Статья только в электронной версии журнала
Некоторым компаниям удается сократить штат, отказавшись от традиционных проводных устройств
Пол Корженевски
Технология беспроводных подключений, на долю которой в 1997 г. приходилось всего лишь 3% всех вновь развернутых каналов офисных телефонных станций хоть и медленно, но все же проникает в корпоративную среду.
В начале прошлого года руководство нью-йоркской фирмы Crate & Barrel пришло к заключению, что существующую телефонную систему пора обновлять. К тому времени ее внутренняя связь не только не обеспечивала абонентам современных видов услуг, но и с трудом справлялась с постоянно растущим числом подключений.
Прежде всего фирма разослала письма десятку производителей офисных телефонных станций, с просьбой прислать свои предложения. Внимательно изучив полученные ответы, она остановила свой выбор на беспроводной системе Definity Wireless Business System фирмы Lucent Technologies (Мюррей-Хилл, шт. Нью-Джерси). По мнению Майкла Стейнера, менеджера Crate & Barrel по операциям, главным достоинством этого продукта является хорошая интеграция проводных и беспроводных подключений.
Crate & Barrel - одна из фирм, делающих ставку на офисные АТС с беспроводными каналами связи, и сегодня число таких компаний постоянно растет. Работа на многих современных предприятиях организована таким образом, что служащие все меньше времени проводят за своими столами и все активнее работают непосредственно с клиентами. Огромную помощь в этом оказывает им беспроводная телефония, которая практически снимает проблему общения с центральным офисом и значительно повышает продуктивность их труда. Стейнеру, например, удалось сократить количество сообщений голосовой почты, поступающих в течение дня, с 20 - 30 до одного-двух.
Чем плоха жизнь без проводов?
Существует несколько причин, которые удерживают компании от массового перехода на беспроводную связь. Наибольшее беспокойство у пользователей вызывает проблема безопасности - так считает Ведат Билгутей, старший менеджер отдела мобильных систем фирмы Siemens Business Communications Systems (Санта-Клара, шт. Калифорния). Руководство компаний опасается, что посторонний злоумышленник сможет подключиться к внутренним линиям и подслушать ведущиеся по ним разговоры.
Еще один аргумент против развертывания беспроводных каналов - их более высокая цена. Алпа Шах, аналитик компании Frost & Sullivan, специализирующейся в области финансовых исследований, приводит такую оценку стоимости одного номера офисного коммутатора: в зависимости от спектра предоставляемых услуг (голосовая почта, ускоренный вызов абонента) одно проводное подключение обходится в сумму от $200 до $1100, тогда как для беспроводного режима низшая точка этого диапазона лежит на отметке $600, а высшая может достигать $2000.
Одно из объяснений высокой стоимости беспроводных технологий - их большая сложность. Принципы, лежащие в основе работы беспроводных офисных АТС и сотовых телефонов, имеют много общего. Компании приходится развертывать сеть базовых станций, обеспечивающих передачу вызова от одной системы к другой по мере перемещения пользователя между ними (см. схему).
Ограниченное же количество потребителей не позволяет пока производителям таких систем компенсировать затраты на исследования и разработки в этой области. “Мы видим классический пример ситуации с курицей и яйцом, - говорит Билгутей. - Для снижения цен нужно расширить потребительскую базу, а для расширения потребительской базы требуется снижение цен”.
Ему вторит Стейнер из фирмы Crate & Barrel: “Из-за высокой цены нам приходится тщательно анализировать потребности каждого пользователя и предоставлять беспроводные аппараты лишь тем, кому они действительно необходимы”. АТС этой фирмы, которая обошлась ей в 200 тыс. долл., способна обслуживать 280 абонентов, но лишь 20 из них могут воспользоваться беспроводными аппаратами.
Высокая стоимость беспроводной связи ограничивает ее применение лишь несколькими сегментами рынка. “Преимущества беспроводной телефонии уже открыла для себя розничная торговля. С помощью этого вида связи удается значительно повысить качество обслуживания потребителей, - считает Том Охлссон, директор по маркетингу корпорации SpectraLink (Боулдер, шт. Колорадо), которая специализируется только на беспроводных системах офисной телефонной связи. - Мы также смогли добиться успеха и в сферах здравоохранения и промышленного производства”.
В этих отраслях много мобильных пользователей и активно используется телефонная связь. Типичным примером может служить фирма Affinity Health System (Ошкош, шт. Висконсин), предоставляющая услуги по уходу за больными и насчитывающая в своем штате около 3 тыс. служащих. В январе 1997 г. руководство фирмы решило вооружить своих медсестер беспроводными аппаратами, чтобы тем не приходилось возвращаться на центральную станцию для получения новых заданий.
С этой целью был изучен ассортимент офисных АТС целого ряда производителей, в том числе фирм Ericsson Enterprise Networks, Nortel и Lucent Technologies. Как нам рассказала Лори Клочизи, аналитик Affinity в области коммуникационных систем, предпочтение было отдано продукции Lucent, чему способствовал целый ряд причин. Прежде всего, на фирме уже была установлена офисная телефонная станция этого же производителя, поэтому выбор Definity Wireless Business System избавлял от необходимости переподготовки персонала.
