КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Андрей Колесов
В условиях нарастающего финансового кризиса в России проблемы компьютерной отрасли, вроде бы, уходят далеко за задний план. И говорить о резком спаде на отечественном рынке информационных технологий во II квартале нынешнего года уже поздно. Наверное, более актуальным было бы обсуждение перспектив выхода из кризисной ситуации. Удастся ли компенсировать период традиционного летнего затишья столь же обычным осенним подъемом? И будет ли этот подъем сколь-нибудь значителен? Ответы на подобные вопросы, несмотря на признаки оживления на рынке в начале августа, представляются сегодня неочевидными. Однако сейчас хотелось бы обсудить некоторые другие темы.
Андрей Колесов
В целом причины кризиса компьютерной индустрии ясны - общеэкономическая ситуация в стране. Однако в такой формулировке автоматически теряются чисто внутренние проблемы нашей отрасли. А важно понять - если кризиса нельзя было избежать, то можно ли было его предвидеть и подготовиться заранее?
Трудности многих компаний заключаются не только в падении объемов продаж в I полугодии, но также и в том, что их деятельность, в частности закупки комплектующих, планировалась исходя из перспектив повышения этих объемов. По некоторым данным, переполнение складов во II квартале было характерно для большинства дистрибьюторов и производителей ПК. А ведь поддержание складских запасов - это не только замороженные оборотные деньги, которых и так не много. Это еще и прямые потери из-за постоянного снижения цен на продукты темпами, каких нет ни в одной другой сфере торговли.
Так можно ли было предвидеть кризис или это - непредсказуемое стихийное бедствие? Существует ли вообще в компьютерной индустрии какая-либо технология анализа ситуации и прогноза ее развития? К сожалению, пока на второй вопрос напрашивается скорее отрицательный ответ.
Маркетинговыми исследованиями вроде бы занимается не менее десятка специализированных фирм. Кроме того, часто можно услышать о наличии в компьютерных компаниях собственных сильных служб маркетинга, занимающихся перспективным планированием. Однако давайте уточним некоторые понятия.
Сбор статистических данных можно назвать исследованием только в том случае, если за этим стоит научное обоснование представительности получаемой информации. А обзвон фирм и получение данных, которые потом невозможно адекватно интерпретировать, - пустая трата времени. Результатом же маркетинговых исследований должен быть прогноз развития ситуации или разработка методик прогнозирования.
Статьи в прессе, содержащие попытки заглянуть в будущее, попадаются нечасто, но среди их авторов практически невозможно найти профессионалов, ссылающихся на серьезные методики исследования. И не надо объяснять это коммерческим характером подобных данных. В большинстве отчетов, с которыми мне удалось познакомиться за последнее время, прогноз даже не был заявлен в качестве цели исследования. Да и о каких прогнозах может идти речь, если одно из наших маркетинговых агентств заявляет, что оно не публикует свои данные о реальных объемах продаж ПК в России, потому что “не хочет портить маркетинг фирмам-сборщикам”.
Однако каждая отрасль имеет такие маркетинговые исследования, каких она заслуживает. Маркетологи сегодня делают ровно то, что от них требует рынок, - каков спрос, таково и предложение. И здесь возникает вопрос - стоит ли экономить на исследованиях, чтобы потом нести потери от финансовых катаклизмов?
Так, уже в апреле нынешнего года, ко времени проведения конференции “Компьютерный бизнес России 98”, четко обозначилось падение объемов продаж, были налицо правительственный кризис и нарастающие проблемы финансового рынка. Однако вопросы о перспективах развития бизнеса, возможные варианты решения будущих проблем и другие стратегические задачи там даже не были поставлены.
И еще один момент. В августе руководители компании “Вист” сообщили о начале борьбы за укрепление “здорового” протекционизма российских производителей. Вопрос о пользе такого подхода с точки зрения всего рынка является достаточно дискуссионным. Но тем не менее - под силу ли одной компании, относящейся к отрасли, которая пока явно не входит в число приоритетных для экономики страны, добиться каких-либо подвижек в решении подобных задач?
Многие проблемы дальнейшего развития отечественной ИТ-индустрии требуют совместных действий со стороны всего компьютерного сообщества. Готово ли оно реально что-либо сделать в этом направлении? Есть ли осознание не на словах, а на деле того, что компьютерный бизнес является частью экономики страны? Что маркетинговые исследования не закачиваются получением информации со склада конкурента? Компания “Дейтор” объявила о проведении нынешней осенью очередной конференции “Тенденции российского компьютерного бизнеса”. Может быть, там мы получим ответы на эти и многие другие подобные вопросы.