Электронная коммерция

Влад Борисов

Сообщать шокирующие своей величиной цифры о перспективах электронной коммерции становится, похоже, хорошим тоном. Согласно отчету торговой группы Business Software Alliance, оборот этой формы торговли (транзакций и покупок) через Internet достигнет к 2000 г. 170 млрд. долл., а 8,2% экономики США будет работать через Сеть.

Из представленного документа следует, что на рекламные объявления в Internet в 1997 г. был израсходован 1 млрд. долл. - втрое больше, чем в 1996 г.

Федеральное правительство США настроено еще более оптимистично относительно перспектив “Всемирной паутины”. Председатель Федеральной комиссии по торговле Роберт Питофски заявил, что объем E-коммерции вырастет с 2,6 млрд. долл. в 1996 г. до 220 млрд. долл. в 2001 г.

В другом отчете, опубликованном на узле eMarketer (www.emarketer.com), утверждается, что к 2002 г. объем только потребительской электронной торговли достигнет 26 млрд. долл.

В этом документе также рассказывается о том, какие преимущества получает компания, переводящая обслуживание клиентов в Web. Например, обычные затраты на продажу авиабилетов оцениваются в 8 долл. за билет. При работе через Web эта цифра составляет 1 долл. за билет. Обыкновенная банковская транзакция стоит 1,07 долл., а в онлайновом режиме - всего 1 цент. По мнению составителей отчета, онлайновая форма обслуживания особенно выгодна при продаже ПО, оборудования, книг, билетов, страховых и финансовых услуг.

К 2002 г., согласно eMarketer, онлайновый сегмент розничных продаж книг вырастет с 3,8% (сегодня) до 7%, а продажи билетов с 1 до 5%; число домохозяек, осуществляющих закупки продовольствия не выходя из дома, увеличится с 10 тыс. до 7 млн.

Между тем 30 компаний - производителей ПО и оборудования, фирм-дистрибьюторов и розничных продавцов, входящих в группу RosettaNet, выразили обеспокоенность в связи с задержками в принятии стандартов электронной торговли. Их также волнует, что обсуждение некоторых стандартов, таких, как Open Buying on the Internet (OBI), продолжается, в то время как реально в отрасли они не используются. Некоторые из этих фирм внедрили у себя решения электронной коммерции, которые оказались нетиражируемыми.

Для ускорения этого процесса они начали осуществление рассчитанной на два года программы, призванной обеспечить управление через Сеть цепочками сбыта. Вначале для смещения фокуса своей активности компании договорились, что в работе группы будут участвовать их старшие сотрудники на уровне вице-президентов фирм, а не менеджеры по технологиям.

В RosettaNet входят представители Ame- rican Express, Cisco Systems, Compaq, CompUSA, EDS, Federal Express, IBM, Intel, Microsoft, Netscape Communications и UPS, а также шведской инженерной компании ABB, европейского дистрибьютора CHS, фирмы Deutsche Financial Services, японской компании Toshiba и правительственной службы General Services Administration.

К процессу также решено привлекать производителей ПО и инструментов. В качестве возможного решения многие участники группы видят стандартизацию на базе языка XML.

Среди других новостей онлайновой коммерции следующие.

- Корпорация Forrester Research (www.forrester.com) создала новое подразделение (Commerce Department), специально для работы на рынке E-коммерции. Эта служба призвана помогать компаниям правильно выбирать стратегию торговли в онлайновом мире. Среди направлений ее деятельности выделяются исследования вопросов, связанных с коммерческой архитектурой Internet, инструментами разработки приложений, интеграцией с унаследованными системами и передачей содержимого.

В своем первом отчете подразделение предсказывает, что рынок ПО для электронной коммерции в США вырастет с 121 млн. долл. в 1997 г. до 3,8 млрд. долл. в 2002 г.

- Yahoo объявила о намерении приобрести за 49 млн. долл. частную компанию Viaweb, предоставляющую ПО и средства генерации отчетов для создаваемых и действующих узлов электронной торговли. Это объясняется необходимостью диверсификации бизнеса и ростом E-коммерции. Viaweb on Yahoo продолжит предоставление доступа к ее банку ПО для построения магазинов и сайтов для коммерции по цене от 100 до 300 долл. в месяц.

- Equifax и IBM заявили о начале совместной разработки и маркетинге службы, обеспечивающей безопасность транзакций через Internet и другие сетевые среды. Equifax намечает предложить фирмам доступ к службе цифровых сертификатов по схеме аутсорсинга, а IBM намеревается интегрировать эту службу со своим семейством продуктов для электронной коммерции.

- Excite объявила о новой услуге, которая позволяет пользователям участвовать в аукционе, проводимом в Сети в режиме реального времени. Технология для этого была разработана фирмой Classifieds2000, подразделением Excite. Аукцион длится круглосуточно в течение 3 - 14 дней. Если в последние 10 минут его работы не поступает ни одной ставки, он автоматически продлевается еще на 10 минут. Пользователи могут также просматривать список предложенных за товар сумм.