Сергей Сидоров
В Москве в центральном выставочном зале “Манеж” с 15 по 18 сентября прошла первая ежегодная выставка PC Expo Moscow 98. Собственно говоря, отечественным пользователям она была известна ранее под именем Windows Expo. Однако организаторы (WPI-Blenheim и Messe-Service International), видимо, решили, что новое название хорошо вписывается в ряд выставок PC Expo, проводимых по всему миру, да и выглядит не столь ангажированно и однозначно. В этой старой/новой выставке приняли участие чуть менее тридцати фирм. В основном это были производители бухгалтерского и правового ПО - такие, как “1С”, “Консультант-плюс”, Intralex. И удивляться тут не приходится, поскольку, несмотря на экономический кризис, знание актуальных форм бухгалтерской отчетности и тем более нормативно-правовых актов как никогда необходимо. А расходы на приобретение этих продуктов для организаций не столь уж непосильны. Правда, значительное падение объемов продаж отмечают представители всех компьютерных компаний. Это сказалось и на масштабе экспозиции: по некоторым данным, около двух третей предполагаемых участников отказались выставляться, зато проходы между стендами оказались на редкость широкими и пустынными. Посетителей тоже было немного (по сравнению с Windows Expo прошлых лет), наверное, многие из них предпочли заняться заботами о хлебе насущном, сочтя компьютерный рынок приказавшим долго жить. Мне удалось пообщаться также с двумя представителями российских дистрибьюторских фирм - “Арус” и Mas Electronikhandels. И если первая ограничилась пассивным участием в выставке - присутствовали только сотрудники с раздаточными материалами, то вторая имела один из крупнейших стендов. По словам представителя “Аруса”, кризис ударил сильнее всего по корпоративным проектам. Практически все они оказались заморожены, за исключением давнишнего контракта с Центробанком РФ, который уже оплачен, а следовательно, должен быть выполнен при любых обстоятельствах. Розница же замерла у “Аруса” только в неделю выставки, в ожидании, когда хотя бы политическая обстановка стабилизируется. На предшествующей неделе покупатели сметали практически все доступные рядовому пользователю товары, стремясь хоть во что-нибудь вложить деньги. У Mas аналогичная ситуация: наибольший спрос наблюдался на те продукты, которые нужны в первую очередь домашнему пользователю (например, лучше всего идут сканеры Mustek). Стендов зарубежных компаний было всего два: у Exact Software и у Centura совместно с ее российским партнером Interface. По словам Булата Гайфуллина, директора Interface, им стоило немалых трудов убедить руководство Centura участвовать в PC Expo 98 после информации западных СМИ о событиях в нашей стране. Для Interface, занимающейся IT-консалтингом и продажей ПО, кризис выразился не только в замораживании платежей, но и замедлении работы над новым проектом, связанным с предоставлением услуг по внедрению корпоративной информационной системы Renaissance CS компании ROSS Systems. В то же время в компании не оставляют надежды на продвижение этого продукта в России, в частности, сейчас ведутся работы по локализации Renaissance CS. По окончании экономического кризиса многим предприятим потребуются эффективные системы управления хозяйственной деятельностью, и здесь локализованная версия Renaissance CS может оказаться как нельзя кстати.
Как ни странно, на выставке присутствовали и российские фирмы-сборщики - Inel, Flash Computers, торгующие также и комплектующими, и это позволяет надеяться, что не вся еще розница умерла. Скорее всего, руководству этих компаний удалось предпринять эффективные меры по реорганизации деятельности и/или диверсификации бизнеса, обеспечив большую устойчивость. В качестве универсальной меры при работе в условиях экономического кризиса представители всех компаний называют сокращение накладных расходов. Выражается это в первую очередь в сокращении численности персонала, как правило, заключающееся в предоставлении бессрочного неоплачиваемого отпуска, свертывании непрофильных и уж тем более убыточных направлений бизнеса, снижении косвенных затрат. Естественно, эти меры способны помочь лишь в течение какого-то времени, и если кризис будет непродолжительным, окажутся спасительными. Но если дела в экономике не пойдут лучше в ближайшие 2 - 3 месяца, то, возможно, некоторые направления российского компьютерного рынка вообще отомрут. Не навсегда, конечно, но начинать потом придется практически с нуля.
Однако хочется надеяться, что на следующей PC Expo мы будем вспоминать предыдущую как страшный сон.