Елена Покатаева

 

Ученым известно много литературных памятников, посвященных путешествию аргонавтов, участников плавания за золотым руном в страну Эю (или Колхиду) на необыкновенном корабле “Арго”, построенном с помощью богини Афины. Ясон - глава экспедиции - собрал для участия в походе славных героев со всей Эллады. Есть среди них имена, которые указываются во всех источниках: Орфей, Полифем, Диоскуры, а также Анкей - самый удачливый из всех. Он прожил долгую благополучную жизнь и завершил ее на праздничном пиру, поднося к губам чашу прекрасного вина. Утверждается, что в этот момент один из слуг Анкея произнес пророческие слова, ставшие впоследствии поговоркой: “Многое может случиться, пока подносишь чашу к губам”. Однако вряд ли этот мудрый человек мог предположить, что спустя почти три тысячелетия имя Анкей станет названием крупной российской компании, системного интегратора.

 

В конце мая компания “Анкей” (www.ankey.ru) провела первую выездную конференцию. В ней приняли участие около 120 представителей крупных российских организаций, для которых “Анкей” выполняет интеграционные проекты, - различные отделения Центрального банка России (от Калининграда до Камчатки), московский метрополитен, федеральная почтовая служба, федеральная комиссия по ценным бумагам, АО “Транснефть” и др. “Мы решили провести эту конференцию на Кипре, на этой древней земле, пронизанной духом интеллекта и многовекового внутреннего созерцания, - рассказал Игорь Крохин, президент компании “Анкей”. - Древнегреческая земля, давшая миру и первые философские течения, и бесстрашную команду отважных аргонавтов, близка нам по духу. Кстати, все наши корпоративные серверы носят имена участников экспедиции "Арго"”.

В работе конференции приняли участие и представители московских компаний, поставщиков оборудования и ПО, используемого специалистами “Анкея” в своих проектах (Hewlett-Packard, Cisco Systems, Cabletron Systems, Rit Technologies, Microsoft, Oracle). “Ряд наших вендоров в обычной жизни - конкуренты, - отметил г-н Крохин. - Однако для нас важно, чтобы наши заказчики лично в неформальной обстановке - на семинаре, яхте, пляже, за рулем джипа и т. д. - могли пообщаться с вендорами, понять особенности предлагаемых технологий и сделать правильный выбор. Конечная цель конференции - определить перспективы взаимного развития на ближайшие год-два”. Действительно, все проекты, выполняемые для этих заказчиков, - длительные, поэтому вряд ли имеет смысл посвящать конференцию анализу конкретных проектов. Важнее не продать какой-либо продукт, а наметить обоюдовыгодную стратегию развития, для чего необходим детальный анализ не только достижений, но и ошибок, совершенных на пройденном пути.    

Игорь Крохин: “Мы расширяем свою деятельность вместе с рынком,

так как постоянно появляются новые крупные структуры, созревшие

до применения высоких информационных технологий”

Информационные технологии в очень больших системах

Все, кто наблюдает за деятельностью отечественных системных интеграторов, связывают деятельность “Анкея” с ЦБ РФ. Это действительно так. Первая автоматизированная система межбанковских расчетов (АСМБР) для ГУ ЦБ РФ по Москве была разработана c участием “Анкея” еще в 1993 г. Сегодня “Анкей” выступает в роли системного интегратора при создании автоматизированной системы банковских расчетов для 20 региональных отделений ГУ ЦБ РФ.

В апреле введена в эксплуатацию разработанная в ЦБ РФ система электронного платежного документооборота. “Анкей” в этом проекте выступал в качестве системного интегратора и компании, реализовавшей функции безопасности системы.

“Главное достижение заключается в том, - отметил Алексей Данилов, главный инженер межрегионального центра информатизации при ЦБ РФ, - что удалось полностью отказаться от дублирующей (бумажной) системы документооборота, которая до последнего времени и определяла сам факт и время поступления денег на счет клиента”. Значение этого события трудно переоценить. Для того чтобы оно произошло, нужно было в законодательном порядке приравнять электронные платежные документы к бумажным, на это пришлось затратить чудовищное количество сил и средств. Вот так, незаметно для большого рынка, происходят “бархатные” революции в области технологий.

По мнению г-на Данилова, “бумажная” система расчетов не позволяла однозначно проследить за всеми платежными документами (один только московский Сбербанк порождает их около 40 тыс. в день), что давало потенциальную и практически легальную возможность банкам задерживать перечисление денег, пуская их в оборот с выгодой для себя, но с ущербом для клиента. В июне система начинает действовать в новом режиме: все платежи на сумму не менее 50 тыс. руб. будут обрабатываться только с применением электронного платежного документа. Конечной целью ЦБ является перевод всех платежей, обслуживаемых расчетной сетью Банка России в электронный вид, что, по мнению г-на Данилова, вполне достижимо к началу 1999 г.

