Колонка обозревателя
Игорь Альтшулер
“Что вы на счетах-то все считаете,- упрекнул областной царек директора завода,
неужто нельзя пару модемов купить?” Ну, перепутал модем с компьютером
(его ж не с детства босоногого в царьки готовили!), эка беда. Главное, что понятие
технического прогресса у него теперь связано с информационными технологиями.
Вместо эпиграфа
Как-то так получается, что с самого детства я все время разрываюсь на две половинки и мечусь между математикой и поэзией, системным программированием и художественным чтением, управленческим консультированием и компьютерной журналистикой. Относятся мои половинки друг к другу не очень дружелюбно, ибо ресурсы у них общие, а амбиции у каждой свои. И не выдержала как-то моя консалтинговая половинка (назовем ее для краткости ИА-КП), которая считает, что она “пашет больше, а пляшет меньше”, написала электронное письмецо половинке журналистской (ИА-ЖП). Та в долгу не осталась, ответила. И пошло+ Предлагаю вашему вниманию фрагмент их электронной беседы.
Игорь Альтшулер
ИА-КП: Удивляюсь я тебе. Вот пишешь ты все время о КИСах, о том, что влияет на успех их внедрения, о том, что жить без них серьезное предприятие не может. Неужели ты сам веришь в то, что пишешь,- в важность этих информационных систем именно в России и именно сейчас? Вот я 10 лет назад, летом 1988 г., видел на Амуре “систему”, так это действительно система. “Привет, Иваныч,- прокричал в мегафон капитан встречного парохода нашему капитану,- двадцать сверху”.- “Спасибо, пять снизу”,- отвечал Иваныч. Я подошел к капитану и поинтересовался, что это за таинственный шифр. “Все очень просто,- усмехнулся капитан,- он мне сказал, что в 20 км вверх по течению корабль рыбохраны, значит, еще полчасика мои люди могут половить рыбку, а я ему ответил, что другой корабль рыбохраны в 5 км вниз по течению и, значит, его матросам уже пора сворачивать сети”. Вот тебе пример полной, своевременной и компактной управленческой информации. Никаких компьютеров и программ- можно сразу принимать решение.
ИА-ЖП: Ты привел простейший случай. Очень мало параметров- рыбохрана движется по реке и не может напасть сбоку или сверху или вылезти из трюма, где была в засаде. Выбор у капитанов небогат- продолжать ловить рыбку или сделать перерыв. Значения параметров практически однозначно определяют решение, где же степени свободы в твоем примере? А на реальном крупном современном предприятии, тем более производственном, параметров тысячи, пространство возможных решений огромно, связи непросты и неоднозначны, и руководитель вынужден очень быстро принимать решения, последствия которых предсказать (даже в общих чертах) не может.
ИА-КП: Уж не хочешь ли ты сказать, что огромные предприятия-монстры более всего нуждаются в КИСах? Нет, интерес к ним они, конечно, имитируют регулярно, но чтобы серьезно что-то внедрять+ Ведь создать некую систему, даже не поддержанную компьютерами, подробно прописать ее, расставить точки над “i”- значит, пожертвовать собственной исключительностью и незаменимостью. Нет локомотива- и вагоны стоят, нет директора - фирма парализована, поскольку никто больше не может принимать решения. А будь система, какие-то вопросы мог бы, пусть менее талантливо, решить и кто-то другой, и по известным адресам и телефонам могут съездить и позвонить другие. Информация, которую услужливо поставляют подчиненные, а также те, кто их контролирует, и те, кто следит за контролерами,- это власть, а кто же добровольно делится властью, тем более в России?
ИА-ЖП: Не согласен я с тобой. Не обязательно делиться властью, можно делегировать права, обязанности и ответственность. Власть остается, нагрузка перераспределяется. Это нормально для отношений между взрослыми людьми- они ж не дети малые, чтобы пробовать все на зуб лично, и не дряхлые старички, которые рады бы попробовать, да зубов нет. Так что не величина фирмы определяет необходимость информационной системы, а уровень “взрослости” ее руководителя. А уровень этот, в свою очередь, определяется отношением руководителя к информации.
ИА-КП: А мне кажется, что уровень руководителя определяется его отношением к будущему. Я общался с разными руководителями предприятий- умными, хитрыми, ловкими, обязательными, но еще ни разу не видел во главе крупного предприятия научного фантаста- человека, который прорабатывает терминологию будущего. На малых предприятиях такие фантасты встречаются, но они мало что могут. Наверное, время для них еще не пришло.
ИА-ЖП: Когда я говорю об информации, я имею в виду не только итоги и оперативные сводки, но и прогнозы, планы, оценки.
