М. В.

Пока мысли и стремления футбольных болельщиков всей планеты сосредоточены на Кубке мира во Франции, на подходе уже очередное футбольное событие года, и тоже на мировом уровне: со 2 по 9 июля параллельно “большому” чемпионату пройдет RoboCup - чемпионат по футболу среди роботов. Как оказалось, футбол прекрасно подходит для исследований в области искусственного интеллекта (ИИ): изучая стоящие перед игроком задачи ориентации в пространстве, учета действий партнеров и противников, оценки стремительно меняющейся ситуации с необходимостью за доли секунды принять решение и претворить его в жизнь, ученые создают разнообразные технологии как в сфере роботостроения, так и в области ИИ. То, что сегодня представляется странной забавой конструкторов и разработчиков, завтра может воплотиться в сериях электронных ассистентов, помогающих больным в клиниках или выполняющих работу в опасных для человека местах.

В зависимости от размера “игроков” RoboCup проводится в двух категориях: в 15-сантиметровом классе, когда игровое поле умещается на теннисном столе, а в игре используется шарик для гольфа, и в 50-сантиметровом классе с троекратно увеличенным полем и гандбольным мячом. За каждого “спортсмена” отвечает собственная программа, выполняемая на компьютере, который управляет своими подопечными посредством радиосигналов.

Собственно от ПО и зависит в конечном итоге успех игры, так как техническое исполнение игроков оставляет пока желать лучшего. Чтобы решить эту проблему, создана еще одна, виртуальная, лига: в ней бренная оболочка отброшена как ненужное и участникам оставлена только суть - программа. Точнее сказать, речь идет о 22 программах-клиентах, которые регулярно обмениваются информацией с сервером. Каждые 0,3 секунды такой клиент получает от сервера данные о положении на поле, имея при этом возможность 10 раз в секунду выполнить какое-либо действие (повернуться, ударить по мячу, побежать). Чтобы сделать игру правдоподобной, приблизить ее к реальности, оживив ошибками и случайностями, сервер Soccerserver время от времени намеренно “путает” или “теряет” информацию.

Ганс-Дитер Буркхард - сотрудник института информатики Берлинского университета им. Гумбольдта, руководитель студенческой группы разработчиков, выигравшей последний чемпионат мира в японском городе Нагойя, - ставит перед собой цель “разработать такие экспертные системы, которые смогут самостоятельно отбирать данные из некоторой выбранной области знаний”. Формируя по определенным правилам информационный пул, подобные программы, получившие название агентов, окажут неоценимую помощь пользователям Internet, например, при заказе билетов, резервировании номеров в гостиницах, осуществлении онлайновых покупок и т. п. При этом отбор в таких системах будет осуществляться на основе сравнения стоимости, анализа актуальных предложений и еще многого такого, от чего у современных пользователей уже сегодня разбегаются глаза и начинается головная боль.

Версия для печати