Владимир Митин

К сожалению, конца экономической нестабильности не видно и делать какие-либо статистически значимые прогнозы мало кто решается. Поэтому мы продолжаем публикацию высказываний топ-менеджеров о последствиях кризиса для компьютерного рынка России и о мерах, предпринятых ими в ответ на неблагоприятную экономическую ситуацию (см. PC Week/ RE, № 36/98, с. 1, № /98, с. 1). Увы, их выстраданные размышления продолжают оставаться актуальными для многих, кто еще не выбрал свой путь в изменившихся на неопределенное время условиях. Возможно, подготовленные нами публикации помогут кому-то если не сохранить свои компании, то сориентироваться в эти трудные дни.

После ознакомления с приведенными высказываниями может показаться, что “не так уж страшен черт, как его малюют”. Отмечу, что на наши вопросы ответили наиболее устойчивые компании, в то время как многие их товарищи по несчастью затаились и “легли на дно”. Хотя есть и такие, которые обижаются, что мы не поинтересовались их мнением. Господа, мы всегда открыты для конструктивного диалога! Если у вас есть позитивный опыт и интересные идеи относительно того, как жить дальше, - милости просим на наши страницы. Сегодня же на вопросы нашего специального корреспондента Владимира Митина отвечают генеральный менеджер OCS Максим Сорокин, генеральный директор дистрибьюторского направления компании “Марвел” Константин Шляхов и директор компании “Гарант” Дмитрий Першеев.

PC Week: Предвидели ли вы финансово-экономический кризис в России? Если да, то какие меры предприняли до его возникновения?

Максим Сорокин: Безусловно, предвидели. Во-первых, любой здравомыслящий человек понимает, что такие проценты, которые давались на ГКО, можно заработать только на наркотиках или оружии. Вывод напрашивается сам собой - пирамида. Во-вторых, то, что кризис будет, стало очевидно после того, как осенью 1997 г. стало трясти азиатские рынки. С весны мы начали ощущать дестабилизацию экономики. Для нас это проявилось в некотором “проседании” рынка, в его хаотичном поведении: вверх-вниз и т. д. Но мы не ожидали и не предвидели, что кризис грянет именно в это время и с такой силой. Относительно мер предосторожности - определенные меры, которые дают компании уверенность и стабильность, мы предприняли, как, впрочем, предпринимали и всегда (но это уже наше “ноу-хау”). А по большому счету, конечно же, нет. Да и возможно ли это? Бизнес - это всегда движение. Любые антикризисные меры, которые предпринимаются превентивно, - это всегда путы, которые приостанавливают развитие бизнеса.

Максим Сорокин:

“Рынок сократится в разы”

Константин Шляхов: Очень легко задним числом говорить теперь, что наша компания всего этого ожидала и готовилась, - но предпочту быть честным и объективным. Естественно, мы не предвидели того, что одновременно произойдет обвал ГКО, банковский кризис, кризис валютного рынка, экономический кризис, политический кризис. Хотя в принципе еще с весны мы чувствовали (прежде всего по вынужденному снижению как нормы прибыли, так и валовой прибыли при растущих либо стабильных объемах продаж) ухудшение экономической ситуации в целом и как следствие “сужение” компьютерного рынка и спроса на нем. Тогда нам удалось принять адекватные меры, но, естественно, этих мер оказалось недостаточно в ситуации кризиса. Тем не менее то, что мы сознательно существенно снизили наши складские запасы с концу лета по сравнению с началом года и сильно повысили их ликвидность (путем своевременных распродаж устаревающего оборудования, вплоть до продаж в убыток), помогло и помогает нам уменьшить потери.

Константин Шляхов:

“До сегодняшнего дня ни один

сотрудник не уволен из компании”

Отдельно следует сказать, что мы сознательно не работали с банками, увлекавшимися (по собственному желанию либо вынужденно) азартными играми с государством на деньги (в ГКО), - и в результате смогли сохранить свои средства в полном объеме, что также удалось не всем.

Дмитрий Першеев: Нет, специальных мер для предотвращения возможных последствий мы не предпринимали. Но еще в докризисный период у нас началась работа по реструктуризации фирмы, по повышению управляемости, более эффективному использованию имеющихся ресурсов и более быстрому принятию и исполнению решений. Эта работа и сейчас весьма актуальна и является хорошим средством антикризисного управления.

Дмитрий Першеев:

“Мы не наблюдаем пока массового

отказа клиентов от наших услуг”

PC Week: В чем выразилось влияние кризиса на те секторы рынка, в которых вы работаете?

Максим Сорокин: Бизнес нельзя остановить, а кризис привел именно к его остановке, пусть даже кратковременной. Первое время на рынке было состояние ступора. Сейчас наметилось небольшое оживление, но именно небольшое. А иначе и быть не может в условиях, когда правил игры нет или они меняются постоянно.

