Муниципальные ИС

Владимир Митин    

Эта статья служит продолжением разговора о проблемах создания муниципальных информационных систем, тесно связанных с проблемами разграничения прав доступа к базам данных, содержащим сведения о нас с вами (см. PC Week/RE, № 24/98, с. 1). И если в предыдущей заметке рассмотрен петербургский опыт, то в данной публикации излагается позиция столичных властей.

Теория

Никто не спорит, что рядовым гражданам, предпринимателям и властям время от времени нужна разнообразная оперативная и достоверная информация (адресно-справочная, правовая, экономическая и т. д.). Другой вопрос, кто, где и за какую цену эту информацию должен предоставлять? Не так давно Правительство Москвы решило, что всю эту информацию всем трем перечисленным выше категориям пользователей есть смысл черпать преимущественно из одного надежного и проверенного источника. Имя этому источнику - ГИСС (Городская информационно-справочная система), которая к 2000 г. будет располагать двумястами информационно-справочными киосками и двумя тысячами так называемых инфоматов (устанавливаемых в многолюдных местах автономных системах на базе дисплея с сенсорным экраном).

Анатолий Карачинский убеждает чиновников, что наполнение

баз данных в наше время не является проблемой

Заказчиком ГИСС является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы (руководитель Евгений Егоров). Эксплуатационщиком - специально образованное Правительством Москвы ОАО ГИСС (директор Николай Воробьев).

Главными конструкторами ГИСС (в результате проведенных в этом году тендеров) выбраны компания IBS (генеральный системный интегратор), “Росинформ” (разработчик инфоматов, подобных тем, которые использовались при проведении Всемирных юношеских игр ) и ОАО “ГИВЦ Москвы” (интегратор баз данных). Какой-либо сетевой график выполнения работ по сооружению ГИСС пока отсутствует, поскольку не все ясно с финансированием (предполагается, что проект будет самоокупаемым - сначала за счет сдачи в аренду части площадей информационно-справочных киосков, а затем - и за счет доходов, полученных от предоставления информации из коммерческих баз данных). По той же причине еще нет и четкой иерархической структуры ГИСС. “Главное - выработать концепцию ГИСС, создать правовые основы ее функционирования и обеспечить механизм ее самофинансирования, поскольку общие затраты на создание системы такого масштаба измеряются десятками миллионов долларов и не могут быть переложены на плечи Правительства Москвы. Наполнение же баз данных в настоящее время не является проблемой”, - считает президент IBS Анатолий Карачинский.

Поэтому вопрос о том, какие сведения будут храниться в ГИСС, кому они будут принадлежать, кто будет отвечать за их соответствие действительности, пока остается открытым. Никто также не знает, что более актуально: облегчить доступ к уже накопленной информации или преобразовать в электронную форму данные, существующие пока лишь в бумажном виде? По словам генерального директора АО “Инфодом” Андрея Зотова, в Москве существует не менее 228 крупных информационных ресурсов (баз данных, библиотек, гипертекстов и т. д.), принадлежащих различным ведомствам федерального, городского, окружного и районного масштаба. Предполагается, что определенная часть этих ресурсов со временем (бесплатно или за деньги) перекочует в центральную базу данных ГИСС, которая, скорее всего, будет реализована на базе технологий Oracle, а физический доступ к накопленной в ней информации будет организован посредством огромной (около 2000 км оптоволокна!), охватывающей весь город SDH-cети “Комкор” (www.comcor.ru), построенной в свое время по заказу Правительства Москвы и имеющей - как и большинство созданных в нашей стране ведомственных и корпоративных сетей передачи данных - избыточные ресурсы.

Советник первого заместителя

Премьера Правительства Москвы

Светлана Бачурина -главный

ведущий дискуссий и круглых столов

Различные аспекты создания ГИСС активно обсуждались во время семинара ”Информационные ресурсы г. Москвы” (30 июля - 2 августа), в котором участвовало двести специалистов: около ста - из подразделений Правительства Москвы и префектур и примерно столько же - из различных коммерческих структур. Семинар проходил на борту комфортабельного теплохода “Георгий Димитров”, совершавшего круиз по маршруту Москва - г. Мышкин - Москва (с заходом в Углич), и был организован Научно-технологическим центром Института развития Москвы (www.mdi.ru) при спонсорском участии Lanit, IBS и Oracle. Выступая на нем, Евгений Егоров отметил, что в первом полугодии на разработку концепции ГИСС было потрачено около 18 млн. деноминированных рублей и сообщил, что создание системы будет проходить в три этапа:

- организация нескольких справочно-информационных узлов, соединенных с центральной базой данных по цифровому каналу с пропускной способностью 64 - 128 кбит/с (конец 1998 г.);

- установка сотни справочно-информационных киосков (конец 1999 г.);

- установка двухсот справочно-информационных киосков и около 2000 инфоматов (конец 2000 г.).

По мнению заместителя генерального директора ОАО “ГИВЦ Москвы” (www.iccm.ru) Александра Корнилова, на первом этапе реализации ГИСС объем центральной базы данных составит несколько десятков гигабайт, на втором - несколько сотен, а на третьем счет пойдет на терабайты.

