Проекты
Елена Монахова
Как и во многих других регионах нашей необъятной страны, предприятия республики Марий Эл стонут от господства бартера, драконовских условий банковских кредитов, хронической нехватки оборотных средств, равнодушия государства к отечественным производителям. Однако работать продолжают, изворачиваясь разными способами: договариваясь о взаимозачетах, вводя карточную систему распределения продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости (в счет зарплаты), совершенствуясь в методах натурального обмена.
Так живет и акционерное научно-производственное объединение “Марихолодмаш”, производящее всевозможное торговое оборудование, в том числе и холодильное. (По отзывам потребителей, выпускаемые заводом охлаждаемые передвижные ларьки, из которых летом продают мороженое на улицах, гораздо надежнее работают в жару, чем их зарубежные аналоги, ну а по цене они и подавно привлекательнее.)
В 1998 г. “Марихолодмаш”
получил региональную премию
“Лучший российский производитель”
“Основная беда заключается в том, - говорит генеральный директор АНПО Владимир Олейник, возглавляющий предприятие уже 10 лет, - что в условиях повального бартера мои сотрудники вынуждены большую часть рабочего времени заниматься не свойственными им делами, а производственный цикл из-за длинных обменных цепочек очень сильно затягивается. В результате мы выпускаем продукцию на рынок с явным запозданием”.
Несмотря на упомянутые сложности, завод расширяет номенклатуру изделий, проводит НИОКР, участвует в крупнейших специализированных выставках, осваивает премудрости современного дизайна (за последние годы был выпущен комплект принципиально нового оборудования для магазинов, для разработки которого привлекались и московские дизайнеры). Недавно “Марихолодмаш” приступил к освоению новых технологий пленочных и полимерных покрытий и более точного механоообрабатывающего оборудования, начал осмысленно управлять издержками и применять маркетинговые методы. Причем последние три года он это делает “под присмотром” опытных консультантов из казанской фирмы ICL-КПО ВС, внедряющих здесь систему управления промышленно-коммерческой деятельностью MAX, базирующуюся на основе западных концепций MRP II (Manufacturing Resources Planning - управление ресурсами предприятия).
Веришь - не веришь
“Это даже хорошо, что предприятие оказалось не рафинированное, а самое типичное для России, - считает Сергей Александрович Андреев, консультант ICL-КПО ВС, эксперт в области MRP II. - Йошкар-Ола не Москва, рынок высококвалифицированных кадров здесь не такой большой, да и заводское руководство своими сотрудниками весьма дорожит: других ему взять просто негде. Поэтому нам пришлось работать с теми людьми, которые есть, приобретая ценный, тиражируемый в дальнейшем опыт”.
Начало сотрудничества в 1995 г. было похоже на детскую игру “веришь - не веришь”. Консультанты должны были убедить сотрудников завода, что способны своими действиями вывести предприятие на новый уровень, а заводчане пытались доказать, что будут неукоснительно следовать рекомендациям консультантов, подкрепляя обещания соответствующими приказами и своевременной оплатой работ.
“Всегда очень трудно добиться, чтобы была выделена группа внедрения и утверждена приказом по предприятию, - говорит Сергей Андреев. - Причины понятны: включенных в эту группу сотрудников надо на три месяца освободить от основной работы, что совсем не нравится директорату”.
Приходилось преодолевать и психологические барьеры на каждом рабочем месте: люди годами привыкли работать, как им было удобно, а с внедрением новых механизмов надо многое менять, переучиваться, и далеко не всем понятно, для чего.
“Как правило, особенно обостряется неприятие системы (вплоть до откровенной бузы!) после того, как все сотрудники прошли обучение, установлены все необходимые модули, подписаны все документы и нужно реально переходить на безбумажные технологии, - вспоминает Сергей Андреев. - Автоматизированная система ярко высвечивает многие ошибки сотрудников, которые раньше были незаметны. Вот тут и начинается защита чести мундира, в адрес системы сыплются обвинения во всех мыслимых и немыслимых грехах, люди пытаются доказать, что это она работает неправильно”.
Продукция объединения не только
добросовестно хранит холод, но и
отличается современным дизайном
Когда такие жалобы докатываются до директора предприятия, разобраться, кто прав, кто виноват, бывает очень трудно. “Продавить” правильное решение в подобных случаях может только “третейский суд”, роль которого зачастую играют внешние консультанты.
“Я бы сравнил непростой процесс постепенного перетягивания сотрудников предприятия на свою сторону с вытаскиванием броненосца из норы: тянуть надо не сильно (чтобы он не растопыривал покрывающие его щитки), но постоянно”, - так образно прокомментировал взаимодействие консультанта и клиента Сергей Андреев.