Константин Шляхов: Что касается рынка дистрибуции в целом - то влияние кризиса на дистрибьюторов выразилось прежде всего в резком падении объемов продаж у всех фирм-дистрибьюторов (кроме тех, которые вообще закрылись на период “смутного времени”) - а это в принципе неприемлемо для фирм, живущих на обороте и малой марже. Но особенно больно это ударило по тем дистрибьюторам, которые предлагали “самые низкие цены” и минимум сервиса для дилера, надеясь компенсировать сверхмалую маржу захватом рынка и большими объемами. В ситуации, когда захватывать оказалось нечего и оборот резко упал, доходы перестали соответствовать расходам, сокращать которые было уже некуда. Как это ни парадоксально, но более устойчивыми в такой ситуации оказались дистрибьюторы, ориентированные на оказание дополнительных услуг (Value-Add Distributors, к таким относится и наша компания), - им было что сокращать.

PC Week: Как повели себя в условиях кризиса ваши заказчики?

Максим Сорокин: Дилеры ведут себя по-разному. Есть компании, которые “попались” очень сильно, и возродить их уже практически невозможно. Кто-то затаился и держит паузу. Другие пытаются приспособиться и как-то работать. Таких становится все больше. Это очень хорошо. Необходимо продолжать работу. Мы уверены, что “пауза” - это ошибочная политика. Рынок сильно уменьшился, но не исчез. Понятие “контролируемый компанией Х сегмент рынка” никто не отменял. Необходимо как минимум удерживать свой сегмент, а для этого нужно работать.

Дмитрий Першеев: Мы обслуживаем десятки тысяч организаций. Среди них есть и банковские организации, и инвестиционные компании. Мы не наблюдаем сейчас массового отказа клиентов от наших услуг. Может, это связано с тем, что в период кризиса даже в банковской сфере юристы продолжают работу, например много юридических вопросов возникает у организаций, испытывающих большие трудности. Но средние и малые клиенты, безусловно, сократили спрос на наши услуги, многие из них сейчас заняли откровенно выжидательную позицию и предпочитают не вести практически никакой деятельности до тех пор, пока ситуация как-то не прояснится. Сейчас можно сказать, что многие организации, у которых есть предпосылки для работы, не работают просто из боязни понести неожиданные убытки.

PC Week: Какие меры вы предприняли, чтобы в условиях кризиса сохранить своих клиентов?

Максим Сорокин: С одной стороны - максимальная гибкость и по-прежнему индивидуальный подход к решению вопросов. С другой стороны - в условиях кризиса и нестабильности мы смогли предложить партнерам четко сформулированные “правила жизни”. Эти правила помогают нашим партнерам продолжать работу. Существуют две финансовые схемы взаимодействия, которые, кстати, учитывают и психологию разных людей. Что очень важно, партнеры сами принимают финансовые решения, сами “нажимают кнопку на пульте управления”.

Константин Шляхов: Мы ни на один день не закрывались и не отказывались принимать рублевые платежи - при этом в условиях отсутствия официального, да и реального курса мы согласовывали с клиентом условия конвертации его рублей, а не заставляли насильно признавать тот курс, по которому удавалось конвертировать нам. Был выработан определенный механизм взаимодействия с нашими дилерами, благодаря ему они оперативно получали информацию и сами принимали решение о конвертации.

Дмитрий Першеев: В период кризиса перед компаниями стоят три задачи - сохранение базовых производств, сохранение клиентов и социальная защита сотрудников. Мы вынуждены пересмотреть ценовую политику, но свой производственный цикл сохраним в прежнем виде. Все клиенты будут получать информацию в срок. Мы разработали программу антикризисной поддержки наших пользователей. Она состоит из трех частей - технологической, информационной и финансовой. Мы вводим ее с 1 октября. Мы готовы доставлять клиентам достоверную информацию, причем по ценам, не зависящим от политических и финансовых коллизий. Оплаченные услуги будут оказаны в полном объеме и в срок.

Наша ценовая политика традиционно, исторически была привязана к минимальному уровню заработной платы. Мы пересмотрели ее, но изменения вносим только с 1 октября. Новая ценовая политика означает, что для наиболее страдающих в период кризиса секторов рынка, т. е. для малых предприятий, она становится даже более либеральной, чем до кризиса. Кроме того, стоимость поставок наших систем остается на прежнем уровне.

PC Week: Какие меры предприняли ваши поставщики, чтобы поддержать вас в условиях кризиса?

Максим Сорокин: Поставщики вели себя по-разному. Некоторые проявили потрясающее хладнокровие и выдержку. Спасибо им. Видели мы и очень неадекватные, панические реакции, несовместимые с дальнейшим сотрудничеством. К счастью, паника была кратковременной и все вовремя опомнились. В целом, сейчас все вендоры реально понимают ситуацию, никто не ушел из России и есть возможность работать, все поставки продолжаются.

