Елена Монахова

 

Недавно мне довелось наблюдать, как одна молодая мама разъясняла своему трехлетнему сынишке, пытавшемуся вырвать из рук приятеля красивую игрушку, что его поведение неэтично. “Не надо действовать силой, постарайся договориться”, - убеждала она сына.

Без сомнения, приобретенное в детстве умение договориться сильно помогает в жизни - позволяет уйти от открытой конфронтации, погасить агрессию, минимизировать негативные последствия конфликтной ситуации. Увы, далеко не всем достаются такие мудрые мамы...

По всем признакам российский компьютерный рынок, достигший в среднем возраста 5 - 10 лет, вступил в новую фазу своего развития, когда его в большей степени, чем раньше, стали волновать этические вопросы ведения бизнеса. Эту тенденцию ярко высветила конференция “Русский день - МКФ’98”, проведенная в Сочи 4 - 7 июня Международным компьютерным клубом.

Аккуратно развернутая Анатолием Карачинским (IBS) дискуссия по поводу этики вызвала самую живую (по сравнению с прочими дискуссиями) ответную реакцию аудитории, насчитывавшей порядка 80 компьютерных бизнесменов. (Жаль только, что среди них не было тех, кому послушать о нормах поведения в бизнесе и о том, чем чревато их нарушение, было бы полезнее всего. Наверное, тема не показалась им привлекательной.)

Как ни странно, вновь всплыла идея образования общественной организации, способной в числе прочего регулировать нормы и правила взаимоотношений между участниками ИТ-рынка. Многократные попытки создать что-то подобное (самый свежий пример - смиренно затихший Российский компьютерный союз) не привели к какому-либо значительному результату. Неудивительно поэтому, что аудитория продемонстрировала неоднозначное отношение к этой идее - около 10 человек поддержали ее, примерно столько же отвергли, остальные предпочли воздержаться. Причина сомнений понятна - для эффективной работы такой организации в идеале требуется выполнение трех основных условий: ее востребованность компьютерным сообществом, жизнеспособная схема финансирования и наличие группы лидеров, которые, с одной стороны, прекрасно понимают проблемы своего рынка и пользуются на нем заслуженным авторитетом, а с другой - являются независимыми, т. е. не ведут никакой другой деятельности (находятся вне бизнеса). Понятно, что такие условия не так-то просто выполнить - недаром прозвучало предложение дождаться, пока Анатолий Карачинский и ему подобные “аксакалы” выйдут на пенсию и тогда уж по всем правилам такую организацию построят. Сегодня же перспективы ее создания кажутся весьма и весьма гипотетическими.

Анатолий Карачинский: “А поначалу казалось,

что у нас вот такое сообщество...”

В то же время возрастающая жесткость рынка, сопровождающаяся порой совсем уж непарламентским поведением некоторых компаний (доносы на конкурентов в налоговую полицию, сбор компрометирующей конкурента информации с последующим предоставлением ее заказчикам и пр.), заставляет всерьез задуматься о способах противодействия подобным случаям. Обсуждались разные варианты - от обмена результативным личным опытом до вынесения коллективного бойкота (по типу “черных списков”, которые собирался составлять Российский компьютерный союз, однако в действительности этим занимался один только Борис Нуралиев).

При этом попытки призвать компьютерную прессу выступить в роли третейского судьи одобрения не вызвали. Все-таки в государстве существуют суды, адвокатские коллегии, профессионально владеющие технологией всевозможных разбирательств, и вполне проработанные законы (как осуществлять контроль за их исполнением - это отдельный вопрос). Американская журналистка Эстер Дайсон, внимательно наблюдающая за российским рынком, резюмировала эту часть дискуссии так: “Да, вам в первую очередь нужны законы и герои”.

Пользу от прессы в таких случаях можно ожидать только в одном случае - если она честно и корректно (по мере сил и умения) будет отражать происходящие на рынке события и своевременно привлекать внимание широких масс как к негативным явлениям, так и к достойным примерам. И если эти массы захотят отреагировать, а не остаться в стороне, тихо пожав плечами (“ты смотри, бывает же такое”), то в конце концов это сможет оказать некоторое влияние на рыночную атмосферу. Впрочем, история давно доказала, что для наведения порядка необходимы совсем другие меры: строгие законы и жесткий контроль за их исполнением. Если же все будут чисты перед законом, то не на что будет и “стучать”. Российский бизнес в этом смысле пока что хромает на обе ноги.

Единственное, на что можно реально надеяться, так это на повышение уровня самосознания компьютерной тусовки, заслуженно считающейся самой интеллектуальной и цивилизованной на российском рынке. Здесь я совершенно согласна с Михаилом Донским (DISCo), уверенным, что некорректное поведение может, конечно, принести некоему субъекту локальный выигрыш, но глобально от таких действий проиграют все: и сам субъект, и весь рынок, вынужденный тратить свою энергию не самым лучшим образом - на взаимные разборки. Позиция “после меня - хоть потоп” давно дискредитировала себя. Гораздо более надежна жизненная философия, устремленная в будущее, - та, что предполагает честное и открытое взаимодействие в любых, даже самых жестких условиях, возрастание доверия между всеми участниками рынка и умение договориться.

Версия для печати