Почувствуйте разницу
Джим Лаудербек
Я уже множество раз предрекал неизбежный успех поисковых механизмов, но это не мешает мне вновь вернуться к этой теме.
Джим Лаудербек
Полтора года назад здравый смысл подсказывал, что Интернет в конце концов превратится в гигантское поле “проталкивания” информации. Тогда всем виделся бесконечный поток данных, поступающих с серверов на настольные системы.
Сегодня же такое “проталкивание” скорее мертво, чем живо. Фирма PointCast выставила свои акции на продажу, и это никого не встревожило. Marimba занялась распространением ПО и всячески избегает ярлыка “проталкивателя”. BackWeb продолжает движение в непонятном направлении, и ее конечная цель неизвестна. Большинство других инициаторов “проталкивания” просто ушли в небытие.
Но свято место пусто не бывает, и сегодня в центре внимания оказались порталы. Если пользователям Интернета не нравится насильственное “проталкивание” информации, они должны клюнуть на заказные Web-страницы, которые помогут им в путешествиях по “Всемирной паутине”. Здесь они найдут ссылки на свои любимые источники, а заодно и ту информацию, которую раньше приходилось “проталкивать”.
Таким образом, порталы берут на себя функции вежливого “проталкивания” информации, которая, впрочем, остается на Web-сервере. И сегодня все стремятся взять на вооружение эту новую технологию. AOL уже активно использует порталы, к ним рвется AT&T. Сложите Disney с InfoSeek, и вы получите InfoSqueak. Порталами стали Yahoo, Excite и Netscape.
Даже информационные узлы оснащаются интерфейсами по типу порталов. Недавно такой интерфейс развернула ZDNet (дочерняя фирма основателя PC Week- компании Ziff-Davis). Его название говорит само за себя: SIP, или Special Interest Portal (портал специальных интересов). Новый “портальный” интерфейс вы найдете и на узле TechWeb компании CMP. Так что же, мы становимся свидетелями рождения прообраза будущего Интернета? И эта сеть будет все меньше напоминать вещательную компанию (“проталкивателя”), и все больше- доску объявлений (портал)?
Мне кажется, Сети не грозит ни то, ни другое. И порталы, и технологии “проталкивания” станут лишь промежуточными этапами на пути к конечной цели. В Интернете хранится огромное количество информации, которую ни я, ни вы никогда не сможете пропустить через себя. Здесь же имеется множество самых различных служб, из которых достаточно упомянуть узлы-магазины. В целом же можно выделить три основных направления использования Сети: поиск информации, торговля и общение между пользователями.
Сегодняшние порталы помогают искать и покупать. Но по мере развития программных средств и самих сетей такие функции все больше будет брать на себя интеллектуальное ПО, что сделает узлы-порталы просто ненужными. Через несколько лет должны появиться интеллектуальные агенты, спешащие на помощь по малейшему нашему зову. Когда нам понадобится разобраться в каком-то вопросе, такой программный агент заглянет в самые отдаленные уголки “Всемирной паутины”. Но перед этим он постарается узнать о нас как можно больше и подстроиться под наши запросы. Порталы ему будут не нужны, и он просто обойдет их.
Изменится и онлайновая торговля. Возьмем, к примеру, авиакассу на узле Priceline.com. Здесь вы вводите нужную дату, аэропорт назначения и приемлемую для вас цену. Если система находит вариант, полностью соответствующий заданным условиям, вы получаете билет. Именно так вскоре будут производиться и другие покупки через Интернет: достаточно лишь указать, что вы хотите приобрести и сколько готовы заплатить. Если ваша цена продавца устраивает, интеллектуальный агент берет на себя роль посредника, согласовывает все детали сделки и доводит ее до конца.
Едва ли понадобятся порталы и онлайновым сообществам, которые будут создаваться вокруг общих интересов. Что, скажем, может дать Yahoo производителям патагонских цыплят? И пользователи неизбежно будут искать группы, которые соответствуют их запросам.
Интернет все еще находится в начальной стадии своего развития. Обретя зрелость, эта сеть станет выглядеть совсем по-другому. Она не будет похожа ни на широковещательное телевидение, ни на доску объявлений, ни на газету, ни на радиостанцию. Сеть превратится в нечто совершенно новое, а от порталов уже через несколько лет останутся одни воспоминания.
Джим Лаудербек- директор ZDTV и внештатный редактор PC Week. С ним можно связаться по адресу: jim_louderback@zd.com.