Возрожденные “Котельники”: автоматизированный вариант

Проекты

На открытии мэр столицы Ю. М. Лужков поднял бокал за процветание магазина

Светлана Золотова

Этот гастроном существовал в Москве с момента постройки на Котельнической набережной высотного здания - с 1952 г. Задуманный как солидное торговое предприятие, достойное центральной части столицы, он был выполнен в монументальных традициях того времени: высокие потолки, облицованные мрамором стены, лепнина, огромные, сделанные на заказ люстры. Старожилы “высотки” вспоминают, что вначале это был шикарный магазин, который со временем, увы, пришел в полный упадок, ведь в здании за все время не было ни одного серьезного ремонта. К 1990 г., когда подули ветры приватизации, помимо плачевного “физического” состояния гастроном оказался в огромных долгах, что естественным образом исключало возможность любой формы акционирования или приватизации. Однако стремление руководства (в первую очередь директора И. Г. Кузнецовой) к задуманной цели - возродить былую славу магазина, сделав его по-западному современным и по-российски изобильным, - помогло пройти через все препоны. И вот позади несколько лет капитального ремонта вкупе с серьезной реставрацией, полной заменой санитарно-технического оборудования и углублением подвала.

Гастроном сегодня, спустя три месяца после его открытия, - это просторный торговый зал, в котором сочетаются возможности самообслуживания и прилавочной торговли; стеллажи и прилавки, заполненные тысячами красочных упаковок, банок, бутылок, пачек и коробок; кафетерий, где можно отдохнуть за чашкой чая или кофе; быстрота обслуживания на расчетном кассовом узле и в то же время неспешная обстоятельность всех тех, кто отвечает за торговый процесс, от директора до продавца. При огромном ассортименте - 15 000 наименований - никакой суеты и неразберихи.

Впрочем, читатель компьютерного издания за такой почти идиллией несомненно угадает ее причину - наличие автоматизированной системы управления торговым предприятием, соединенное с современными технологиями автоматической идентификации (в частности, штрихового кодирования). Это не дань моде, а суровая жизненная необходимость: чтобы управлять таким многочисленным ассортиментом, успеть все это оприходовать, сохранить, продать и учесть, без автоматизированной системы не обойтись. Создателями проекта автоматизации в данном случае выступили две фирмы, уже давно работающие в тесном содружестве, - “Ланкс” (система учета и управления торговым предприятием “Суперменеджер”) и “ДатаСкан” (технологии штрихового кодирования).    

Новые технологии - новые проблемы

Эта известная истина в каждом конкретном случае имеет свои специфические проявления. Которые, кстати, с каждой стороны выглядят по-разному. И путь к новым технологиям и к нынешней неспешной упорядоченности лежал через нешуточные проблемы, но их, к счастью, удалось преодолеть.

Александр Клюев, (заместитель директора гастронома “Котельники”): Мы понимали с самого начала, что если затевать автоматизацию, то делать это надо комплексно. Имея слишком мало опыта, чтобы организовать это самостоятельно, мы вначале пригласили для создания и реализации проекта автоматизации фирму IBS. Однако очень скоро нам пришлось отказаться от ее услуг и многие решения принимать самостоятельно. Так, изучив предложения на рынке автоматизированных систем, мы остановили свой выбор на ПП “Суперменеджер”.

Обновленные “Котельники”

Он показался нам очень подходящим по функциональной наполненности при разумной цене и наличии сопутствующих услуг. Особенно важной была возможность его взаимодействия с технологиями штрихового кодирования.

Относительно кассовых аппаратов (КА) мы также считали, что это должны быть многофункциональные POS-терминалы, которые будут включены в общую компьютерную сеть. Здесь также была альтернатива - покупать зарубежные (но более дорогие) или отечественные (но не всегда качественные). После обстоятельного исследования этого вопроса мы остановились на отечественных КА “Аккорд-КФ”: их соотношение “цена/качество” нас вполне устроило.    