Создание сети справочно-информационных узлов Андрей Зотов сравнил со строительством в Древнем Риме сети мощенных булыжником дорог, благодаря которым колонны легионеров могли быстро перемещаться в ту или иную горячую точку. В конечном итоге именно эта сеть дорог дала Риму инфраструктурное преимущество, позволившее стране с такой же примерно экономикой, как и в соседних государствах, развиться более быстро. Сравнение, на мой взгляд, не очень удачное, поскольку труд рабов был дешев, цены на булыжник не менялись веками (стоимость же оптоволокна и активного сетевого оборудования падает на 20 - 40% в год), а стремление к централизации ресурсов не спасло Римскую империю от краха.

Разработчики ГИСС не игнорируют мировой опыт, а активно изучают его. В частности, на семинаре было отмечено, что в мировой практике существуют три основных подхода к информатизации социумов:

- прямые инвестиции в создание единой общедоступной муниципальной справочной сети (этот путь характерен для стран Юго-Восточной Азии);

- создание достаточно дешевых Web-серверов всех муниципальных служб (опыт Северной Америки и Канады);

- создание мощных, но закрытых для рядовых граждан информационных сетей с небольшими “щелочками” для населения (Европа).

“При разработке ГИСС необходимо взять лучшее от каждого из трех подходов, - отметил Андрей Зотов. - Дело в том, что в Москве уже разработано множество информационных систем. Каждая из них в отдельности приносит огромную пользу создавшей ее организации. Но все эти системы страшно разобщены, а расходы на их интеграцию - случается, что необходимая пользователю информация находится не в одной базе данных, а в нескольких - достаточно велики. Кроме того, далеко не все организации, обладающие определенными информационными ресурсами, в состоянии вести собственный Web-сервер. Следовательно, необходим некоторый центральный узел, в который будут стекаться сведения об имеющихся в городе информационных ресурсах. В этом узле данные будут очищаться, агрегироваться, согласовываться и представляться вниманию пользователя. Это лучше, чем заставлять клиента путешествовать по множеству серверов с уникальным дизайном”.

Казалось бы, если система делается прежде всего для поддержки малых и средних предприятий, коих в Москве, по словам г-на Егорова, 240 тыс., то есть смысл провести среди их нынешних руководителей некий опрос: мол, господа, мы придумали для вас потрясающую вещь, нужна ли она вам, что вы хотите от нее получить и сколько готовы платить за предоставленные вам услуги? Может, желаете вложить денежки в ее сооружение и стать за это ее почетными абонентами?

Заместитель директора

НТЦ Института развития Москвы

Елена Мамышева -главный

организатор семинара

“Информационные ресурсы г. Москвы”

Однако г-н Корнилов утверждает, что в 1994 г., когда была принята федеральная программа поддержки малого предпринимательства, такого рода опрос уже проводился (было изучено мнение порядка полутора тысяч предпринимателей), информационные потребности столичных бизнесменов были определены и разработчикам ГИСС сейчас примерно понятно, кому и какая информация требуется.

Практика

Когда приходится посещать презентации, организуемые коммерческими предприятиями или их представительствами, то все предельно ясно: вот товар (или услуга), вот его (ее) характеристики, вот доля рынка, занимаемая этим товаром (услугой), вот цена, вот условия поставки, покупайте, не пожалеете. Иное дело семинары, где правят бал органы власти, которые, как известно, материальные ценности не производят и не продают, а в качестве оказываемых ими услуг заинтересованы лишь морально. Эти семинары больше напоминают добрые старые научно-практические форумы, на которых стоимость реализации того или иного предложения упорно обходилась стороной, а самыми употребимыми словами и словосочетаниями были “концепция”, “потребности власти”, “нужды народа”, “интересы страны (региона, города, административного округа и т. д.)”. На этих семинарах чиновники (каждый со своей колокольни) пытаются в самых общих чертах сформулировать (а чаще - искренне понять), чего же им не хватает для того, чтобы лучше править страной (регионом, городом, административным округом и т. д.) и что они (а также находящиеся на “их территории” предприниматели и простые жители) могут получить в результате реализации того или иного грандиозного проекта. Тем не менее польза от таких форумов очевидна: правильно поставить задачу, значит наполовину ее решить.

На семинаре “Информационные ресурсы г. Москвы” я неожиданно для себя узнал, что совершенно однородные (по условиям существования и поставленным перед ними целям) государственные структуры (например, московские префектуры) информатизированы совершенно по-разному. Различия наблюдаются буквально во всем: в количестве и качестве применяемой компьютерной техники, в используемом программном обеспечении, в структуре накапливаемых баз данных и т. д. В одних префектурах информационно-технологические отделы выделились в самостоятельные хозрасчетные предприятия, в других - остались на балансе округа, а в третьих они вообще в явном виде отсутствуют и служащие работают с документами преимущественно по старинке. Казалось бы - выбери типовую информационную систему для нижестоящих структур (префектуры, управы, ДЭЗа) и внедри ее повсеместно. Будет дешево (опт - он и в Африке опт) и сердито. Ан нет. Каждый использует то, что хочет, или не использует вообще. Изобретение велосипедов идет повсеместно, и какой-либо унификации в ближайшем будущем, похоже, не предвидится.

