Михаил Вольф

Сегодня, во времена стремительного падения цен на цифровую электронику, трехмерные сканеры принадлежат к разряду весьма дорогих устройств. Чрезвычайно сложен и трудоемок процесс объемной визуализации. Неслучайно успешные проекты в этой сфере не так уж и многочисленны. Однако потребность в такого рода возможностях выходит за рамки индустрии развлечений и затрагивает интересы "нормальных" экономических субъектов. Так, конструкторы уже используют трехмерные дигитайзеры, с помощью которых можно переносить в компьютер для последующей виртуальной переработки реально существующие предметы. Не исключено, впрочем, что ждать им (до выхода на рынок соответствующего оборудования за приемлемую цену) осталось недолго: в принстонской лаборатории MetaCreations Real-Time Geometry Lab. команда, состоящая почти сплошь из русских (!) разработчиков, сумела найти программные решения вместо дорогого и чувствительного "железа".

Так называемый активный трехмерный сканер работает с лазерными лучами, которые отражаются от обрабатываемого объекта и принимаются соответствующим сенсором - видеокамерой, делающей до 2400 кадров в секунду, - оснащенным специальными фильтрами для отсеивания обычного дневного света. Благодаря такого рода фильтрации отпадает необходимость в "темной комнате". Ну а когда цифровые данные попадают в компьютер, начинают работать "русские" алгоритмы - и тут уж все зависит только от быстродействия процессора. Введенный таким образом в ЭВМ объект начинает жить собственной жизнью - разумеется, подчиняясь воле своего создателя. Кстати, благодаря новому подходу стало возможным сканирование не умеющих статично позировать животных.

Проект называется "Галатея" (Galatea) - по имени легендарной статуи, которую изваявший ее скульптор Пигмалион оживил силой своей любви. Только вот почему нашим математикам для аналогичных подвигов приходится, подобно Одиссею, отправляться на долгие годы в дальние страны - понять сложно.

Версия для печати