Посмотрим на проблемы с другой стороны

Максим Костанди, (генеральный директор фирмы “Ланкс”): - Приступая к данному проекту, мы, честно говоря, не представляли себе, чем это для нас кончится. Нет, в общем и целом у этой истории конец благополучный: магазин открылся, система устойчиво работает. Но мы никак не ожидали, что, предлагая ПП, окажемся в роли системного интегратора. Роль эту мы, как я считаю, с честью выдержали (в этом нам помог наш многолетний партнер - фирма “ДатаСкан”), однако понимаем, что в данном случае это был вынужденный ход. А началось все с того, что сотрудники магазина поинтересовались у нас, какие компьютеры и какой сервер нужны для нормальной работы нашей системы “Суперменеджер”. Вопрос, с одной стороны, правильный: каждая система требует определенных аппаратных ресурсов, однако для ответа на него требования системы знать необходимо, но далеко не достаточно. Нужно также знать количество рабочих мест в сети, некоторые другие ее параметры и, главное, тот объем информации, с которым будет работать система, ее общую и единовременную нагрузку. Вот тут-то мы и поняли, что, если мы хотим, чтобы все было нормально, надо включаться в работу более плотно. По нашей рекомендации были приобретены компьютеры и сервер фирмы Acer.

Евгений Лаврентьев, (директор по продажам фирмы “ДатаСкан”): Когда мы приступили к проекту, то обнаружилось, что ПО, поставляемое вместе с кассовыми аппаратами “Аккорд”, не рассчитано на работу по системе самообслуживания - там отсутствует фоновое обновление данных, (т. е. не требующее приостановки работы кассового аппарата), а кроме того, крайне трудно осуществить клавиатурный ввод данных о товаре, информации о котором нет в системе. Поэтому мы пошли на замену кассовой математики на ПО нашей разработки - систему “Уникум”, созданную для кассовых аппаратов типа “Аккорд” (она еще подходит к КА “Ока” и “Omron 7000”). Эта система уже неплохо зарекомендовала себя в наших прежних проектах, и важно, что она хорошо работает в сочетании с “Суперменеджером”.

К тому же прочее оборудование оказалось весьма “разношерстным”: например, встроенные сканеры, предназначавшиеся для кассового узла, не были никак состыкованы с кассовой математикой. Нам пришлось провести большую дополнительную работу по стыковке и настройке этого и другого оборудования (в частности, бар-сканеров, весов и термопринтера), которой вполне можно было бы избежать (или свести к минимуму), если бы с самого начала проект имел “одного хозяина” (системного интегратора). Но, видимо, получилось так, что фирма IBS, предлагая свой проект автоматизации, не предоставила заказчику достаточной свободы выбора, и руководство магазина решило пойти своим путем, взявшись за закупки оборудования самостоятельно. Ну а продавец оборудования не взял на себя заботы о его состыковке или возможном взаимодействии, да это и не его задача - это задача системного интегратора, который в данном случае появился, увы, лишь на середине пути. Привело это, как и следовало ожидать, к дополнительным хлопотам и доработкам.    

Установка системы - это только полдела

Максим Костанди: Как это ни парадоксально звучит, добрая половина проблем возникла уже после установки системы. Теоретически так: установил систему, отладил - и работай спокойно. Но это там, где к таким технологиям уже привыкли. У нас пока совсем по-другому, и даже обучение сотрудников магазина работе с системой не гарантирует успеха. (Здесь, кстати, следует отметить, что персонал для работы в гастрономе отбирался специально - директор И. Г. Кузнецова на должность продавцов старалась набирать людей, ранее в торговле не работавших, но имеющих достаточное образование, мотивацию и определенные личные качества; основным требованием к менеджерам и товароведам было высшее образование и профессионализм. Такой подход к кадровому составу во многом обеспечил быстрое и успешное освоение работы с информационными технологиями.)

Кассовый узел спроектирован так, чтобы он не мешал

покупателям в торговом зале и был легко доступным

Но одно дело - научиться работать на компьютере или вести в системе бухгалтерский учет, который сам по себе достаточно формализован и требует даже в ручном варианте соблюдения определенных правил и последовательности действий. Другое дело, когда речь идет об освоении новой технологии торговли. Именно здесь мы чаще всего и сталкиваемся с проблемами.

