Антикризисная колонка

Елена Монахова

На днях, просмотрев центральную прессу, я поразилась переменам. Издания в большинстве своем похудели, лишившись питательной рекламной почвы, и сильно изменили тематику своих публикаций. “Как правильно хранить картошку” - читаю я заголовок в “Известиях”. И чуть ниже на той же полосе - “Чтобы не замерзнуть, заклейте окна с помощью молока или мыла”. Ни дать, ни взять - “азбука выживания”. В общем-то обоснованно - всегда лучше заранее приготовиться к худшему.

Елена Монахова

На фоне таких невеселых наблюдений мне подумалось, что, по-видимому, и для рынка ИТ существуют какие-нибудь нестандартные, помогающие выжить шаги, о которых хорошо было бы сообщить широкой аудитории. (Сразу оговорюсь, что шаги типа волевого сокращения затратной части бюджета различными способами, распродажи складских запасов с большими скидками, неоплачиваемые отпуска и просто задержки зарплаты я отношу к тривиальным, лежащим на поверхности действиям.)

Нельзя не согласиться с представителями “Андерсен консалтинг”, убежденными, что будущих победителей следует искать среди тех, кто сумеет переосмыслить стандартные рецепты и сделать неожиданный ход. Вот мне и захотелось собрать коллекцию уникального опыта (и уникальных предложений), облегчающего борьбу с текущим или с будущим кризисом. Пока я поместила в нее три первые находки, которые, надеюсь, окажутся полезными.

Привязка зарплаты к плану. Такую форму индексации зарплаты своих сотрудников выбрали некоторые софтверные фирмы, используя этот шаг еще и для совершенствования внутреннего управления. Он подразумевает следующую цепочку действий. На каждый месяц составляется жесткий (но, конечно же, реализуемый) план продаж, а зарплата всех сотрудников выплачивается в полном или частичном объеме в зависимости от того, насколько он оказался выполненным. Например, если план реализован на 70%, то и сотрудники компании получат за этот месяц 70% своей зарплаты. Если же удастся план перевыполнить, то в соответствующей пропорции будет компенсирована недоплата за предыдущие месяцы.

На мой взгляд, в такой схеме несомненно есть рациональное зерно, но есть и очень тонкие моменты. Она может работать в случае, если, во-первых, руководство компании достаточно талантливо, чтобы попадать в точку, формируя план в условиях сильно колебательных макроэкономических процессов, и, во-вторых, до сведения коллектива честно доводится информация о результатах его выполнения, чтобы не подрывалось доверие сотрудников к руководству.

Освобождаем склад за счет... экспорта. Не секрет, что основная часть отечественного компьютерного бизнеса зиждется на импорте. Поэтому за долгие годы работы большинство компаний отточили свое мастерство в этой непростой сфере деятельности, в первую очередь, разумеется, дистрибьюторы. Хуже обстоит дело с экспортом, что в целом совершенно понятно - прибегать к нему приходится не часто, разве что в случае вывоза брака или невостребованного оборудования. Нынешняя кризисная ситуация заставила представителей торгового бизнеса по-новому взглянуть на экспортный процесс. Образовавшееся в результате кризиса затоваривание складов потребовало (и требует до сих пор) принятия каких-либо срочных мер, способных минимизировать убытки. Одно из таких, на мой взгляд, разумных решений - экспорт скопившегося товара либо в дальнее зарубежье (может быть, даже возврат поставщику), либо в страны СНГ.

И все бы хорошо, если бы не ряд сложностей. Во-первых, очень ограниченное число компаний умеют нормально (безубыточно и быстро) работать с экспортными каналами. Во-вторых, такие процедуры имеет смысл делать в режиме крупных оптовых поставок (порядка 10 тонн груза, если речь идет о наземной транспортировке). Поэтому для эффективности сделки фирмам, желающим вывезти товар, целесообразно объединять свои усилия. Ну и в третьих, далеко не каждая фирма самостоятельно осилит премудрости, связанные с оформлением документов с соблюдением всех необходимых формальностей. Короче говоря, экспортные процедуры требуют, как и всякий бизнес, серьезного отношения и профессионального подхода.

Мне, например, известна по крайней мере одна транспортная компания, которая оказывает услуги такого рода, - фирма “Ринг-Транзит” (tranzit@dialup. ptt.ru), подтвердившая, что спрос на экспорт в условиях кризиса действительно возрос.

Антикризисные действия республиканского масштаба. Мы уже писали о том, как Татарстан пытается системно подойти к формированию республиканских бюджетов на основе установленных социальных стандартов и норм (см. PC Week/RE, № 32-33/98, с. 48). По последним сведениям, он сохраняет свою ориентацию на индикативное управление и в условиях кризиса.

Из-за резких скачков курса доллара цены на продукты, как мы можем наблюдать, тоже сильно колеблются, причем порой совершенно необоснованно. Как защитить население от этих перепадов? Разные регионы делают это по-разному. В Татарстане, скажем, стали чаще, чем раньше, проводить рейды по магазинам (не налоговые органы, а девочки с опросными листами) для определения реальной стоимости потребительской корзины. Полученная информация затем обрабатывается Центром экономических и социальных исследований (info@csp. kazan.ru), где быстро выявляется завышение цен на те или иные категории товаров. Эти данные являются сигналом для уполномоченных органов, чтобы потребовать от виновников (вплоть до применения штрафных санкций) корректировки цен.

С одной стороны, можно поаплодировать правительству Татарстана за конкретные действия и заботу о малообеспеченных слоях населения, но с другой - совершенно очевидно, что силовым способом долго удерживать ситуацию никому не удастся и товары неизбежно будут “уплывать” в те регионы, где за них больше платят.

Свои предложения по решению связанных с кризисом проблем вы можете сообщить по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати