Сокращенный вариант

Сокращенный вариант.

Для перехода к полному варианту статьи (электронной версии) щелкните мышью на этой строке

Владимир Митин

Как должны вести себя в условиях острого финансового кризиса главы компаний и PR-менеджеры? На мой взгляд и на взгляд многих специалистов по менеджменту, их внешняя активность должна резко возрастать. “Кризисный PR - это целая наука. Мы уделяем ему огромное внимание, поскольку передел компьютерного рынка неизбежен и в процессе этого передела мы надеемся захватить новые территории”, - честно признались мне на одной из фирм. Но это - в теории. На практике же многие российские компании в нынешней ситуации “легли на дно”, минимизировали контакты с внешним миром, перевели сотрудников, ведающих связями с общественностью, на неполную рабочую неделю или вовсе отправили их в административные отпуска.

Наталья Касперская:

“В ближайшее время мы

не планируем неоплачиваемые отпуска”

К чему это привело? Вот лишь одно наблюдение. Как известно, в отечественных государственных учреждениях установлен максимальный срок ответа на вопросы трудящихся - 10 дней. В приличных компаниях (да и просто у приличных людей) срок ответа на электронные обращения (или хотя бы подтверждение факта их приема) - один день. Задумав провести мини-опрос на вынесенную в заголовок тему, я разослал письма в 35 организаций, работающих в самых разных секторах рынка, и готов был выслушать устные ответы (по телефону), получить их в письменном виде (через электронную почту) или “живьем” (приехав поговорить). Практически мгновенно отреагировали лишь пять фирм (мнения их первых лиц опубликованы в предыдущем номере), еще семь прислали свои ответы чуть позже (часть из них публикуется сейчас). Несколько PR-менеджеров честно признались, что им и их шефам сейчас не до общения с журналистами. Но около 20 компаний не откликнулись вообще! Делаю вывод - их руководство находится если не в полном шоке, то в глубоком цейтноте. А тут уж, ясное дело, не до связей с прессой. Так что иногда молчание может оказаться красноречивее живого слова.

Несколько лет назад моя дочь - студентка медицинского вуза - написала письмо Эстер Дайсон, в котором сетовала, что многие преподаватели и обучаемые ими будущие российские эскулапы даже отдаленно не представляют, какие возможности им дает Internet. Зная исключительную занятость всемирно известной журналистки и предпринимательницы, она даже не надеялась на ответ, а просто хотела излить душу. Каково же было ее (и мое тоже!) изумление, когда очень доброжелательный ответ (с конкретными предложениями!) пришел через четыре часа! К сожалению, не так много российских менеджеров можно поставить в один ряд с обладательницей нескольких дейторовских “доскаров” и наличие у “делового” человека собственного ноутбука, электронного адреса, сотового телефона и других аксессуаров, свидетельствующих о приобщении к новым информационным технологиям, еще ничего не говорит о его деловой культуре. Не сильно ошибусь, если скажу, что необязательность (в том числе со стороны государства) - сильнейший тормоз на пути развития нашего общества.

Ольга Ускова: “Наши

сотрудники сохранили свои сбережения”

Но ближе к делу. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию мнение обязательных и уважаемых людей - генерального директора “Лаборатории Касперского” Натальи Касперской, исполнительного директора Cognitive Technologies Ольги Усковой, менеджера отдела рекламы компании “Арус” Людмилы Новиковой, генерального директора ЗАО “Интеллект-Сервис” Владимира Пичугина, директора по маркетингу компании Klondike Владимира Нестерова, маркетинг-менеджера компании Aladdin Software Security R.D. Сергея Черемхина, директора по маркетингу московского представительства Sun Microsystems Сергея Тарасова.

PC Week: Предвидели ли вы финансово-экономический кризис в России? Если да, то какие меры предприняли до его возникновения?

Наталья Касперская: Предчувствие кризисной ситуации как бы витало в воздухе еще с начала лета. Постоянно шли разговоры о девальвации рубля. Пожалуй, только она могла бы прямо повлиять на бизнес компании, поскольку ни в каких операциях с ценными бумагами мы не участвуем.

Единственные специальные меры, которые мы принимали еще с начала лета, - переместили акцент на международные продажи и постарались не хранить рубли на счете. Последнее было нетрудно, поскольку компания усиленно расширялась - мы снимали новые площади, нанимали людей, закупали технику. Нам хотелось подготовиться к новому бизнес-сезону, чтобы с осени сразу приступить к плодотворной работе. В результате к моменту наступления кризиса крупных сумм на счетах у нас не было, все закупки в основном завершены, оборудование нового офиса практически закончено. Когда в самом начале кризиса наш банк стал замораживать банковские проводки, мы достаточно быстро открыли счета в других банках, где эти проводки ведутся и сейчас.

