Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Что компаниям выгоднее: приобретать инструментарий управления производительностью или привлекать соисполнителей?

Пол Корженевски    

Когда дело доходит до контроля сетевой производительности, перед корпорациями возникает серьезная проблема. Им приходится искать ответ на главный вопрос: эксплуатировать имеющийся коммерческий инструментарий самим или обратиться за помощью к внешним поставщикам услуг.

К сожалению, до сих пор однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни организации предпочитают самостоятельно использовать средства мониторинга, так как это позволяет им генерировать заказные отчеты в удобной для них форме. Другие же привлекают к оценке производительности сети сторонних соисполнителей, высвобождая тем самым персонал для решения других задач, таких, как создание новых сетевых подключений и анализ новых продуктов.

Но какой бы путь компания ни избрала, перед ней открывается широчайший выбор доступных средств и способов. Она может воспользоваться инструментарием контроля производительности таких фирм, как Concord Communications, Kaspia Systems, NetGuard, Network Associates, NetReality, NetScout Systems, VitalSigns Software, или услугами фирм International Network Services, Netops или NetSolve, берущих мониторинг работы сети на себя.

Сейчас, когда сети переживают новый этап развития, список доступных возможностей постоянно растет. “Приниматься за повышение производительности можно лишь после того, как создана стабильная сетевая инфраструктура”, - уверен Майкл Тернер, вице-президент по маркетингу фирмы NetSolve.

Маршрутизаторы, концентраторы и коммутаторы используются уже многие годы, и специалисты корпораций научились поддерживать их в рабочем состоянии. Однако сегодня сети приобрели такие размеры и стали настолько сложными, что выявление источника неполадок превратилось в серьезную проблему.

Инструментарий мониторинга производительности устанавливается в сетевом сегменте и собирает информацию о его использовании. Обработав полученные данные с помощью средств генерации отчетов, техник может проверить, сколько пакетов проходит через тот или иной сетевой сегмент, какая часть полосы пропускания остается свободной, когда отмечается пиковая нагрузка. На основании таких данных корпорации нетрудно составить план модернизации сети и принять другие меры для быстрого выполнения пользовательских транзакций.

Такая возможность всерьез заинтересовала Long Island Savings Bank (Мелвилл, шт. Нью-Йорк), в 36 филиалах которого работает 1400 служащих. Летом 1996 г. у банка возникли проблемы с работой некоторых маршрутизаторов фирмы Cisco Systems.

“Наша система сетевого управления (OpenView компании Hewlett-Packard) быстро извещала обо всех возникающих сбоях, но ничего не говорила о том, как предотвратить их”, - вспоминает Рассел Лайпари, вице-президент банка по связи.

Специалисты Cisco посоветовали обратиться к корпорации Netops, предлагающей услуги по мониторингу сети. Лайпари так и сделал, и осенью того же года начался пробный этап сотрудничества между этими организациями. В результате были получены отчеты, которые помогли выявить “узкие” места сети, требующие модернизации. “Мы активно используем свою сеть для обслуживания клиентов, поэтому не можем допустить ни малейшего простоя, - утверждает Лайпари. - Услуги корпорации Netops позволили нам выявить потенциальные проблемы и устранить их источник еще до того, как возникли неполадки в работе сети”.

Что мешает повысить производительность сети

Корпорация Netops и другие поставщики подобных услуг за несколько тысяч долларов в месяц предоставляют своим клиентам ежедневные, еженедельные и ежемесячные отчеты о состоянии их сети. Именно невысокая стоимость таких услуг привлекла внимание фирмы Lanier Worldwide (Атланта, шт. Джорджия).

В этой организации работает около семи тысяч служащих. Ее полторы сотни филиалов соединены между собой каналами с ретрансляцией кадров, обеспечивающими пропускную способность от 56 кбит/с до 1,5 Мбит/с. Эта сеть была развернута в начале прошлого года, и у фирмы сразу же возникла потребность мониторинга производительности.

“Объем трафика в сети с ретрансляцией кадров изменяется значительно сильнее, чем в традиционных выделенных каналах, - поясняет Джим Деннис, менеджер сетевых операций Lanier Worldwide. - Поэтому мы с самого начала решили внимательно следить за работой сети”.

Сначала фирма обратилась к своим телекоммуникационным операторам - корпорациям MCI Communications и Sprint. Однако оказалось, что их услуги по мониторингу каналов обойдутся в 750 тыс. долларов в год, что было для Lanier Worldwide слишком дорого.

