Семейство ABACUS от “Омеги”
Татьяна Богатова
Компания “Омега” объявила о новой версии своего продукта - Abacus Designer 2.0 (AD 2.0), которая обеспечивает такие возможности, как подготовка индивидуальных сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд РФ и формирование отчетов о доходах и подоходном налоге физических лиц (для подачи на магнитных носителях).
Появление новой версии той или иной бухгалтерской системы или инструментального средства - явление нередкое на отечественном рынке, и российские фирмы-разработчики уже научились использовать его как повод напомнить о себе в прессе. Здесь, однако, хотелось бы поговорить не столько о новой версии ПП, сколько об общих принципах и подходах к автоматизации, реализованных фирмой “Омега” в своих продуктах.
Как и многие, кто работает сегодня в этом секторе рынка, “Омега” начинала с разработки сперва отдельных модулей, а затем цельной системы для автоматизации бухгалтерского учета: так, семь лет назад появился ПП ABACUS. Эта система, созданная на основе технологии Clarion, прошла длинный путь от простого бухгалтерского пакета до сетевого программного комплекса ABACUS Professional, предназначенного для ведения бухгалтерии, финансового планирования и управления на предприятиях любого масштаба. Комплекс работает с БД формата Btrieve и состоит из набора взаимосвязанных модулей, автоматизирующих отдельные участки учета: “Учет основных средств и вложение”, “Складской учет”, “Банк и касса”, “Подотчетные лица”, “Заработная плата”, “Договора и расчеты”, “Расчет и калькуляция себестоимости”, “Финансовый анализ” и др. Привязка системы к методологии ведения учета на данном предприятии осуществляется при помощи настройки.
Однако, несмотря на широкие функциональные возможности и гибкость настройки, ABACUS Professional все же остается так называемым коробочным продуктом. Иначе говоря, базовый вариант может не обладать теми функциями, которые требуются на данном конкретном предприятии. А сегодня - и это не секрет - гораздо легче найти двух близнецов в большом городе, чем два предприятия с одинаковой учетной политикой. Предприятия могут отличаться друг от друга по величине, форме собственности, видам деятельности, структуре управления и многим другим параметрам - всех не перечислишь, вплоть до индивидуальных отчетных форм, которые директор привык каждое утро видеть у себя на столе. Да и эффективность своей работы каждое предприятие анализирует по-своему: кто-то - по производительности труда, кто-то - по динамике продаж, кто-то - по поступлению денег на счет за определенный период. А часто бизнес-процессы предприятия настолько специфичны, что стандартными настройками все их нюансы учесть невозможно.
Именно для таких случаев и предназначен еще один продукт компании “Омега” - ABACUS Designer (AD). Это инструментальное средство позволяет реализовать другой подход к автоматизации, значительно расширив возможности вышеупомянутого коробочного продукта. AD представляет собой конструктор файлов баз данных, экранных форм, типовых бухгалтерских действий и отчетов, с помощью которого вносить изменения в работу базового комплекса может и сам пользователь, и фирма-разработчик (по заказу клиента).
История появления AD проста: стремясь сделать систему ABACUS возможно более гибкой, разработчики снабдили ее и генератором отчетных форм, и языком описания алгоритмов расчетов, и другими возможностями настройки. Однако дальнейшее развитие в этом направлении грозило сделать систему слишком громоздкой, превратив ее из бухгалтерской программы в “набор настроек”. Поэтому решено было пойти по другому пути - оставив в системе основное ядро с базовыми функциями и экранными формами, все остальное - возможности создания разнообразных отчетов (порою довольно редких и оригинальных), новых экранных форм, типичных (для той или иной организации) бухгалтерских действий и атрибутов для различных учетных категорий - разработчики сосредоточили в отдельном продукте - в ABACUS Designer. Фактически он представляет собой “профессионально ориентированное” (на бухгалтерскую деятельность) инструментальное средство, с помощью которого можно существенно расширить возможности базового продукта - системы ABACUS Professional. Разумеется, не нужно ожидать, что данным инструментом сможет пользоваться обычный бухгалтер - для него это, пожалуй, будет непросто. Но если на предприятии имеется программист или отдел АСУ, то таким специалистам после недолгого обучения будет вполне по силам работа с AD.
Основой работы конструктора являются пользовательские шаблоны - небольшие файлы с расширением .sbd, создаваемые с помощью среды подготовки шаблонов и функционирующие в среде исполнения. В шаблоне хранится следующая информация:
- какие данные из файлов, зарегистрированных в конструкторе, подлежат анализу и обработке;
- что требуется получить (отчет, график, набор проводок и т. д.);
- каким образом должен быть получен результат.
При этом, имея на вооружении лишь среду исполнения, пользователь может за вполне умеренную плату заказать фирме разработку того или другого шаблона; а если он располагает к тому же средой подготовки шаблонов (а также необходимыми специалистами из отдела АСУ), то эту работу можно выполнить прямо на месте. Например, при автоматизации рынка встал вопрос об учете и сдаче в аренду торговых мест. С помощью AD была разработана группа алгоритмов (шаблонов), позволяющих создать специальную форму приходного кассового ордера с информацией о сдаче в аренду торгового места, вести учет арендаторов данного торгового места и торговых мест (при перемещении арендаторов), а также формировать отчеты о свободных или высвобождающихся (к определенной дате) торговых местах на рынке. И это лишь один из многих примеров того, что можно сделать с помощью AD. Фактически конструктор превращает коробочный продукт в “почти заказную” систему - ведь ее можно сформировать по требованиям конечных пользователей: бухгалтера, экономиста, руководителя.
Однако по-настоящему заказной системой является другой, а вернее, третий продукт “Омеги” - ABACUS Financial. Этот пакет позволяет осуществить и соответствующий подход к автоматизации предприятия, который применяется тогда, когда ни коробочный вариант, ни его усовершенствование с помощью AD не в силах справиться с поставленной задачей. Разумеется, как и любое индивидуальное изделие, такое решение недешево, однако оно позволяет крупному предприятию интегрировать все свои данные в единую систему документооборота, охватывающую плановую, финансовую, технологическую и юридическую службы, полностью адаптированную к отраслевым особенностям и региональным стандартам представления отчетной документации, организовать учет по нескольким параллельным направлениям и многое другое.
Контактные телефоны: (095) 265-7640, 267-0944.
Конструктор ABACUS Designer
Состав: среда подготовки пользовательских шаблонов; среда исполнения и шаблоны пользователя.
Возможности: модификация информации в БД комплекса ABACUS Professional; формирование экранного интерфейса; формирование произвольных расчетных алгоритмов; формирование печатных документов свободного формата; отображение результатов расчетов в графическом виде; создание новых БД, подключение БД других программных комплексов разного формата в информационное пространство ABACUS Professional; формирование алгоритмов обновления информации для БД ABACUS Professional и других программных комплексов.