Вот простой пример. Незадолго до открытия магазина выяснилось, что завоз товаров (вспомним, что их номенклатура составляет 15 000 наименований!) и их оприходование должны произойти не в течение двух недель, как это планировалось ранее, а за 3 - 4 дня. Для работы “вручную” такой срок был бы абсолютно нереальным, потому что в эти дни приходило по 50 - 70 машин с товаром, который надо было разгрузить, пересчитать, оприходовать, разместить на складе, часть товара расфасовать и/или передать в торговый зал, где его также надлежало разложить и снабдить ценниками. Если к этому прибавить, что часть продуктов имела неверные штрих-коды (ШК) или не имела их вовсе (маркировку приходилось делать заново), то задача выглядела просто устрашающе. Забегая вперед, скажу, что справиться в срок удалось только потому, что люди из наших фирм и из магазина работали чуть ли не круглосуточно, и, конечно же, благодаря новым технологиям. Но сколько усилий нам стоило убедить персонал не отступать от них! И все равно случались сбои. Например, для того чтобы кассовый терминал “узнал” товар, информация о нем должна быть занесена в систему (в ней формируются прайс-листы, которые затем загружаются в КА). В спешке тех дней случилось так, что часть товара была вынесена в торговый зал неоприходованной (потом, мол, занесем в систему, когда время будет!). Результатом стало то, что мы и предполагали: все смешалось, и уже нельзя было понять, где лежит, что лежит и какой товар оприходован, а какой еще нет. Как его продавать, если в системе нет информации о нем? И как его теперь найти среди полок с доброй половиной номенклатуры? Единственным выходом из создавшейся пиковой ситуации была инвентаризация. Все мы прекрасно знаем, что “Закрыто на учет” в магазине может продолжаться не меньше недели. У нас не было не только недели, но даже суток. Однако помогли именно новые технологии: инвентаризация с помощью мобильных терминалов для считывания ШК, подключенных к системе, была проведена за несколько часов. Сравнение информации, уже имеющейся в системе, с той, что получилась в результате инвентаризации, помогло выявить неоприходованные товары.

Евгений Лаврентьев: - В процессе подготовки к открытию выяснилась и такая деталь: сканирующие устройства, применяемые на складе при приемке товара (там использовались мобильные терминалы МС-15), и встроенные сканеры на кассовом узле некоторые виды штрих-кодов “читают” по-разному. Понятно, что в этом случае информация, занесенная на складе, не совпадет с информацией, поступившей с кассового узла. А все дело заключалось в настройке мобильных терминалов на “чтение” ШК таким же образом, как их “читают” сканеры у касс. Хорошо, что это было вовремя замечено, иначе не миновать бы путаницы.

Отсутствие с самого начала системного интегратора сказалось еще и в том, что руководство магазина не смогло предусмотреть всех тонкостей и возможных проблем. Например, уже в процессе завоза товаров выяснилось, что та этикеточная лента, которая имелась в наличии, может использоваться для ряда товаров при обычных условиях, но совершенно не годится для весовых продуктов, хранящихся в холодильных камерах: при низкой температуре этикетки с ШК просто отклеиваются и товар надо маркировать заново. А ведь существует специальная лента для маркировки таких товаров, которая держится хорошо даже при - 40oС. И в таком деле очень много подобных тонкостей.

Максим Костанди: Суть всего сказанного можно свести к простой для специалиста, но еще не очень привычной для пользователя сентенции: для выполнения подобных проектов (даже если это не огромный универмаг или супермаркет, а магазин средних размеров) необходим системный интегратор или фирма - генеральный подрядчик, которая возьмет на себя ответственность за конечный результат автоматизации. С ней можно согласовать все вопросы, с нее можно потом спросить, не рискуя попасть в ситуацию, аналогичную райкинской сценке с пошивом костюма. Обойдется это ненамного дороже (процентов на десять), но, право, грамотный подход ко всем проблемам и спокойствие заказчика стоят этих денег.

С автором можно связаться по адресу: editorial@pcweek.ru.    

Гастроном “Котельники”

- Расположен в высотном здании на Котельнической набережной.

- Площадь торгового зала - 1000 кв. м, склада и подсобных помещений - около 1500 кв.м.

- Ассортимент товаров - 15 000 наименований.

- C поставщиками заключено более 150 договоров.

- Персонал - 60 человек.    

Программно-аппаратный комплекс гастронома “Котельники”

- 4 кассовых аппарата “Аккорд-КФ” (фирма “ИВС”).

- 12 электронных весов фирмы Bolet Industries Ltd.

- 10 компьютеров (Pentuim 130 МГц, 16 Мб) и сервер (Pentuim Pro 200 МГц, 64 Мб) фирмы Acer (поставщик - “Компьюлинк”).

- 2 мобильных терминала MS-15 (поставщик- - фирма “ДатаСкан”).

- 4 встроенных сканера Metrologic.

- 8 ручных лазерных сканеров.

- Термопринтер Eltron.

- ПО: программный комплекс для управления торговым предприятием “Суперменеджер” (фирма “Ланкс”).

- ПО для управления кассовыми аппаратами “Уникум” (“ДатаСкан”).

- Сетевое ПО - ОС Windows NT 4.0.

Версия для печати