Иван Рогожкин

 

Рынок домашних программ и игр, привлекший внимание многих компаний, отличается необычной динамичностью и острой конкуренцией. Ситуация меняется буквально каждые два месяца. Тем не менее прослеживаются устойчивые закономерности и тенденции. Одни из этих тенденций и были раскрыты на летнем семинаре для партнеров фирмы “1С” в докладе Юрия Мирошникова, руководителя направления игровых и мультимедийных программ. Другие мне удалось почерпнуть из бесед с сотрудниками компании “Коминфо”. Попытаюсь изложить “сухой остаток”.

“Хиты” определяют продажи (по данным “1С”)

Объем рынка на нынешний год российское отделение корпорации Intel оценивает в 30 млн. долларов (в “1С” с этой оценкой согласны). То есть продолжается рост. Сегодня существует более тысячи отечественных игровых и мультимедийных программ для домашнего применения. Можно насчитать больше ста российских издателей CD-ROM, правда, многие из них ограничиваются только одним программным продуктом. Любопытно, что ряд издателей никак не связаны с компьютерным бизнесом.

Как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию? С одной стороны, большое число новых продуктов и новоявленных издателей - хороший признак. Значит, есть здоровый интерес, желание вкладывать деньги. С другой стороны, среднее качество программ хоть и потихоньку повышается, все-таки по-прежнему остается очень низким. Многие пользователи компьютеров, купив пару-тройку “слабых” дисков, разочаровываются в самой идее мультимедиа. Что с этим делать, пока непонятно. Хочется надеяться, что к тому моменту, когда большинство мелких издателей уйдут с рынка и выкристаллизуется несколько крупных профессиональных издательских фирм, созреет новое поколение пользователей.

Игры - самый популярный товар (в численном

выражении, по данным “1С”)

Чтобы вернуть затраты на создание хорошего мультимедиа-диска, сегодня нужно продать тираж порядка 4000 экземпляров. Для качественных современных игр это число возрастает до 10 - 15 тысяч.    

Особенности рынка

Из всего ассортимента домашних программ, которые продает фирма “1С” (собственная продукция не учтена, поскольку в основном она попадает к другим дистрибьюторам), 27% дохода приносит первая десятка (см. диаграмму “"Хиты" определяют продажи”).

Тиражи игр-хитов растут очень быстро (экспертная оценка специалистов “1С”)

Как видите, три десятка программных продуктов (примерно из 250 наименований домашних программ, продаваемых фирмой “1С”) обеспечивают почти половину денежных поступлений.

На первый взгляд, нынешний рынок похож на кинематографический. Подобно тому, как три кассовых фильма окупают затраты на пятнадцать неудачных (с точки зрения бизнеса, конечно), у крупных мультимедиа-издателей средства от продажи “хитов” (т. е. дисков, тираж которых превышает 10 000) должны покрывать затраты на выпуск остальных дисков.

Однако это верно лишь для отдельных фирм. Прибыль, к сожалению, часто съедается дорогой разработкой и массированной рекламной кампанией. Конечно, издатели надеются получить прибыль от продаж на Западе (российский пользователь избалован пиратскими копиями западных дисков хорошего качества, да и покупательская способность у него невелика), однако чаще всего из этого ничего не получается. И хотя выпуск “хитов” не позволяет сейчас заработать деньги, в перспективе он поможет фирме выйти из сегодняшней неблагоприятной ситуации. Некоторые издатели вынашивают идею сформировать известную торговую марку, поработать на будущее. Те, кто действует по такому сценарию, основную прибыль получают с продуктов второго эшелона.

Интересное соотношение сложилось между играми, обучающими программами и остальными мультимедиа-дисками (разделение между вторыми и третьими, конечно, довольно условное; см. диаграмму “Игры - самый популярный товар”).

Любопытно, что западные издатели до сих пор не выработали четкой политики в отношении российского рынка: интересуются им, но не готовы к каким-либо решительным действиям.    

