СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
Рассмотрение антимонопольных исков Департамента юстиции США и прокуроров двадцати штатов состоится в начале сентября
Влад Борисов
Все фильмы про мафию, играющую на тотализаторе, похожи друг на друга. Хороший парень начинает участвовать в кулачных боях на ринге. И побеждает. Но наступает день, когда к нему приходит мафиози и говорит: “Сегодня ты, братец, должен проиграть, я поставил против тебя. Ведь тебе дорога твоя семья?”. Не будучи связанным по рукам законом, свою силу легко можно использовать для нечестного обогащения. В фильмах где добро, где зло - очевидно. И добро обычно побеждает. В жизни все сложнее.
О боевике про мафию заставила меня вспомнить тяжба между правительством США и корпорацией Microsoft. Роль уличенного мафиози здесь отведена Microsoft: ее обвиняют в использовании своего монопольного положения на рынке операционных систем для давления на производителей оборудования (OEM) и поставщиков услуг, с тем чтобы заставить их продвигать другие выпускаемые ею программные продукты.
Верьте мне, люди!
Эта практика, направленная, очевидно, на ограничение конкуренции, применялась корпорацией, например, для “раскрутки” браузера Internet Explorer - по сведениям Департамента юстиции США (DOJ), Microsoft фактически требовала от OEM, чтобы на поставляемых ими системах не устанавливались браузеры конкурентов, в первую очередь Navigator корпорации Netscape. Аналогичные условия были выставлены и сервис-провайдерам Интернет (ISP): они должны были навязывать своим клиентам Internet Explorer, и только его. Несколько ранее такой же способ внедрения на рынок был применен (опять же по данным DOJ) и в отношении продуктов серии MS Office - OEM вынуждены были перечислять плату за MS Office за каждый выпущенный ими ПК (независимо от того, инсталлирован на нем MS Office или нет), что делало абсолютно бессмысленной установку на эти компьютеры какого-либо другого пакета бизнес-приложений.
Изучение подобной деятельности, начатое Федеральной комиссией по торговле США еще в 1991 г., привело в итоге к появлению в 1995 г. соглашения между Департаментом юстиции и Microsoft, регулирующего деятельность последней до начала следующего века. Согласно ему корпорация, казалось бы, лишалась возможности навязывать производителям оборудования какие-либо программные продукты в комплекте со своей ОС.
Появление Internet
По признанию Билла Гейтса, Microsoft прозевала возникновение Сети и была вынуждена с опозданием вступить в борьбу за новый рынок. К тому времени он уже был занят другими, например корпорацией Netscape Communications, чей браузер Navigator доминировал над остальными клиентскими пакетами для Web.
Microsoft сделала ставку на собственный браузер Internet Explorer, проталкивая его на рынок всеми возможными способами. В частности, по информации DOJ, корпорация навязывала производителям оборудования и ISP лицензионные соглашения описанного выше характера. Для OEM свойственна работа с невысоким процентом прибыли, поэтому они весьма чувствительны к финансовым условиям лицензирования и вынуждены были соглашаться с требованиями Microsoft.
В 1997 г. Департамент юстиции возобновил расследование деятельности корпорации по приведенным фактам нарушения условий соглашения 1995 г. В составленном по его результатам судебном иске с Microsoft предлагалось взимать штраф в размере 1 млн. долл. за каждый день действия навязанных OEM и ISP контрактов по поставке Internet Explorer.
В декабре прошлого года этот иск был рассмотрен и решением суда Microsoft было предписано немедленно изменить все свои лицензионные соглашения с OEM и обеспечить возможность деинсталляции ее браузера.
Хотя корпорация и подала апелляционную жалобу, она все же начала переделывать тексты договоров c поставщиками оборудования, заявляя при этом, что “изменение лицензионных соглашений - обычная практика, никак не связанная с решением суда”. Чуть позже апелляционный суд оставил в силе решение суда более низкой инстанции, но вместе с тем заявил, что на Windows 98 (в которую Internet Explorer встроен, что называется, “намертво”) оно не распространяется.
Круг участников процесса расширяется
В феврале этого года к процессу подключились прокуроры 11 штатов, которые начали собирать свидетельства злоупотребления Microsoft своим монопольным положением. Впоследствии число прокуроров-участников только росло.
В марте расследование деятельности корпорации начали юридический комитет Сената США и группа видных деятелей республиканской партии (помните Боба Доула - конкурента Клинтона на прошлых президентских выборах?). Билл Гейтс был вынужден давать показания в этом комитете.
Сейчас противостояние вступило в новую фазу: в конце мая Департамент юстиции и окружные прокуроры уже 20 штатов инициировали два новых судебных процесса против корпорации, касающиеся выпуска Windows 98. Кроме того, фирма Sun Microsystems подала на Microsoft в суд по поводу нарушений корпорацией условий лицензионного соглашения об использовании технологии Java. Эти обвинения поддержала и Netscape.
