Колонка редактора

Елена Монахова    

Лето, как известно, время активных миграций (кадровых, финансовых, строительных...). Меня, например, тоже влекомую тягой к перемене мест, в августе занесло в Среднее Поволжье, а конкретно- в Татарстан и прилегающую к нему республику Марий Эл. Путешествие это было вызвано активным интересом читателей к некоторым проблемам постро- ения КИС. В моей почте все чаще стали появляться письма, в которых представители служб АСУ различных предприятий СНГ просят при рассказе о корпоративных системах больше внимания уделять западным концепциям управления производством и сбытовыми сетями (MRP II, ERP, DRP etc.) Как мы неоднократно писали, Татарстан- единственная российская республика, где в 1996 г. система мировых стандартов MRP II и ISO 9000 была принята в качестве внутреннего государственного стандарта управления промышленными предприятиями. Насколько я могу судить, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что в РТ сосредоточены высокопрофессиональные кадры, занимавшиеся внедрением MRP на крупных машиностроительных объединениях еще в социалистическое время- в 70- 80-х годах- и уже тогда создававшие автоматизированные системы собственной разработки на основе западных концепций. Значительная часть этих специалистов сегодня работает в фирме ICL-КПО ВС (Казань), а потому одно из направлений деятельности этой компании- обучение стандартам MRP II и связанный с ними консалтинг (по моим данным, это самые серьезные курсы в России по упомянутым концепциям, использующие авторские разработки западных консультантов и активную деловую игру). Собственно, главная цель моей поездки в Казань- пройти обучение концепциям MRP II (его результаты несколькими номерами позже я представлю в еженедельнике).

Елена Монахова

Но, как это обычно бывает в журналистской практике, в поездке набирается масса незапланированной, но интересной информации, которой грех не поделиться. Поэтому первый материал, подготовленный по результатам моего летнего путешествия, напрямую не связан с западными концепциями управления предприятиями, зато имеет непосредственное отношение к менеджменту более высокого ранга- республиканского.

Что и говорить- чем сложнее объект управления, тем больше у него ключевых параметров и тем труднее оперировать ими в надежде получить запланированный результат (каждый, кому приходилось заниматься компьютерным моделированием, подтвердит, что если число регулируемых параметров в системе больше трех, то очень непросто оценить их взаимное влияние на происходящие процессы). Если уж отечественные предприятия никак не могут найти себя в рыночной экономике, то неизмеримо труднее в тех же новых условиях правильно выстроить экономическую политику региона, республики, страны. Без системного подхода, который, как известно, характеризуется наличием четко сформулированных целей и действенных рычагов для их претворения в жизнь, с такой задачей не справиться.

Надо сказать, мне не приходилось ранее беседовать с людьми республиканского и федерального уровня, способными простыми словами пояснить сложные принципы управления государственным аппаратом, экономической системой. Поэтому свою встречу с представителями Центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) при Кабинете министров республики Татарстан я считаю журналистской удачей (см. раздел “Менеджмент”, с. 48).

По тому, как пишут о Татарстане в деловой российской прессе, можно сделать вывод, что эта республика сегодня приковывает к себе пристальное внимание видных российских бизнесменов и политических деятелей, высоко оценивающих многие начинания ее правительства. Причем в первую очередь- в плане системного подхода к построению экономической политики.

В 1990 г. после провозглашения суверенитета Татарстана и получения некоторой экономической свободы руководство республики приступило к созданию необходимой методологической и нормативной базы для профессионального управления в рыночных условиях. Благодаря целой серии разработок ЦЭСИ уже с 1993 г. в республике стала функционировать система адресной социальной защиты населения, а с 1997 г.- поэтапно вводиться система индикативного управления экономикой.

Сегодня Татарстан (по последним данным, в нем проживает более 3 млн. 770 тыс. человек)- это единственный на территории бывшего СССР регион, где существует (и эффективно работает!) система потребительских бюджетов. Она представляет собой ту нормативную базу, на основе которой рассчитывается бюджетная потребность всех отраслей и видов деятельности, финансируемых из госбюджета. Бюджет Татарстана на 1998 г. был сформирован уже по этой системе, а значит, республика сделала очередной шаг в последовательном развитии своего системного подхода. Недаром официальный минимальный размер оплаты труда в РТ уже более чем в четыре раза превышает российский!

В то время как федеральное законотворчество, посвященное прожиточному минимуму и минимальной оплате труда, демонстрирует явный дефицит наработок в этой области, Татарстан имеет опробованные методики и готов предоставить их для тиражирования в других регионах России. Насколько мне известно, представители ЦЭСИ выступали с докладами о конкретных результатах, полученных после проведения осмысленных экономических действий в РТ, на парламентских слушаниях, и ряд регионов уже выразил активную готовность перенять опыт этой республики, воспользоваться их методической базой. Оно и понятно- кому же не хочется овладеть инструментом, позволяющим хотя бы поднять уровень минимальной заработной платы!

К заместителю главного редактора PC Week/RE Елене Монаховой можно обратиться по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати