Игорь Якобсон
В предыдущих выпусках сериала из жизни российских программистов (PC Week/RE, № /97 и /98) я в основном уделял внимание вопросам отбора кадров, тестирования и существующего порядка въезда в Соединенные Штаты.
Хотелось бы поподробнее разобраться и в том, что происходит с нашими ребятами, уже укоренившимися в самой богатой стране мира. Где и как они работают, чем дышат... Мне кажется, что лучше всего, не прибегая к поспешным обобщениям, просто рассказать о нескольких вполне конкретных фирмах.
Итак, история номер один.
Недалеко от перекрестка Бродвея и 5-й авеню, знаменитой самыми шикарными магазинами мира, находится здание, в котором расположен офис Интернет-провайдера Octet Media, обеспечивающего своим клиентам полной спектр услуг в области Интернета: от подключения к Сети до Web-дизайна и от Web-хостинга до изготовления комплексных программных продуктов. Такой универсализм в Америке уже становится раритетом. Подавляющее большинство известных мне фирм, делающих деньги на Интернете, предпочитает развивать одно-два направления - сложно в наше время быть “специалистом широкого профиля”. Однако, как говорит генеральный директор компании очаровательная Татьяна Алекса, корпоративные клиенты предпочитают иметь дело с кем-нибудь одним, и пока имеется хотя бы малейшая возможность не вычеркивать строчки из прайс-листа, Octet будет придерживаться прежней стратегии. Более того, идет усиленный поиск новых направлений развития. Недавно реализован крупный проект, условно названный “Биржа-онлайн”, который позволяет пользователям Интернета осуществлять финансовые операции в режиме реального времени, продолжается работа над созданием крупного русскоязычного онлайнового сообщества.
Татьяна Алекса
Все постоянные и внештатные сотрудники фирмы: менеджеры и дизайнеры, программисты и системные администраторы, даже торговые агенты - наши с вами соотечественники. Кто-то из них эмигрировал, кто-то выиграл грин-карту в лотерее, а некоторые сотрудники фирмы (в частности, сама Татьяна Алекса) по-прежнему имеют российское гражданство и находятся в Нью-Йорке “в длительной командировке”. (Замечу, что значительная часть сложных программных проектов этой фирмы выполняется в Санкт-Петербурге.) Таким образом, цитируя Татьяну: “Мы не только занимаемся экспортом мозгов, но и поддерживаем их на исторической Родине”. Контроль за процессом разработки осуществляется с помощью все того же Интернета, и только на этапе внедрения проекта питерские ребята приезжают в командировку в Нью-Йорк.
Интересна история создания Octet’а. Алекса открыла его более трех лет назад, не выезжая из Москвы, где она в то время работала менеджером финансовой компании. Таня обратилась в одну из юридических фирм, которые в течение десяти дней способны зарегистрировать предприятие в любой точке земного шара (вот вам, господа, еще один способ получить основание для легальной работы в Штатах). По словам Татьяны, тогда она еще не знала, чем конкретно будет заниматься ее детище, просто решила вложить деньги в high tech там, где они способны принести наибольший доход.
Открыть фирму было легко, а вот процесс “раскрутки” проходил достаточно болезненно. Снова цитирую Алексу: “Тяжело всем. Чужой язык, чужие традиции, ностальгия по Родине... А если добавить, что ты не просто идешь к кому-то на работу, а создаешь рабочие места себе и другим людям, за которых берешь на себя ответственность, то постоянно ощущаешь, что находишься на чужой территории”.
Три года для провайдера - очень солидный возраст. Не только в России, но и в Америке в момент организации фирмы Интернет был, по выражению Алексы, “пустым звуком”. “Спасибо America OnLine, которая чуть больше года назад пустила свою рекламу по местному телевидению, после чего простому обывателю стало понятнее, что это такое”. Octet - старейший из русских пахарей Интернет-нивы в США. А если судить по публикациям в русскоязычной американской прессе, то и самый известный.