Уважение к словам и действиям консультантов появилось на “Марихолодмаше” далеко не сразу - только через полгода с момента начала работ. Зато сегодня заводчане и консультанты составляют сплоченную команду единомышленников, где каждый знает свой маневр. А потому и результаты получены уже вполне осязаемые.
Дефицит должен быть актуальным!
Три года назад информационное бюро на заводе насчитывало всего пять человек - этими силами и приступали к освоению концепции MRP II. Нынешняя служба автоматизации состоит из двенадцати обученных, болеющих за свое дело сотрудников, которые не только досконально освоили систему MAX, но и стали авторитетными источниками знаний для конструкторов, технологов, кладовщиков, операторов в цехах.
Сейчас в объединении “Марихолодмаш”, раскинувшемся на обширной территории (одних складов здесь 50), корпоративная информационная система полностью охватывает бухгалтерский учет, складское хозяйство, процесс подготовки спецификаций, процесс технической подготовки производства и планирование потребностей в материалах (управление материальными потоками). Частично - работу планово-экономического отдела.
Владимир Олейник:
“С появлением систем MAX
я получил возможность просматривать
информацию о дебиторской
задолженности ежедневно”
На центральный Unix-сервер, где установлена СУБД Informix, стекается информация с 72 компьютеров и 12 терминалов. Здесь в числе прочих полезных вещей хранится электронный архив нормативных документов и конструкторской документации (более чем на 35 тыс. деталей). Близки к завершению работы в отделе снабжения (процесс закупок). На очереди - довольно сложная задача по объединению производственного модуля с главной книгой.
Какие новые возможности получили сотрудники в результате трехлетней “борьбы” с MRP II?
Краеугольный камень любого производства - основной производственный план, который составляется плановым отделом и утверждается лично директором. Система MAX помогает главному плановику составить согласованный, выполнимый, детальный план, который учитывает потенциальный спрос и ресурсы предприятия. Каждый производственник подтвердит, насколько важно иметь возможность оперативно корректировать план. На “Марихолодмаше” с появлением системы управления корректировки плана производятся оперативно (реализовано суточное планирование), с учетом всех текущих изменений (задержка поставок, брак, замена материалов). При этом ведомость дефицита теперь всегда актуальна (ее точность зависит лишь от аккуратности операторов, вводящих информацию).
Полностью интегрированная ИС должна быть введена в действие к концу 1998 г.
“Жесткая регламентация информационных потоков сильно дисциплинировала работников объединения, - говорит руководитель службы АСУ “Марихолодмаша” Леонид Андреев, - поскольку теперь всем понятно, что отсутствие актуальной информации приводит к ненадежной работе всего предприятия”.
Вообще Леонид Андреев считает, что, несмотря на государственный кризис, у его подразделения дел - вагон и маленькая тележка: после завершения внедрения системы MAX предстоит заняться модернизацией ее пользовательского интерфейса (под Windows), обновить компьютерную технику, найти системного интегратора по проекту “Персонал”, внедрить на предприятии внутренние пластиковые карточки. И продолжать поддерживать своевременной информацией директора - в свое время он прошел четырехдневный курс обучения концепциям MRP II и с минуты на минуту освоит моделирование, позволяющее прогнозировать ситуации “что-если”.
Картина далека от идеальной, но все же...
Мне не хотелось бы, чтобы рассказ про “Марихолодмаш” произвел впечатление лубочной картинки, где все ярко и красиво, но очень далеко от реальности. На заводе остается масса нерешенных проблем - и задолженности по зарплате, и мизерная доля “живых” денег, и нехватка средств на своевременную оплату труда консультантов и на расширение компьютерного парка. Конечно, в условиях кризисов и прочих неприятностей, подбрасываемых нашей нестабильной экономикой, любое предприятие может неожиданно умереть - и то, которое внедряет у себя системы MRP II, и то, которое их не внедряет. Утешает одно: шансов выжить у первых существенно больше.
В “Марихолодмаш” можно обратиться по адресу: andr@frost.mari.ru, в фирму ICL-КПО ВС - по адресу: leo@icl.kazan.su.
Акционерное научно-производственное объединение “Марихолодмаш”, входящее в состав промышленного концерна “Антей”, выросло на основе киевского завода торговых весов, эвакуированного в Йошкар-Олу во время Великой Отечественной войны.
Сегодня завод выпускает разнообразное торговое оборудование - охлаждаемые и неохлаждаемые витрины, мини-бары, полки, стеллажи и проч. (всего более 100 наименований). На предприятии работает около 2000 человек (по состоянию на август 1998 г). Годовой оборот в последние годы составлял 150 млн. долл.
В 1997 г. году АНПО “Марихолодмаш” выиграло международный грант Глобального экологического фонда на реконструкцию производства как предприятие, способное освоить озононеразрушающие технологии. На средства этого гранта завод должен обновить свое оборудование, на что фондом выделяется около 0,5 млн. долл.