Константин Шляхов: Некоторые поставщики (особенно давно работающие на российском рынке и имеющие здесь полномочное представительство) с большим пониманием идут навстречу и готовы помогать (вплоть до разделения понесенных нами убытков). Другие сразу закрыли все кредитные линии и думают в первую очередь о немедленной минимизации своих рисков и потерь - таким приходится объяснять, что столь недальновидная и сиюминутная политика неуместна для вендора и в длительной перспективе приведет к еще большим потерям для них, - тем более что любой серьезный международный вендор имеет на порядок больше финансовых ресурсов, чем самый крупный российский дистрибьютор, и, следовательно, может легче пережить определенные убытки ради сохранения своих партнеров и доли рынка (а для некоторых партнеров убытки того же размера могут стать катастрофическими).

Дмитрий Першеев: Для нас поставщиками фактически являются информационные каналы министерств, ведомств, Правительства, Администрации Президента, передающие нам оперативную информацию. Они продолжают это делать на основе, как правило, бесплатных договоров об информационном обслуживании. Можно отметить, что законотворческая активность находится на обычном уровне. И мы готовы к достаточно бурным законотворческим изменениям, так как пропускная способность компании позволяет обработать 500 документов в неделю. Какое бы правительство ни пришло, какие бы радикальные изменения в правилах игры оно ни готовило, никакая дума, никакое правительство не в состоянии выпустить в течение недели 500 документов.

PC Week: Что вы сделали, чтобы в результате кризиса интересы ваших сотрудников пострадали в минимальной степени?

Максим Сорокин: Все что могли. Мы не проводили увольнений. Люди - большая ценность компании. Тем не менее часть сотрудников (около 15%) мы были вынуждены отправить в неоплачиваемые отпуска. При первой возможности они вернутся. Но все ключевые фигуры на месте.

Константин Шляхов: Когда встала проблема снижения издержек, то изначально рассматривали зарплаты как последний в очереди резерв. До сегодняшнего дня ни один сотрудник не уволен из компании - хотя прошел уже почти месяц с начала событий, - так как мы считаем, что набирать новую команду после выхода из кризиса будет еще дороже. Сокращения окладов избежать не удалось, как и отправки некоторых сотрудников тех отделов, где снизилась нагрузка, в неоплачиваемые отпуска - но при этом каждый из них “гуляет” не более чем две недели в месяц по сменному графику со своими коллегами.

Дмитрий Першеев: На период кризиса компания не ставит перед собой задачу извлечения прибыли от результатов своей деятельности, и те средства, которые в обычной ситуации направлялись на длительные инвестиционные проекты, идут сейчас на поддержку и индексацию рублевых зарплат сотрудников. То есть на сегодняшний день наши сотрудники в реальной зарплате потеряли, но рублевые зарплаты индексируются, и мы планируем их выплачивать вовремя и постепенно повышать.

В настоящий момент проводится значительная инвентаризация расходных статей компании. И все, скажем так, ярлычные траты сокращены или вообще сведены до нуля. Мы решили более осмотрительно относиться к рекламным расходам, к расходам на закупку каких-то офисных принадлежностей.

PC Week: Сколько времени, по-вашему, продлится кризис?

Максим Сорокин: Без комментариев.

Константин Шляхов: Я не считаю себя экспертом в области политики и макроэкономики и тем более не обладаю необходимой для ответа на этот вопрос информацией - и не люблю давать советы дилетанта или с умным видом гадать на кофейной гуще. Отвечать в данный момент (когда кризис еще не закончился) на такие вопросы, являясь всего-то руководителем компьютерной компании, - это все равно что пассажиру получившего пробоину судна, не уверенному в том, что капитан присутствует у штурвала, а команда умеет устранять течь, рассуждать о времени задержки с прибытием в порт назначения.

Дмитрий Першеев: Кризис, судя по всему, будет не коротким. Сейчас очень неустойчиво работает банковская система, происходит массовое разорение компаний, растет уровень безработицы. Кризис закончится в тот момент, когда начнет увеличиваться количество предприятий малого и среднего бизнеса, реально работающих на рынке, когда начнет расти число рабочих мест.

Я думаю, что этот кризис похож по своей глубине, по остроте социального напряжения на кризис конца 91-го - начала 92-го года. Именно поэтому оцениваю его сроки в шесть - девять месяцев. Вспомните, массовый развал экономики тогда начался осенью 91-го года, а мало-мальская стабильность появилась где-то к маю 92-го.

PC Week: Как повлияет кризис на число компаний, которые работают в вашем секторе рынка, и на емкость этого сектора?

Максим Сорокин: Рынок сократится в разы. Относительно игроков рынка - я думаю, что не выживет около половины компаний. Произойдет сильный передел рынка.

Дмитрий Першеев: На нашем специфическом рынке работают три больших компании и есть много небольших. Я думаю, что большие компании сохранятся и после кризиса будут продолжать работу. За малыми мы практически не следим, они довольно спонтанно возникают и исчезают, вполне возможно, что они исчезнут в период кризиса.

“Серый” рынок будет иметь тенденцию к увеличению, поскольку в период кризиса платежеспособный спрос падает.

Продолжение в PC Week №44

Версия для печати