Основные тенденции

За последний год заметно увеличились средние инвестиции в разработку мультимедиа-программ и особенно игр. Однако здесь важно вычленить большие проекты (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Иллюстрированный энциклопедический словарь” фирмы “Аутопан”), благодаря которым компании формируют торговые марки. Стоимость разработки остальных мультимедиа-продуктов возросла меньше, примерно в той мере, в какой увеличилась заработная плата специалистов и цена производства. А вот цена крупных игровых проектов уже исчисляется сотнями тысяч долларов.

Средние тиражи мультимедиа-дисков (экспертная оценка специалистов “1С”)

Интересно взглянуть на график “Средние тиражи мультимедиа-дисков”. Здесь основной вклад дают тиражи “хитов”, объемы же продаж остальных мультимедиа-дисков на их фоне уменьшаются. Если раньше можно было продать 3000 дисков практически любого наименования, то сейчас минимальный тираж приблизился к 1000 экземпляров.

Обратите внимание на пик в IV квартале прошлого года. Похоже, максимум уже пройден (даже с учетом сезонного фактора); сейчас начинается медленный спад по синусоиде, и примерно через 1,5 года наступит новый пик. Связан он будет с тем, что резко сократится число мелких издателей мультимедиа-дисков.

В области компьютерных игр спада не намечается (см. график “Тиражи игр-хитов растут очень быстро”). Заметьте, что средний показатель по играм сегодня находится где-то на отметке 10 тыс. экземпляров.

Как бы отражая эти процессы, продолжают снижаться средние оптовые цены (см. график “Домашние программы "кусаются" все меньше”).

Чтобы предвосхитить будущие тенденции, давайте посмотрим, как развивался рынок на Западе.

В 1997 г. на западноевропейском мультимедиа-рынке наступил глубокий кризис. Общие объемы продаж уменьшились в несколько раз. Самый большой урон понесли небольшие разработчики и издатели детских дисков и программ гуманитарной направленности. Те, кто создавал обучающие и справочные программы, пострадали меньше. По данным британского еженедельника CTW (Computer Trade Weekly), половину дохода в 1997 г. принесли поступления от продажи всего десяти “хитов”. Многие европейские издатели сегодня вынуждены менять сферу деятельности. Инвестиции перетекают в область разработки игр, поскольку там хоть и замедляется рост, спада нет.

Домашние программы “кусаются” все меньше (по данным “1С”)

Положение лидеров тем не менее достаточно устойчиво. Их доходы от продажи мультимедиа-дисков упали не в несколько раз, а на десятки процентов. Крупные фирмы сохраняют мультимедиа-направление как более устойчивое по сравнению с игровым.

Заметьте также, что в последнее время на Западе резко увеличились средние сроки разработки игр (с 1 - 1,5 до 1,5 - 3 лет) и как следствие значительно сократилось число новых наименований. Первая десятка игр сегодня в западной Европе обеспечивает более половины сбыта. Активно происходят слияния. Самые крупные издатели поглощают тех, что поменьше. Например, недавно к Electronic Arts была присоединена фирма Fireaxis. А легендарная Sierra оказалась в корпорации Cendant.

Все больше средств вкладывается в продвижение игр, иногда на маркетинговые цели уходит до двух третей стоимости проекта. Индустрия компьютерных игр становится похожей на индустрию развлечений.

Учитывая западные тенденции и текущие данные о состоянии отечественного рынка, попытаемся дать некоторые прогнозы на ближайшие год-полтора.

Предполагается, что количество новых наименований отечественных программных продуктов в течение полугода еще увеличится, а потом пойдет на убыль. Аналогично будет изменяться число новоявленных издателей. Игры в общем объеме продаж через год займут долю в 70 - 80%. Из мультимедиа-программ основной спрос придется на большие энциклопедии и обучающие программы для школьников и абитуриентов. Скорее всего, через год 30 “хитов” определят около 60% доходов от продажи игр и мультимедиа-программ. А к концу 1999 г., надеюсь, рынок ждет большой подъем и повышение прибыльности.

Крупные издатели мультимедиа-дисков и игр готовы к грядущим изменениям. А вы?

В заключение хочу поблагодарить Ольгу Латяеву (компания “Коминфо”) за чрезвычайно полезные консультации.

С автором статьи можно связаться по адресу: rogojkin@familypc.ru.

Версия для печати