Впрочем, и уже готовых “велосипедов” (надо лишь слегка обустроить их сообразно вкусам “ездока” ) накоплено немало. Так, например, в методическом пособии “Сравнительный анализ программных систем делопроизводства и документооборота для автоматизации российских органов государственной власти, предприятий и учреждений”, которое недавно было подготовлено совместными усилиями специалистов общего отдела Управления делами Кабинета министров Республики Башкортостан (через КМРБ ежедневно проходят тысячи документов) и сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), дано описание пятнадцати программных систем автоматизации делопроизводства и документооборота. Только выбирай!

На упомянутом выше семинаре системы автоматизации документооборота были представлены пакетами LanDocs (Ланит), “Золушка” (НТЦ Института развития Москвы), “Исток” (“Киберсо”) и рядом разработок компании “Крафтвей”, призванных существенно облегчить труд сотрудников префектур и районных управ. Все эти программы вызвали живейший интерес.

О том, что проблема информатизации муниципальных структур актуальна не только в столице, говорит и тот факт, что 13 - 16 октября в Омске состоится выставка “Муниципальные информационные системы-98”, на которой, как обещают устроители - МВЦ “Интерсиб” (fair@intersib.omsk.ru), будут представлены информационные системы 50 населенных пунктов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).

Как же на практике выбираются и применяются муниципальные информационные системы? Вот что говорит по этому поводу Юрий Мартынов, заместитель начальника информационно-технологического отдела Комитета муниципального жилья при Правительстве Москвы.

- Ежедневно в наш комитет поступает от 300 до 400 документов, каждый из которых требует внимания трех-четырех сотрудников одного или разных управлений. Существует регламент: если пришло письмо, то мы обязаны в десятидневный срок на него ответить. Без использования информационных систем управлять этим документопотоком - письма трудящихся и организаций, запросы и поручения от вышестоящих органов, проекты документов и т. д. - практически невозможно. Поэтому мы уже четыре года используем систему “Золушка-Канцелярия”. Она дает возможность оперативно отследить путь документа в пределах ведомства, а также число и длительность сделанных им “остановок”. Когда принималось решение о ее инсталляции, параллельно рассматривалось несколько альтернативных вариантов автоматизации делопроизводства. Решение в пользу приобретения “Золушки” мы приняли лишь после того, как оно было одобрено сотрудниками канцелярии (из двадцати используемых нами терминалов “Золушки” десять установлено именно там). Их мнение было решающим. Сначала работали в DOS-версии, затем перешли на Windows-вариант. Необходимую для этого конвертацию базы данных - она реализована в системе Clarion - изготовитель программ произвел безвозмездно. Что для нас очень важно, поскольку часто приходится обращаться к письмам трех-четырехлетней давности.

Привычной для многих канцелярий бумажной картотеки мы не ведем. При приходе документа на него сразу же заполняется электронная учетная карточка, в которой отмечается наименование, смысл (одной строчкой), срок исполнения и другие реквизиты. При записи этих сведений на сервер информация дублируется. Кроме того, ежедневно все данные копируются на магнитную ленту. Весь машинный парк Комитета (у нас в общей сложности 160 автоматизированных рабочих мест) обслуживают два технических специалиста. Всего же в информационно-технологическом отделе работает девять человек. Хочу отметить, что если в организации уже освоен какой-либо программный продукт, то отказаться от него довольно сложно, поскольку специалисты уже привыкли к определенному интерфейсу, а переучивание требует времени и денег. Поэтому правильный выбор надо делать сразу. Мы своим выбором довольны.

От редакции. Редакция готова рассмотреть и включиться в обсуждение проблем, связанных с разработкой и эксплуатацией муниципальных информационных систем. Свои соображения по этому поводу присылайте по адресу: editorial@pcweek.ru или mitin@pcweek.ru.

Любой владелец информационного ресурса заинтересован в том, чтобы получить деньги за его использование. Возможно, ГИСС ему в этом поможет.

     В северной столице также пока нет общегородской компьютеризированной            

информационно-справочной системы, и опыт москвичей нам крайне интересен.   

     Владимир Киреев,

заместитель начальника Управления

телекоммуникационного и информационного обеспечения

Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга

Из выступлений на семинаре

Тот, кто имеет больше информации, всегда перехитрит того, у кого этой информации меньше. Поэтому крайне желательно, чтобы все имели равные возможности доступа к данным.

Ежедневно в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы обращаются представители нескольких десятков компаний. Три четверти из них совершенно не владеют новыми информационными технологиями. Чтобы сократить поток посетителей, Департамент ежегодно выпускает книгу “Малый бизнес Москвы”, содержащую ответы на часто задаваемые вопросы.

Версия для печати