70% клиентов фирмы - также русского происхождения. В этом нет ничего зазорного. Нью-Йорк - действительно столица мира, в которой каждая нация имеет свое представительство. Это представительство является как бы маленькой моделью своей страны. На самом деле, можно прожить в этом мегаполисе всю жизнь, не зная английского языка, покупая продукты в национальных магазинах, лечась у “родных” врачей, пользуясь услугами “своих” адвокатов. Это касается не только русскоязычной общины, но и латиноамериканской, итальянской, китайской... И всегда, если есть выбор, заказчики предпочитают идти к “своим” подрядчикам. Тебя поймут лучше, да и легче предусмотреть все подводные камни.
И все-таки еще большей известностью, чем фирма Octet, пользуется компания под названием Russian Web Girls. Собственно говоря, это интернет-журнал, выпуски которого размещаются на серверах Octet’а. Все мои знакомые русско-американские интернет-серферы - постоянные гости этого сайта.
Идея создания такого журнала принадлежит все той же Татьяне Алексе и Алене Макеевой (Web-дизайнеру и художественному директору Octet Media).
На сегодняшний день над проектом работают около 10 человек. Как говорит Таня, “невозможно заниматься только коммерческими и техническими вопросами. Нужна и творческая самореализация”.
Основная задача Web Girls - представить разнообразные таланты русских женщин: художниц, модельеров, предпринимателей, используя при этом интерактивность и экономическую целесообразность Интернета, то есть те средства, которые понятны и близки его создателям. Неважно, где живут и работают героини журнала. В современном мире границы стираются, и было бы особенно странно проводить какие-то различия, основанные исключительно на гражданстве, в виртуальном мире, где понятие “расстояния” не имеет вообще никакого смысла.
Сюжеты статей связаны не только с широко известными личностями. Издательницы с удовольствием пользуются “наводками” из своего почтового ящика. Таким образом на страницах журнала появился материал о совершенно неизвестной, но очень интересной пожилой московской художнице Татьяне Еленок, рассказ о которой прислал ее сосед по коммунальной квартире.
Публикуется на сайте и художественная литература на женские темы. Например, фантастическая история про русских “бабушек” (образ, уже вошедший в американскую культуру и даже в английский язык), сшивших себе крылья и полетевших зимовать в Америку, или же мыльная опера про Катю Громову, незаконнорожденную дочь Джеймса Бонда. Кстати, недавно из Москвы поступило предложение написать на основе этого сериала сценарий для полнометражного художественного фильма.
Истоком замысла, как это ни странно, явились трудные времена, которые переживала фирма Octet примерно полтора года назад. История каждой компании знает свои провалы. Я никогда не поставлю на того бизнесмена, который ни разу в жизни не боролся с обстоятельствами. Слава тем, кто оказался сильнее окружающего мира!
Вышло так, что мужчины, из которых состоял костяк компании, разбежались при первых же неприятностях. Женщины остались и помогли сохранить предприятие. И Татьяна теперь уверена, что хотя с женщинами работать и сложнее, но зато они надежнее. На них можно положиться в трудную минуту, ибо гораздо больше денег они ценят хороший микроклимат, столь редко возникающий на работе. А Татьяна твердо уверена, что всех сотрудников фирмы Octet держит там не только зарплата.
Итак, менеджмент компании обрел с некоторых пор симпатичное женское лицо, причем с сугубо национальными чертами. Но оказалось, что все замечательные качества русских женщин до сих пор совершенно не получали освещения в Интернете! Было решено исправить эту ошибку, и вот вам результат - журнал, в котором русские женщины пишут о русских женщинах.
Russian Web Girls - некоммерческая (non profit) организация. Она живет на пожертвования фирмы Octet, а также на добровольные “контрибуции” авторов журнала, высокопрофессиональных журналистов и Web-дизайнеров. И это весьма значительный вклад, ибо в Штатах и журналистика, и Web-дизайн являются весьма высокооплачиваемыми профессиями.
