“Вист”: перестройка в кризисных условиях
Андрей Колесов
Интерес к пресс-конференции компании “Вист”, которая прошла 14 августа, во многом определялся не только желанием узнать об итогах ее работы и планах на будущее. Уже ни для кого не секрет, что отечественный компьютерный бизнес пережил во II квартале один из острейших кризисов за свою десятилетнюю историю, и выход из него представляется не очень простым, учитывая общую экономическую ситуацию в стране. Однако до сих пор информация о реальном положении дел находилась в основном на уровне слухов и интуитивных ощущений, а не каких-либо официальных сведений. В этой ситуации “Вист” первым громко заявил о сложной ситуации как внутри компании, так и в компьютерном бизнесе в целом.
Юрий Трынкин (в центре) объясняет стратегию преодоления кризиса.
Слева Сергей Маневич, новый СЕО “Виста”
Итоги I полугодия
По данным компании, в I полугодии под торговой маркой “Вист” было выпущено 124 тыс. настольных компьютеров, 645 ноутбуков и 502 сервера. Это означает, что произошел заметный спад в производстве техники по всем позициям. В общей сложности он составил 30% по сравнению со II полугодием предыдущего года. Наиболее заметным было снижение объемов во II квартале (на 35% по сравнению с I кварталом), которое приняло особенно драматические размеры в мае. (По данным IDC, во II квартале нынешнего года общий объем продаж ПК в России снизился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.)
По мнению компании, этот спад коснулся всего российского компьютерного рынка и был вызван резким падением платежеспособного спроса в стране. Потери в объемах продаж понесли все производители ПК, но самый тяжелый удар пришелся на крупные фирмы - небольшие сборщики легче пережили этот критический момент. Последняя информация, конечно, нуждается в дополнительном анализе, но в целом устойчивость малого бизнеса и его более высокая готовность к кризисным ситуациям прогнозировалась и ранее. Тем не менее, со ссылкой на данные DataQuest и IDC, было сказано, что “Вист” сохраняет лидирующие позиции на рынке ПК, контролируя около 19% рынка.
Перестройка и планы на будущее
В этих условиях “Вист” осуществил решительные шаги по перестройке своей деятельности. Прежде всего, изменилась схема управления компанией. Появилась новая должность - главного управляющего (CEO), на которую назначен Сергей Маневич. По-видимому, это означает переход от “мягкого” коллегиального управления текущими делами к более жесткому принципу единоначалия, с более четким разделением функций учредителей и менеджеров фирмы.
В свою очередь Сергей Маневич сообщил, что “Вист” провел серьезные структурные изменения, в том числе и сокращение штатов. По его мнению, только за счет реорганизации фирмы, в первую очередь коммерческих служб, перестройки логистики, транспортной и иной инфраструктуры, может быть существенно повышена эффективность работы компании.
На последнем расширенном заседании Совета директоров, в котором приняли участие 36 человек, в том числе крупнейшие партнеры из 25 городов России, были рассмотрены проблемы расширения сотрудничества в рамках корпорации “Виста”. Директор по маркетингу “Вист” Юрий Трынкин сообщил о делегировании дополнительных полномочий региональным партнерам для быстрейшего решения вопросов на местах.
Компания планирует работать во всех секторах рынка, предлагая широкий спектр компьютеров. Продвижение на корпоративный рынок теперь будет сопровождаться более активным участием в интеграционных проектах. Компания начнет борьбу за укрепление “здорового” протекционизма российских производителей. Будет усилена работа по привлечению потребителей из сферы малого бизнеса, в том числе по проекту VIST-Office. Одновременно “Вист” начнет форсированное снижение цен на свои компьютеры, проводя политику агрессивных цен вплоть до осуществления демпинга. Особое внимание будет уделено борьбе за рынок low-end в ценовом диапазоне до 800 - 1000 долл. и расширению собственной сети розничных магазинов.
Системы начального уровня будут базироваться на процессорах Celeron, при этом продолжится выпуск недорогих ПК с платами стандарта Socket 7, причем с процессорами не только IBM Microelectonics, но и AMD.
Телефон компании “Вист”: (095) 159-4001.
Изменения в руководстве компании “Вист”
Главным управляющим (CEO) компании стал Сергей Маневич, в оперативном подчинении которого находятся все службы. Ему 36 лет, он имеет высшее образование: в 1978 - 1983 гг. учился в МИИТ по специальности АСУ, в 1990 - 1992 гг. - в университете Hartford (США) по специальности MBA. Он стоял у истоков создания компании “Вист”, но, не входил в состав ее учредителей (1992 г.). С 1990 г. работал в США на руководящих управляющих должностях в ряде компьютерных фирм (Gerber Garment Technology, Information Research). C 1994 г. и по сей день - президент Alliance Marketing Group.
Коммерческий директор Геннадий Беспалов будет одновременно выполнять функции менеджера по продукции. Ринат Юсупов назначен директором компании по корпоративным проектам и будет управлять всеми подразделениями по работе с крупными клиентами. При этом за ним осталось руководство серверным отделением компании.