Муниципальные ИС

Владимир Митин

3 - 7 июня в старинном Михайловском манеже (ныне - Зимнем стадионе) Санкт-Петербурга прошла седьмая специализированная выставка “Региональная информатика-98”, организованная АО “Рестэк” (www.restec.ru), Ассоциацией экономического взаимодействия территорий Северо-Запада РФ, Международной академией информатизации и Администрацией Санкт-Петербурга. Ради большего заполнения исторического здания она была совмещена с третьей специализированной выставкой “Инфо’98” и экспозицией “Капиталы Петербурга” (в общей сложности эти выставки заняли около 1000 кв. метров). На мой взгляд, “Региональная информатика-98” показала, что крупные компьютерные компании все реже рассматривают окружные, городские и областные администрации в качестве серьезных заказчиков, ради привлечения дополнительного внимания которых следует отрывать от основного дела личный состав, тратиться на аренду площадей, организацию просветительских семинаров и даже печать рекламных буклетов. Причина банальна - денег, выделяемых на информатизацию муниципальных структур, едва хватает, чтобы обеспечить минимальные потребности властей и населения. Как говорят, есть заботы и поважнее - пенсии, зарплаты, борьба с преступностью и т. д.

Галина Васильева: “В условиях выставочной активности

москвичей двух крупных региональных выставок многие

петербургские фирмы просто не выдерживают!”

Однако заметим, что во всем мире любая уважающая себя корпорация или государственная структура стремится к тому, чтобы все ее отделения имели одинаковые или по крайней мере концептуально совместимые информационные системы, что упрощает их администрирование и снижает пресловутую TCO (совокупную стоимость владения), о которой все вокруг только и твердят. Казалось бы, должна быть в РФ некая организация, которая бы заботилась о том, чтобы информационные системы, создаваемые региональными, городскими, окружными и другими подобными им структурами, были в какой-то степени однотипны, а потому дешевы и надежны!

Для этого она должна владеть ситуацией, а также располагать весьма немалыми финансами. Кроме того, она должна быть стабильна и укомплектована профессионалами. Увы, образованный недавно Государственный комитет РФ по связи и информатизации (гибрид Роскоминформа и Госкомсвязи) перманентно находится в стадии реорганизации собственной структуры и едва ли может претендовать на роль мудрого гуру, заботящегося о своей пастве, поскольку первоочередная задача работающих в нем чиновников - либо сохранить свои рабочие места, либо найти более выгоды. Тут уж не до интересов державы. А очень жаль. И вот почему.

Многие федеральные, региональные, городские, окружные и им подобные структуры сами или с помощью коммерческих фирм создают и в ходе непрерывных реорганизаций передают друг другу разнообразные базы данных, содержащие немало сведений о населении и принадлежащем ему имуществе. Как движимом, так и недвижимом.

Теперь представьте, что на рынке по безумно низким ценам появляется CD-ROM, с помощью которого по номеру телефона можно узнать немало интересного о его владельце. Или диск, содержащий подробные сведения о приватизированных квартирах и их хозяевах. Вполне может оказаться, что подавать в суд на подпольных продавцов и изготовителей будет просто некому, так как действующие в России законы таковы, что эти и им подобные базы данных могут никому не принадлежать и не иметь никакой стоимости! Да и кто в убытке от продаж весьма полезных для криминальных структур справочников? Только те, сведения о ком в этих справочниках имеются!

Однако не все так плохо. Из доклада начальника Управления информатизации ГК РФ по связи и информатизации Александра Маношкина (к июньским выставкам в Михайловском манеже по уже сложившейся традиции был приурочен IV научно-практический конгресс “Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы”, который собрал десятки специалистов, решающих проблемы автоматизации областных, районных и городских органов власти) следует, что в нашей стране работы в области информационного законодательства развиваются достаточно активно. Так, например, к настоящему времени в России помимо 17 информационно-правовых норм Конституции РФ приняты и действуют 335 нормативно-правовых актов: 39 федеральных законов, 17 актов Федерального Собрания РФ, 80 указов и распоряжений Президента РФ, 183 акта Правительства РФ, 16 актов высших судов РФ.

Имеется проект федерального закона “О персональных данных”, который призван ликвидировать отставание нашей страны от европейского и мирового сообщества в области защиты прав субъектов на сведения личного характера. А собирают такие сведения очень и очень многие: только в Санкт-Петербурге хранением и систематизацией персональных данных занимается 21 структура.

Итак, задача в общих чертах ясна: чтобы управлять таким сложным объектом, как город, необходима достоверная, оперативная и надежно защищенная от несанкционированного доступа информация. Какие же суммы выделяются на организацию ее сбора, обработки, хранения и выдачи?

По словам начальника Управления телекоммуникационного и информационного обеспечения канцелярии губернатора Санкт-Петербурга Владимира Киреева, в 1998 г. из бюджета Москвы на реализацию программ информатизации города было выделено 200 млн. деноминированных рублей (т. е. на каждого жителя пришлось около 20 руб.), а из бюджета северной столицы - только 8,5 млн. (чуть более полутора рублей на каждого петербуржца)*1. Из этих 8,5 млн. руб. 5 млн. должно быть использовано на завершение работ по созданию системы, позволяющей оперативно отслеживать исполнение городского бюджета (в первую очередь по социально значимым программам). Остальные средства пойдут на текущие закупки и поддержку уже существующих систем. На вопрос о том, как выглядит структура расходов “информатизационных” рублей г-н Киреев ответил так: “Примерно 40% этих денег пойдет на приобретение оборудования и базового ПО и около 60% - на оплату различных договоров по созданию специализированного ПО”.