Но, как говорит Татьяна, нельзя вечно существовать на одном энтузиазме. Поэтому сейчас параллельно прорабатываются альтернативные планы.
Первый из них - сохранить RWG как некоммерческую организацию. Для этого в различные американские фонды были поданы заявки на получение грантов. Девушки надеются, что добрые и богатые американские дяди их поддержат. Но для этого надо доказать, что компания действительно несет культурную миссию, представляет собой реальную культурную инициативу.
Однако, “на дядю надейся, а сам не плошай”! Альтернативный проект заключается в превращении “Web-девушек” в прибыльную структуру. Журнал уже достиг хорошего уровня посещаемости, его заметили и в прессе (репортажи о сайте появлялись и в “Нью-Йорк Таймс”, и на радио “Свобода”), так что вполне можно говорить о размещении оплачиваемой рекламы от разнообразных производителей и поставщиков услуг.
Кроме того, проводятся эксперименты по Интернет-торговле на страницах RWG. Специально создан раздел “бутик”. Когда публикуется рассказ о какой-нибудь творческой личности, то редакция зачастую предлагает поместить в “бутик” прейскурант на плоды ее творчества. Так, например, параллельно с публикацией интервью с женской рок-группой “Колибри” была инициирована продажа CD “Бес сахара”. Схема торговли - стандартная, хорошо проработанная на Западе. Пользователь мог послушать музыку в том качестве, которое на сегодняшний день может предоставить Сеть. Ну а если “компакт” нравился, то, введя номер кредитной карточки, он получал “hardcopy” по почте.
Таким же образом продавались и шарфы художницы Кати Мороз, создательницы очень интересной и оригинальной технологии росписи по шелку.
Удачным оказался и проект по “раскрутке” русских фотомоделей. По самой своей природе Интернет обладает сегодня всеми необходимыми качествами для того, чтобы подобная деятельность привела к коммерческому успеху.
В настоящий момент рассматриваются предложения по продюсированию русских рок-групп. В качестве эксперимента фирма Octet осуществляла Web-хостинг Курехинского фестиваля, который проходил в Нью-Йорке в мае 1998 г.
Еще одну сторону деятельности RWG, которая уже сегодня пользуется коммерческим успехом, я бы назвал “выходом из мира виртуального в мир реальный”. Компания организует мероприятия (тусовки) для русской общины столицы мира. Придумывается некая тема, собираются творческие силы, приглашаются люди, а собранные на этих вечеринках средства позволяют девушкам выпустить еще один номер Интернет-журнала. Примеры тем: “850-летие Москвы”, “Dreaming of Saint-Petersburg”. Короче говоря, идет массированная пропаганда Родины, а заодно и Интернета.
Честно говоря, название Russian Web Girls (очень удачное, запоминающееся название!) уже давно привлекало чрезвычайно выгодные в денежном отношении предложения от различных американских компаний, намеревавшихся завести под эгидой журнала брачное агентство или же публиковать различные эротические и порнографические сюжеты. Снова цитирую Татьяну: “Серьезные люди приходили и доказывали, что деньги на Интернете можно зарабатывать только таким образом. Мы им коротко, но гордо ответили, “что этим не занимаемся”.
Точно так же авторами отметаются и подозрения в феминистической направленности издания. Впрочем, в справедливости их слов легко убедиться, заглянув на его страницы.
Итак, мы познакомились с виртуальным посольством России в столице мира. Конечно, это только одна из многочисленных американских фирм, в которых работают наши специалисты в области Интернета. Но мне кажется, что это очень яркое пятно на общем однообразном фоне.
К автору можно обратиться по адресу: sensr@kompac.spb.su. Russian Web Girls и Octet Media, тел.: 1-212-475-6393; E-mail: taa@octet.com; http:www.russianwebgirls.com.
Продолжение смотри в PC Week/RE №(158)34, стр.43