В защиту Microsoft с открытым письмом к правительству США выступили ряд производителей, в число которых входят Intel, Micron Electronics, Dell Computer, Compaq Computer и Hewlett-Packard. По их мнению, любая задержка с выпуском Windows 98 привела бы к катастрофическим последствиям для отрасли.
Многие аналитики действительно указывают, что отсутствие новых ОС было одной из основных причин замедления темпов роста рынка ПК в прошлом году. С другой стороны, исследовательская корпорация IDC предсказывает, что продажи Windows 98 в первые месяцы будут примерно на 15% ниже, чем продажи Windows 95 за аналогичный период. (см. PCWeek/RE, № 20/98, с. 12).
Переговоры заходят в тупик
Понимая возможные осложнения, и правительство, и Microsoft попытались решить свой спор во внесудебном порядке. Однако переговоры, начавшиеся накануне отправки Windows 98 производителям оборудования и длившиеся около 11 часов подряд, не привели ни к каким результатам.
Корпорация была готова пересмотреть все свои лицензионные соглашения в соответствии с выдвинутыми условиями, но не захотела согласиться с требованием добавить в дистрибутив Windows 98 конкурирующие браузеры Navigator, Opera и HotJava. По словам Гейтса, это “все равно, что требовать от Coca-Cola в каждой упаковке из шести банок помещать одну банку Pepsi”. (Вам не кажется, что если бы Coca-Cola контролировала все продуктовые магазины в мире и не давала Pepsi продавать свою продукцию, то такое решение было бы вполне разумным?)
В итоге 22 мая прошло первое (предварительное) слушание дела государства против Microsoft, на котором корпорация потребовала отсрочки начала судебного процесса на 7 месяцев - для “ознакомления с документами”.
Напомним, что официально выпуск Windows 98 состоится 25 июня. Однако, по словам Гейтса, отгрузка в магазины коробок с этой ОС и компьютеров с ней начнется гораздо раньше, так что фактически купить ее можно будет уже с 15 июня. Ясно, что в декабре сделать что-либо с новой ОС будет сложно: аналитики предсказывают объем поставок 2 млн. копий в месяц.
Окружной судья Томас Джексон счел поэтому нецелесообразным затягивать процесс и назначил дату первых слушаний на 8 сентября (он также объединил иски DOJ и прокуроров). До 28 июля Microsoft обязана ответить в письменном виде на обвинения Департамента юстиции, а до 10 августа - подать заявление о возможном несогласии с предварительным решением суда. DOJ должен ответить на эту последнюю бумагу до 24 августа.
Чего хотят от Microsoft?
Основное требование истцов - вовсе не “задавить” Microsoft. Их цель - доказать, что компания является монополистом на рынке ПО (что в общем-то и так очевидно - на ее долю приходится 90% рынка ОС и офисных приложений для PC) и поэтому ее действия по навязыванию своих продуктов нарушают ряд статей антимонопольного законодательства. Суду предлагается ограничить именно ту деятельность Microsoft, которая связана с насильственным проталкиванием на рынок своего ПО.
В исках указывается, что Internet Explorer всегда был отдельным продуктом и что Microsoft и далее собирается продвигать его как отдельный продукт на не-Windows-платформах. Также приводятся доказательства того, что корпорация осознает свое монопольное положение и считает браузеры и Java угрозой продолжению его существования.
В связи с этим Windows 98 рассматривается DOJ и прокурорами лишь как скрытая форма навязывания браузера Internet Explorer пользователям. В качестве одной из мер борьбы с этим предлагается предписать Microsoft открыть Windows так, чтобы интегрировать свой браузер в ОС мог любой производитель.
Чем закончится процесс, сказать трудно. На мой взгляд, некоторые положения исковых заявлений будет доказать крайне трудно (с технической точки зрения), другие, вероятно, весьма сложно будет опровергать Microsoft. Иски составляли наиболее известные юристы - по всей видимости, они считают свои шансы на успех вполне хорошими.
И все же: процесс по делу Microsoft показывает, что отрасль высоких технологий, несмотря на быстрый темп развития, - это такой же бизнес, как и любой другой, и в ней рано или поздно начнут действовать те же правила, что и везде.
С редактором PC Week/RE Владом Борисовым можно связаться по адресу: vbor@pcweek.ru.
Примечание
Эдуард Пройдаков
За май акции Microsoft упали на 15%. По мнению нашего аналитика в Калифорнии, Билл Гейтс неправильно выстроил свои отношения с федеральными властями и его сейчас просто “учат”.