Колонка редактора
...И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь...
Владимир Высоцкий
Елена Монахова
Что ждет российский бизнес после двухтысячного года? До этого рубежа осталось уже совсем немного, можно позволить себе чуть-чуть пофантазировать.
Елена Монахова
С большой вероятностью после следующих президентских выборов в нашу страну стремительным потоком (сегодняшняя ситуация больше похожа на “пристрелку”) хлынет западный капитал, и под его прикрытием неколебимой поступью ринутся в наступление на новые рынки сбыта крупные западные гиганты - дистрибьюторские компании, всевозможные производители и поставщики услуг. Они принесут с собой отлаженные бизнес-технологии, умение быстро перестраиваться, следуя за изменениями рынка, приведут обученные кадры, которые с энтузиазмом начнут управлять по всем правилам. Кроме того, могучий капитал - это способность оказывать на потребителей рекламное давление, неограниченно долго демпинговать, перекупать за большие деньги лучших специалистов. Противостоять всему этому отечественному капиталу (гораздо более скромному) будет довольно сложно.
Нет, не подумайте, что я упражняюсь в сочинении “страшилок”. Просто готовность западного капитала к “прыжку” все ярче проявляется в разных формах - скупаются, где это возможно, пакеты акций крупных предприятий, повышается активность западных инвестиционных фондов, учащаются разговоры об акционировании российских компаний, отечественные бизнесмены предпринимают меры по укрупнению капитала за счет слияния и проч. А постоянно растущие (и уже устрашающие) долги нашего государства, пожалуй, улучшают условия для означенного прыжка, делают “добычу” более легкой.
Так что же из всего этого следует? У отечественных фирм, безбедно существующих на сильно упавшей за последние годы, но все же значительно превосходящей пока западные нормы марже, по большому счету останется два выхода: радостно продать свой бизнес западной компании (желательно повыгодней) или попытаться все-таки удержать его в собственных руках, т.е. выйти на открытый конкурентный бой с хорошо подготовленными силами “противника” (вариант ухода с арены, ввиду его пессимистической простоты, рассматривать не будем).
Тем, кому более симпатичен первый вариант, вообще говоря, ничего особо сложного предпринимать не надо - достаточно немного поизучать западный управленческий опыт и худо-бедно обеспечить финансовую прозрачность своей компании, чтобы соответствовать международным требованиям по отчетности (аудиторы наверняка в этом с удовольствием помогут).
Зато тем, кто выберет второй путь, придется сильно упираться - им недостаточно будет обеспечить среднемировой уровень, позволяющий работать не хуже западных компаний. К приходу гигантов нужно будет иметь у себя такие поддерживающие бизнес-технологии, которые по всем параметрам превосходят технологии пришельцев. Только тогда будет шанс выжить, сохранить самостоятельность и доказать свою состоятельность. Задача эта непростая, и, наверное, далеко не всем нынешним бизнесменам она по силам. Гораздо легче отделаться репликой “не очень-то и хотелось”. На этом фоне лично у меня вызывают большое уважение те немногие, кто выбрал трудный путь и целеустремленно по нему движется.
Успешность бизнеса во многом зависит от применяемых управленческих технологий, определяющих, каким образом руководство фирмы воспринимает информацию из внешнего мира и насколько оперативно на нее реагирует; способно ли оно составлять грамотные прогнозы; насколько хорошо в фирме контролируются финансовые, материальные и информационные потоки; на каких основах строятся отношения с персоналом и т. п.
Существующие сегодня на рынке тиражируемые системы корпоративного уровня в большинстве своем обеспечивают управление текущей деятельностью предприятия, поддерживают операционный слой, позволяют управлять издержками. Конечно, это очень важно, и, похоже, большинству российских предприятий кажется вполне достаточным. На самом деле требуется уже гораздо больше. В таких системах должен обязательно присутствовать еще целый ряд контуров, о которых мало кто пока задумывается: управление качеством товаров и услуг и их информационной оболочкой, обновлением продукции и ассортимента, информационным полем корпорации, переподготовкой кадров, реструктуризацией корпорации синхронно с рынком словом, все то, что заставит их соответствовать закону Эшби (см. с.40). Такой управленческий охват с большой вероятностью позволит компаниям вырваться вперед сегодня, и удержаться в лидерах в следующем веке.
Да существуют ли подобные системы - вправе спросить вы. Оказывается, уже появляются. По крайней мере есть компании, строящие свой бизнес на основе оригинальных, кажущихся весьма перспективными принципов. В разделе “Менеджмент” этого номера мы рассказываем об управленческой системе московской дистрибьюторской компании “Русмед”, специализирующейся на оптовых продажах гигиенических средств, парфюмерии, бытовой химии, и о серьезной теоретической базе, на которой эта система построена. Наверное, можно спорить о том, какие информационные технологии следует использовать для создания таких систем (не исключено, что выбор “Русмеда” у некоторых ИТ-менеджеров вызовет неоднозначную реакцию), но речь сейчас не об этом. Прежде всего хочется обратить внимание на фундаментальность подхода в этой компании к решению задач управления. Он, безусловно, требует от топ-менеджеров высокого образовательного уровня (все руководство “Русмеда” - высококлассные системщики с большим стажем, выходцы из МГТУ им. Баумана), но и результаты может дать неожиданно высокие. Думаю, у нас будет возможность их оценить.
К Елене Монаховой, заместителю главного редактора PC Week/RE, можно обратиться по адресу: monah@pcweek.re.