-----

*1 Общий бюджет Санкт-Петербурга на 1998 г. - около 14 млрд. руб.

Напомним, что в Санкт-Петербурге есть две крупные государственные организации, которые занимаются разработкой муниципальных систем - “Северо-Западный Информационно-аналитический центр” и “Центр компьютерных разработок”, известный в России своей информационно-правовой системой “Кодекс”. Они и выполняют основные работы по информатизации городских структур. Кроме того, для разработки отдельных систем Управление телекоммуникационного и информационного обеспечения канцелярии губернатора Санкт-Петербурга с помощью открытых конкурсов привлекает и другие организации.

Практически подразделение г-на Киреева имеет дело с двумя-тремя десятками компьютерных фирм города. При этом наиболее крупными поставщиками оборудования являются Lanck, “Ниеншанц”, “Аякс” и Computer 2000.

Для полноты картины - несколько слов о тех, кто прямо или косвенно пользуется муниципальными системами. Городская администрация Санкт-Петербурга (включая территориальные административные округа) насчитывает около 3500 человек. При этом в информационных подразделениях городских муниципальных структур работают примерно 100 сотрудников.

Канцелярия губернатора состоит из 250 человек и обеспечивает работу губернатора и членов правительства. Управление телекоммуникационного и информационного обеспечения (семь человек) входит в состав канцелярии как отдельное подразделение. Раньше это подразделение называлось департаментом связи и информатизации, имело более высокий статус и насчитывало девять человек.

От редакции: Редакция готова рассмотреть и включиться в обсуждение проблем, связанных с разработкой и эксплуатацией муниципальных информационных систем. Свои соображения по этому поводу присылайте по адресу: editorial@pcweek.ru или mitin@pcweek.ru.    

Петербург компьютерный. Цифры и факты

По словам г-на Киреева, в северной столице насчитывается около 1500 фирм, в учредительных документах которых упоминается деятельность, связанная с компьютерным бизнесом. В издаваемом “СК Пресс” справочнике “Кто есть кто на компьютерном рынке России” можно найти сведения о 850 петербургских фирмах.

По мнению Галины Васильевой, директора экспозиций “Региональная информатика”, Inwecom, ENWA и других компьютерных шоу, проводимых АО “Рестэк”, постоянную выставочную активность проявляют около 200 петербургских компьютерных компаний.

Валерий Андреев, заместитель генерального директора петербургской компании SoftJoys, считает, что северная столица перенасыщена дилерами. Это приводит к тому, что клиент, определив необходимую ему комбинацию оборудования и ПО, начинает обходить различные фирмы и наконец находит ту, где ему продают все необходимое по демпинговым ценам. Это губит региональный реселлерский рынок и не позволяет вкладывать достаточно средств в его развитие.

Что касается серьезных петербургских интеграторов, то их сообщество, по мнению г-на Андреева, уже сложилось: те, кто выжил за пять-шесть лет становления рынка (а это 20 - 30 весьма известных компаний), будут жить и дальше. Г-н Андреев считает, что сферы интересов петербургских интеграторов не сильно пересекаются, так как налицо определенная специализация: как по профилю деятельности автоматизируемых фирм, так и по величине устанавливаемых в них сетей.

В “Региональной информатике-98” и “Инфо-98” участвовало около 50 компаний, четверть из них - издательские дома. Не за горами очередные крупные события в компьютерной жизни Петербурга: 30 сентября - 3 октября пройдет четвертая специализированная выставка ENWA (бухгалтерский учет, аудит, управление), а 1 декабря начнется “Неделя информационных технологий”, которая будет включать в себя восьмую выставку Inwecom (информационные технологии и вычислительная техника), вторую выставку Networks (Сети, сетевые решения и Internet), третью выставку “Мультимедиа” (мультимедиа-системы для офиса и дома) и выставку “Элеком” (электронные компоненты, материалы и технологии для электронной техники). Все эти экспозиции организует АО “Рестэк” (www.restec.ru), ежегодно проводящий в городе на Неве около 50 выставок.

Некоторое падение интереса к “Региональной информатике” (в 1994 - 1996 гг. в ней участвовало около 100 фирм, а в 1997 г. - 60) ее директор Галина Васильева объясняет тем, что компьютерный рынок Санкт-Петербурга уже сформировался и многим работающим на нем компаниям для демонстрации своей мощи и укрепления имиджа достаточно только выставки Inwecom, тем более что ряд наиболее известных в городе фирм уже изрядно измотан и “обескровлен” весенними выставками в Москве. Кстати, первоначально “Региональная информатика” и Inwecom были примерно одинаковы как по составу, так и по числу участников.

Продолжение см в PC Week 36/98, стр.26

Версия для печати