Офис на углу

Джон Е. Рокарт

Исполнительных директоров компаний десятилетиями мучил вопрос эффективной отдачи от средств, вкладываемых в ИТ. Сегодня эта проблема стоит особенно остро. Затраты ежегодно измеряются десятками, а нередко и сотнями миллионов долларов. А последствия неразумного использования этого капитала вполне могут быть катастрофическими, вплоть до банкротства компаний.

Джон Е. Рокарт

ИТ сокращают затраты, сближают производителя и покупателя, улучшают обслуживание клиентов и позволяют работникам всех уровней трудиться более плодотворно. Исполнительные директора, с которыми я имею дело, все больше и больше понимают решающую роль ИТ. Хотя существуют разные стили и методы эффективного управления, исполнительные директора, умеющие извлечь из ИТ максимум выгоды, придерживаются четырех основных правил: тесная связь ИТ с деятельностью компании, совершенствование ключевых бизнес-процессов, повышение эффективности управления компанией и создание такой атмосферы, чтобы менеджеры всех уровней чувствовали в ИТ не бремя расходов, а оружие в борьбе с конкурентами.

Операционная стратегия. Каждая организация создает структуры и разрабатывает процессы, необходимые для бизнеса. Любое их серьезное изменение требует четких указаний и своевременных действий. Инвестиции в ИТ не дадут отдачи без ясных представлений о том, как компания должна изменить стиль своей работы, чтобы использовать открывающиеся возможности. Например, мы часто видим, как многие транснациональные компании вкладывают деньги в системы планирования корпоративных ресурсов, не выработав четких решений о приоритетах. А отсутствие ясных целей приводит к трудностям при внедрении этих систем. Дабы не попасть в такую ловушку, одна крупная компания - производитель потребительских товаров потратила три полных рабочих дня на то, чтобы разобраться во влиянии ИТ на свои процессы и структуры. После коллективного обсуждения были сделаны крупные ИТ-инвестиции и распланированы необходимые изменения роли управленческого персонала и подотчетности структур.

Упор на ключевые процессы. В любой организации ИТ используются для тысячи различных целей. Однако наиболее дальновидные исполнительные директора стремятся, чтобы инвестиции их компаний в ИТ служили задачам перестройки ключевых бизнес-процессов. Для большинства компаний это доставка товаров, связи через Internet с клиентами и поставщиками и “поддержка производительности”, иначе говоря, повышение эффективности труда работников всех уровней.

Эффективное управление. Очень часто исполнительный директор не может оперативно контролировать функции ИТ. Руководство ИТ передают в руки заместителя директора по информатизации, но в один прекрасный день обнаруживается, что затраты явно слишком велики или компания далеко не полностью использует возможности ИТ. Существует два выхода из такого положения: либо руководителя информационной службы нужно ввести в состав высшего руководства компании, чтобы он находился в еженедельном, если не ежедневном контакте с исполнительным директором, либо создать комиссию по управлению ИТ, включив в нее исполнительного директора.

Обучение рядовых менеджеров. В очень многих организациях рядовые менеджеры не воспринимают ИТ как важный ресурс улучшения своей работы. В этой ситуации, независимо от деловых качеств руководителя информационной службы и сотрудников его группы, творческое использование ИТ оказывается невозможным. Расходы на ИТ относятся к разряду накладных, и все усилия направляются на их снижение, а не на повышение отдачи от новых технологий. Чтобы противостоять такой тенденции, исполнительный директор должен осознать, что ИТ-образование - важная часть программы обучения менеджеров его организации и что любые попытки более эффективного использования ИТ нужно поддерживать, замечать и вознаграждать.

Джон Ф. Рокарт - директор Центра исследований по информационным системам в Sloan School of Management при Массачусетском технологическом институте (Кеймбридж). Его адрес: jrockart@mit.edu.

Версия для печати