ИА-КП: Понимаю. Все дело в том, что руководители у нас (нет в России середины, только крайности) делятся на “голодающих” и “обжор”. Первые руководят с помощью “кулака по столу”, телефонных звонков и трехэтажного устного слова. Вторые каждое утро собирают на своем столе едва ли не всю первичную документацию (попросту, “первичку”) родного предприятия: данные об отгрузке, запасе на складах и т. д.- все до копеечки. Серьезного барьера между голодающими и обжорами нет: одни, вконец изголодавшись, становятся обжорами, другие, переев, перестают воспринимать и потреблять информацию, начинают “поститься”, и горы документов на столе немедленно становятся горами макулатуры. У большинства руководителей явно нарушен “обмен веществ”. Извини, но все твои любимые КИСы- это наборы посуды и посудомоечной техники вместе с правилами сервировки стола, не более того. Пока человек не научится есть понемногу три-четыре раза в день (диета- с учетом состояния здоровья и личных вкусов), пока он не перестанет для простоты сливать в одну тарелку суп, второе и компот- зачем ему эти КИСы?
ИА-ЖП: Россия же не на Марсе располагается, давай все же учитывать мировой опыт.
ИА-КП: Давай, но только наряду с мировым учтем и мой личный опыт. В России, прежде чем выполнять предписанные умными западными методиками пункты 1), 2), 3), надо сначала выполнить пункты -3), -2), -1), 0), в этих методиках необозначенные. Конечно, любому руководителю хочется казаться взрослее, “накинуть себе пару-тройку годков, чтобы на фронт взяли”. И происходит диалог типа:
- Я считаю, вам просто необходима корпоративная информационная система,- говорит крутой столичный консультант генеральному директору завода.
- Конечно,- отвечает директор,- нешто мы нехристи какие. У нас тут уже и борьба за тотальное качество была, и отдел сбыта в отдел маркетинга переименовали. Западные консультанты, спасибо им большое, приезжали, помогли. Дорого, конечно, берут, но что делать?
- А какие основные цели,- спрашиваю я,- ставит перед собой сейчас руководство завода?
- Ну какие там могут быть цели,- удивляется директор,- выплатить рабочим долги по зарплате, обязательно сохранить все рабочие места и пионерлагерь- вот и все цели.
ИА-ЖП: Пессимист ты. Отдельные негативные факты поднимаешь до уровня тенденций. Ведь не только мода определяет растущий интерес к КИСам. “Прозрачности” предприятия требует государство и потенциальные инвесторы, кредиторы и партнеры. Не сегодня-завтра ее потребует и персонал.
ИА-КП: Не потребует, это же наш персонал. Ему проще на рельсы лечь, чем в бумагах разобраться. “Определите понятие "сбыт"”,- попросил я недавно на одном из своих семинаров. “Сбыт,- бодро ответили мне,- это избавление от произведенной продукции”. Хорошее определение, современное. А что касается прозрачности, я еще год назад советовал знакомым разработчикам КИС никому не говорить, что их программы могут сделать предприятия информационно “прозрачными”. Куда легче ссылаться на российскую специфику (пить так пить, гулять так гулять), непостоянных партнеров, непредсказуемых законодателей, налоговый гнет и т. д. и т. п., чем делать предприятие информационно “прозрачным”, “дабы дурость каждого видна была”. Руководители если в чем и нуждаются, то в “полупрозрачных” системах (чтобы он видел всех и вся, а его никто, так удобнее играть в прятки), в КИСах из тонированного стекла, в КИСах, которые укрепляют власть, а не подрывают ее. “Вы не можете оценить мое решение,- говорит очень большой начальник,- у вас для этого мало исходной информации”. А если ее будет достаточно, этой информации?
ИА-ЖП: И что же теперь- сдаться, смириться, опустить руки и смотреть, как другие страны входят в информационное общество?
ИА-КП: Ни в коем случае. Просто понять, что сегодня главное- не внедрение КИС, а жесткая демонстрация того, что руководство собирается ее внедрять. Как при подготовке к ремонту квартиры находится множество очень нужных, но куда-то в свое время затерявшихся вещей, так и при подготовке к внедрению системы выясняется и обнаруживается многое, прямого отношения к системе не имеющее. Косвенный эффект от наведения такого порядка нередко значительно превышает стоимость системы, поэтому, да простят меня разработчики, можно купить любую и поставить ее на полку- до лучших времен (эффект стадиона- отстав на круг-другой, снова оказываешься как бы в числе лидеров). Процесс подготовки к приему гостей (закупка продуктов, уборка квартиры, приготовление деликатесов) важней и много содержательней, чем сам приход гостей, быстрое и бездумное поедание приготовленного и выпивание припасенного под треп неизвестно о чем. А если гости и вовсе не придут (по причине дождя), квартира блестит, еды и питья на неделю- разве плохо?
ИА-ЖП: А как же радость живого общения?
ИА-КП: Она достигается. Нужно только приглашать гостей регулярно. И не расстраиваться, если они приходят не каждый раз.
ИА-ЖП: Мне кажется, что мы вчерне обсудили тему и пора делать выводы.
ИА-КП: Пожалуйста. 1. Настоящее определяется не прошлым, а будущим. 2. Вратарь - половина команды, директор- половина фирмы. 3. Нужность КИС определяется “взрослостью” директора.
4. Детям “взрослые дозы” давать не рекомендуется. 5. Процесс подготовки важнее процесса свершенья. 6. Будьте регулярны.
ИА-ЖП: Добавлю еще один: 7. При построчном гонораре афоризмы неуместны. На этом и закончим.