Свою роль, по ее словам, сыграла и простота управления системой Lucent. Но главное - это уверенность, что фирма продолжит выпуск беспроводных офисных телефонных станций и в будущем.
Весной прошлого года Affinity завершила развертывание пилотного проекта. При этом подключениями к беспроводным линиям фирмы начали пользоваться 40 медсестер, которые смогли по достоинству оценить, насколько эта система проста в работе и сколько времени она им экономит. Как вспоминает Клочизи, сестры отметили в системе единственный недостаток - отсутствие дополнительных принадлежностей, например зажимов на корпусах. Воодушевленная успехом первого этапа проекта, фирма Affinity намерена в ближайшие полтора года обеспечить беспроводной связью всех своих медсестер.
Собственный диапазон частот
Lucent приступила к выпуску беспроводных систем лишь в конце 1997 г. Как считает г-н Шах из фирмы Frost & Sullivan, ее выходу на этот сегмент рынка долго мешали проблемы с выделенным диапазоном частот.
Федеральная комиссия по связи США (ФКС) распределила доступные для беспроводной связи частоты между техническими средствами, относящимися к самым различным технологиям, в число которых вошли даже устройства считывания штриховых кодов, сотовые телефоны, системы дистанционного управления открытием дверей и микроволновые печи.
До 1997 г. производители офисных АТС могли создавать устройства, работающие только в диапазоне 900 МГц, который им приходилось использовать совместно с другими системами. “Средства связи занимали в таблице приоритетов последние строчки, - вспоминает Гордон Пейн, вице-президент и генеральный менеджер Enterprise Mobility фирмы (Санта-Клара, шт. Калифорния), производственного подразделения фирмы Nortel. - Если в компании возникала какая-то непонятная проблема, разбираться с ней всегда приходилось поставщику офисной телефонной станции”.
В отличие от Nortel и Lucent, фирма SpectraLink намного раньше приняла вызов рынка и приступила к созданию продуктов для диапазона 900 МГц. Ее первая беспроводная офисная АТС появилась на рынке в 1994 г., и сегодня у нее уже насчитывается 3200 клиентов. “Мы разработали собственный протокол переключения каналов, который автоматически обнаруживает любые помехи и обходит их, - рассказывает Олсон. - Во многих точках розничной торговли наши системы установлены бок о бок со сканерами, и никаких проблем совместимости при этом не возникает”.
В 1996 г. ФКС специально для оборудования беспроводной связи выделила диапазон 1900 МГц. Сразу же после принятия такого решения фирмы Nortel и Lucent приступили к созданию собственных систем, работающих на этих частотах.
Первой на рынок вышла Nortel и сделала это очень удачно. “Благодаря обилию каналов распространения своей продукции и большой базе потребителей Nortel удалось очень быстро добиться успеха на этом рынке”, - считает Шах из фирмы Frost & Sullivan. По его мнению, отличные перспективы ожидают здесь и Lucent.
Осознавая утрату монополии на этом сегменте рынка, фирма SpectraLinks решила разнообразить свои предложения и таким способом обеспечить дальнейшее развитие бизнеса. “Мы лидируем в этих технологиях и сдавать свои позиции не собираемся”, - говорит Олсон.
Максимум возможностей при минимальном весе
Создавая беспроводные телефоны, производители оборудования беспроводной связи вынуждены находить компромиссы, чтобы удовлетворить самые разнообразные запросы пользователей. Их клиенты хотят получить карманное устройство, которое обеспечивало бы им максимум возможностей, но при этом было бы как можно компактнее.
Некоторые разработчики в своем стремлении предельно снизить габариты аппарата приносят в жертву его функциональность. Скажем, если на проводном устройстве можно найти пару десятков функциональных кнопок, то на беспроводном их количество зачастую ограничено одной-двумя. Как утверждает Олсон, беспроводные телефоны фирмы SpectraLink как раз и отличаются от конкурирующих устройств богатым набором функций.
По оценкам некоторых производителей, интерес пользователей к беспроводным системам связи в последнее время начинает возрастать. Пейн из фирмы Nortel, например, оценивает складывающуюся ситуацию так: “Год назад наших клиентов вполне устраивали 10 - 15 беспроводных подключений, сегодня же они развертывают от 75 до 100 таких каналов”.
Увеличение объема продаж, как всегда, должно снизить цены и подстегнуть торговлю. “Производители уже сейчас отмечают прогресс в распространении беспроводных продуктов, но этот процесс идет медленно, - утверждает Шах из фирмы Frost & Sullivan. - Количество проводных подключений составляет колоссальную цифру - миллионы каналов. Потребуется еще несколько лет, прежде чем беспроводные системы смогут занять здесь заметное место”.
Пол Корженевски, независимый обозреватель в области сетевых систем, живет и работает в г. Садбери (шт. Массачусетс). К нему можно обратиться по адресу электронной почты: paulkorzen@aol.com.