Система межбанковских расчетов построена на базе кластера из четырех узлов Digital Alpha, причем две пары компьютеров разнесены на расстояние 30 км. Скорость реакции системы (т. е. время прохождения платежа между банками) составляла в тестовом режиме 2 - 6 с. На основе реализованного подхода “Анкей” уже разработал аналогичное решение для расчетов между банком и клиентом.

Данная система платежей функционирует на основе полноформатных электронных документов (используется более 700 байт служебной информации) и использует стандартные средства криптографии и защиты от несанкционированного доступа к коммерческой информации. “Введение этой системы радикально изменит возможности применения систем "клиент - банк"”, - уверен г-н Данилов.

По мнению президента “Анкея”, успешная эксплуатация системы в течение нескольких месяцев - революционное событие. “Все знают, насколько сложен и дорог переход от бумажных технологий к электронным в больших информационных системах. Именно умение заставить работать информационные технологии в таких громадных системах является краеугольным камнем нашей корпоративной стратегии”, - подчеркнул он.

Внедрение системы электронных платежей помимо обслуживания транзакций в защищенном режиме помогает разрешать некоторые спорные ситуации. О таком случае, произошедшем в одном из региональных отделений ГУ ЦБ РФ, рассказали на конференции. Банк-получатель заявил, что конкретный платеж на его счет не приходил, и единственным способом доказать, что деньги перечислены, был анализ всей информации о совершенных операциях, которая детально фиксируется в архиве автоматизированной системы (в условиях бумажной технологии это было бы практически невозможно). Специальная комиссия, в состав которой входили, в частности, специалисты из ФАПСИ, тщательно изучила архивные записи и вынесла решение о том, что все операции были выполнены в точном соответствии с законодательством и, следовательно, деньги были перечислены.

Вообще говоря, сегодня мы живем в очень интересное время, когда юридическая база защищенных информационных систем уверенно развивается, а специалисты из компьютерной индустрии готовы к восприятию юридических проблем. (В частности, в конференции “Анкея” принимали участие специалисты Гостехкомиссии РФ.) Таким образом, создание больших защищенных систем ведется на стыке исследований технических особенностей и совершенствования юридической базы.

Взаимодействие с крупными заказчиками, безусловно, притягательно для системного интегратора ввиду близости к источникам финансирования федеральных программ, а также к тем организациям, которые держат руку на пульсе узловых точек российской экономики и могут оказать влияние на потоки государственного финансирования. В этих крупных организациях, ко всему прочему, налажена разумная бюрократическая система, способствующая тщательному согласованию деталей и выработке наиболее эффективного варианта реализации проекта.

Плюсов много, минус один, но существенный - проект очень большой, и он должен работать. Владеет ли “Анкей” золотым ключиком, открывающим ему дорогу в заветную страну успешных проектов? “Анкей” за время выполнения ответственных проектов выработал несколько положений, которых в компании строго придерживаются.    

Разумный консерватизм

Наша жизнь интересна еще и тем, что в России волна создания больших вычислительных сетей совпала с технологической революцией, происходящей в области сетевых решений. Поставщики оборудования, оправдывая инвестиции в новые разработки, вынуждают покупателей непрерывно обновлять и улучшать установленное оборудование, часто модифицируют семейства продуктов, перестают выпускать или поддерживать в общем-то неплохое оборудование, морально абсолютно не устаревшее. Подобная ситуация, идеальная с позиций инженера и продавца, причиняет очевидные неудобства потребителям. “Для смягчения проблем, связанных с постоянной модификацией на рынке ЛВС, везде, где работает наша компания, мы стараемся опираться на хорошо стандартизированные, имеющие большой объем мировых инсталляций (т. е. имеющие эффект "накопленного технологического балласта", - не стоит пугаться этого слова, ибо именно балласт придает судну устойчивость) решения, - рассказал Сергей Бобе, начальник отдела сетевых решений "Анкей/ЦТП". - К ним относятся, в частности, применение структурированных кабельных систем, использование сетевых протоколов Ethernet - Fast Ethernet - Gigabit Ethernet и оборудования, поддерживающего приходящие стандарты 802.1p и 802.1Q”.

Что касается передовых сетевых технологий, то практически нигде, несмотря на то что в компании работают соответствующие специалисты и уже есть опыт практической реализации, не используется АТМ. Почему? “Все инновации хороши с точки зрения маркетинга, - продолжил он. - Надо только не забывать, что сети строятся для длительной безотказной работы, а не для демонстрации достижений технического прогресса”.

Окончание следует