Ольга Ускова: Наша компания ожидала и прогнозировала финансовый кризис. Однако мы рассчитывали, что его начало придется на октябрь - ноябрь, и все произошедшие события были для нас в какой-то мере неожиданными. Тем не менее нам удалось осуществить ряд мер по его предупреждению. В первую очередь, был правильно выбран банк для ведения финансовых операций, что само по себе гарантировало компанию от крупных неприятностей. Кроме того, основные ставки были сделаны на “незыблемых” заказчиков, менее подверженных кризисным явлениям. РАО “Газпром”, например. Что касается внутренней политики, то на этот период были отменены все отпуска.

Людмила Новикова: Да, предвидели, но не в такой степени. Продолжая работать, старались минимизировать задолженности, как свои, так и со стороны наших партнеров нам.

Владимир Пичугин: Кризис такого масштаба, мы, конечно, не предвидели. Готовились к обычному летнему спаду. Но каким-то шестым чувством чуяли неладное. Готовили новую программу, в которой оперативный учет отделен от бухгалтерского. В кризисных ситуациях эти два вида учета расходятся очень сильно.

Сергей Черемхин: Мы не могли предвидеть кризис в России, но предыдущая история развития Aladdin Software и приобретенный опыт работы положительно сказались на нашем теперешнем положении.

Владимир Нестеров: Снижение столичного спроса на компьютеры наши аналитики прогнозировали еще во II квартале. Тогда же был предложен план существенного усиления работы в регионах. На его выполнение были направлены основные усилия компании, и это принесло некоторые позитивные результаты - мы добились небольшого роста объема производства во II квартале и даже в июле и в августе. Однако после 24 августа ситуация стала практически непрогнозируемой и наши дальнейшие действия мы предпринимали, руководствуясь лишь текущим положением дел.

Сергей Тарасов: Мы видели предкризисное замедление бизнеса, но для Sun Microsystems оно было незначительным. Это может показаться удивительным, но несмотря на приближающийся кризис, оборот Sun Microsystems в текущем квартале оказался даже больше, чем в этом же квартале предыдущего года. Поэтому повода для изменения бизнес-модели до начала кризиса у нас не было.

PC Week: В чем выразилось влияние кризиса на те секторы рынка, в которых вы работаете?

Наталья Касперская: Сильно уменьшился розничный сектор. Также сократились практически до нуля некоторые вертикальные рынки (в первую очередь банковский). Однако появилась надежда на активизацию спроса со стороны государственных предприятий и учреждений (если им все-таки выплатят долги).

Но в целом я бы сказала, что рынок разработчиков отечественного ПО затронут кризисом меньше, чем остальные сегменты компьютерного рынка. Все, что мы производим, сделано головой и руками, следовательно, наши продукты имеют высокую норму прибыли, что позволяет нам достаточно долго снижать цены.

Ольга Ускова: Если крупные проекты, которые мы ведем, текущая ситуация сильно не затронула, то на розничном рынке пришлось срочно менять акценты. Понимая, что многие покупатели хотят “сбросить” рубли, мы, выбрав правильную ценовую политику, в последние две недели даже наблюдали рост продаж. Глубоко убеждены, что работать можно в любое время. Мы занимались бизнесом в советское время, работали в условиях перестройки, “черных вторников” и президентских выборов. Так что и сегодня наша фирма чувствует себя вполне уверенно.

Людмила Новикова: У нас продажи сначала уменьшились, а затем приостановились совсем.

Владимир Нестеров: С 1 сентября на 60 - 70% снизился объем заказов по безналичным расчетам и на 10 - 15% уменьшились продажи за наличные.

Владимир Пичугин: Мы работаем в основном с торговыми компаниями. Сейчас товары буквально “выметают” с полок. Казалось бы, ситуация для реселлеров прекрасная, но что будет, когда запасы продукции кончатся, никто не знает. По всей видимости, торговля тоже будет в нелегком положении. Уже после начала кризиса мы выпустили новую систему БЭСТ-ПРО, рассчитанную не только на торговлю, но и на пищевую промышленность. Думаю, пищевая промышленность от кризиса пострадает меньше.

Сергей Тарасов: Зарубежные компании, работающие на российском рынке, ощутили этот кризис, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, банки не могут выполнять расчеты между заказчиками и поставщиками; во-вторых, ценообразование не может быть установлено при нестабильном курсе рубля; в-третьих, государственные инструкции препятствуют выполнению каких-либо авансовых платежей импортерам продукции.

В то же время Sun Microsystems переносит кризисные явления в российской экономике намного легче, чем те компании, бизнес которых связан с “легкими” ПК и розничной продукцией. Наши заказчики - это в основном серьезные компании, обладающие, подобно Sun, достаточной гибкостью, - имеют большой запас прочности и меньше подвержены влиянию спадов в экономике.

Продолжение см. PC Week № 39 стр 1

Версия для печати