поколений почти не меняются и составляют около 20 месяцев. Самое удивительное, что закон Мура, как назвали эту закономерность, справедлив и до сих пор - экспоненциальный рост количества транзисторов на одном кристалле привел к тому, что за 25 лет компьютеры стали доступны каждому. Если такая тенденция продержится еще хотя бы несколько лет, трудно даже представить, насколько мощными и при этом миниатюрными станут персональные компьютеры. Что ж, поживем - увидим...

А еще хотелось бы, чтобы появилось побольше таких же музеев российских фирм, ведь причин для гордости и у них немало.

Версия для печати