Тогда Деннис внимательно изучил возможности готового инструментария, уже имевшегося на рынке, в том числе OpenView компании Hewlett-Packard, Sniffer фирмы Network Associates и Ecosystems корпорации Compuware. “Нам вовсе не хотелось привлекать для мониторинга сети дополнительный персонал”, - пояснил Деннис.

Вопрос расширения штата становится камнем преткновения для многих корпораций (см. диаграмму). Размер сети может увеличиться за год в полтора-два раза. Но компания, удваивая пропускную способность сети, далеко не всегда согласна нанимать новых специалистов.

Таким образом, на служащих отделов информационных технологий возлагается все более и более трудная задача. Выход один - переложить конфигурирование и сопровождение сетей на внешних поставщиков услуг. Это высвобождает технический персонал и позволяет переключить его на решение таких стратегических задач, как долговременное планирование и тестирование оборудования.

В конце концов Lanier Worldwide обратилась к услугам International Network Services, где обслуживание 120 узлов обходится в 4,5 тыс. долларов в месяц. В целом фирма была удовлетворена своим выбором, некоторые претензии она предъявляла разве что к отчетным документам. Как поясняет Деннис, система считывала информацию по производительности каждые 5 минут, однако в график включалось лишь несколько усредненных значений за каждый час работы. В начале нынешнего года International Network Services усовершенствовала свою услугу, и теперь ее клиенты могут получать данные по каждому сеансу считывания информации.

Но ждать, пока поставщик услуг разработает все необходимые формы отчетов, могут далеко не все компании. Многие из них предпочитают развертывать собственные программные средства мониторинга, которые позволяют более оперативно вносить необходимые изменения.

Такой путь избрала, например, фирма Time Warner Customer Services (Тампа, шт. Флорида). “Поставщики подобных услуг режут информацию на кусочки и в таком виде предлагают ее своим клиентам, - говорит Боб Макнейл, менеджер глобальных сетевых операций фирмы. - Но в этом случае мы лишаемся возможности анализировать данные так, как нужно нам”.

Основу сети Time Warner Customer Services составляют выделенные каналы и каналы с ретрансляцией кадров, работающие на скоростях от 56 кбит/с до 1,5 Мбит/с, которые связывают между собой 70 офисов и 3000 пользователей. Осенью 1995 г. фирма решила проанализировать трафик в своей сети. С этой целью был приобретен аппаратно-программный комплект NetScout фирмы NetScout, создававший лишь небольшую дополнительную нагрузку на сеть. При его выборе учитывалось также, что производитель предлагает всестороннюю поддержку своего продукта.

Сегодня в сети Time Warner Customer Services установлено свыше двух десятков датчиков, постоянно собирающих информацию о ее работе. Управляет всей этой системой один техник, который к тому же занят неполный рабочий день.

Но тут возникает другая проблема - кадровая. Найти специалиста, отлично знающего подобный инструментарий, может оказаться нелегкой задачей. По мере того как сети становятся все больше и сложнее, спрос на квалифицированных техников быстро растет, а их ряды не столь уж велики. В этих условиях корпорациям приходится вступать в борьбу за каждого опытного специалиста.

Принимая на должность сетевого системного аналитика Дайану Браун, фирма CH2M Hill (Гринвуд-Вилидж, шт. Колорадо) в первую очередь учитывала ее немалый опыт в области мониторинга производительности. К июню прошлого года сеть этой фирмы объединяла 8 тыс. пользователей, рассеянных по 80 филиалам, которые были связаны между собой каналами с ретрансляцией кадров с пропускной способностью от 56 кбит/с до 1,5 Мбит/с. Для контроля за работой такой сети потребовались специальные инструментальные программы и грамотный специалист на полный рабочий день.

Перейдя в CH2M Hill, Дайана Браун прежде всего заменила пакет NetHealth фирмы Concord Communications на Kaspia Network Audit Technology фирмы Kaspia. Последний, по ее мнению, предоставлял гораздо лучшие возможности составления заказных отчетов. После того как фирма объединила свои каналы с ретрансляцией кадров и линии Т-1, экономия от таких действий составила 1725 долл. в месяц.

Руководство CH2M Hill никогда не собиралось привлекать для управления сетью соисполнителей. “Мы не намерены передавать кому бы то ни было функции ИТ, - говорит Браун. - Фирма и впредь будет выполнять их своими силами”.

Пол Корженевски - независимый автор, специализирующийся в области Интернет; он живет и работает в г. Садбери (шт. Массачусетс). К нему можно обратиться по адресу: paulkorzen@aol.com.

Версия для печати