Статья только в электронной версии журнала
Случай из жизни
Технология группового взаимодействия объединяет участников мирового форума
Джон Мадден
Для Бруно Джуссани термин “мир как большая деревня” не каламбур, ведь он работает в самом центре этой “деревни”.
Джуссани возглавляет службу онлайновой стратегии и операций Всемирного экономического форума (WEF), консорциума ведущих деятелей бизнеса, правительственных лидеров, представителей академических кругов и средств массовой информации практически всех стран мира. Вплоть до нынешнего года участники форума могли проводить частные консультации или обсуждать глобальные вопросы только на ежегодных совещаниях форума в Давосе (Швейцария) или на региональных встречах. Последующая проработка вопросов, поднятых на совещаниях, встречала трудности из-за географической разобщенности их участников и несогласованности их рабочих графиков.
Джуссани, обслуживающий Всемирный
экономический форум, создает виртуальное
сообщество на базе видеоконференций
Джуссани поручили развернуть ИТ-систему, которая смогла бы обеспечить безопасный обмен информацией между участниками форума и повысить эффективность деятельности некоммерческих рабочих групп в целях укрепления международного взаимопонимания.
В результате была создана система WELCOM (World Economic Community), которая предназначена для группового взаимодействия и проведения видеоконференций и предоставляет участникам форума защищенный канал для обмена электронной почтой, ознакомления с отчетами и публикациями из библиотеки WEF и участия в двусторонних и многосторонних видеодискуссиях. Участникам форума теперь не нужны многомесячные ожидания очередной встречи или ежегодного совещания, и они проводят дискуссии по срочным вопросам в реальном времени, как это было, например, во время последнего кризиса на финансовых рынках Азии.
По словам Джуссани, это значительно ускоряет обмен информацией и расширяет масштаб возможностей всемирной организации: “В основе WELCOM лежит идея объединения участников форума и создания среды для их совместной работы, которая не требует их физического присутствия в Давосе”, - сказал он.
Контакты между участниками форума стали более частыми и более продуктивными, и, по мнению Джуссани, организация быстро продвигается в направлении решения изучаемых ею глобальных проблем. Если бы эта система действовала, скажем, во время кризиса мексиканского песо в начале 90-х годов, то, как считает Джуссани, правительство Мексики могло бы смягчить его последствия, немедленно обратившись к лидерам Мирового банка и инвесторам, многие из которых являются участниками форума.
Корпорация USWeb, являющаяся партнером корпорации Microsoft, была привлечена к работе с организацией Advanced Video Communications, ответственной за технологическую поддержку форума. Их совместными усилиями в октябре 1997 г. был создан прототип системы. Полноценный ее вариант был запущен в действие в феврале этого года, причем он базируется главным образом на продуктах Microsoft.
Участники форума имеют доступ к WELCOM через защищенный паролем раздел Web-узла WEF.
Работу всей системы обеспечивает единственный сервер Windows NT 4.0. Internet Information Server корпорации Microsoft является хост-системой для Web-страницы WEF, библиотеки WELCOM, а также служит для проведения дискуссий. На сервере NT, кроме того, размещен Microsoft Exchange Server, обеспечивающий функции планировщика и передачи электронной почты, и приложения NetMeeting и NetShow. Для видеоконференций используется система, разработанная корпорацией Intel, которая доступна через браузер.
Каждый из 2500 участников форума должен иметь на своем настольном ПК Windows 95 и Internet Explorer версии 3.0 или выше.
По словам Джуссани, WELCOM выполняет несколько важнейших функций. Так, система обеспечивает проведение коротких онлайновых конференций по важным вопросам и узловым проблемам. В качестве примера можно привести сессию по случаю годовщины перехода Гонконга под контроль Китая.
Как отмечает Алекс Хокинсон, менеджер проекта со стороны USWeb, система WELCOM разработана с расчетом на неискушенных пользователей компьютеров. Это один из первостепенных вопросов для организаций, подобных WEF, так как многие их члены, возможно, не разбираются в технологии и прибегают к ее помощи лишь от случая к случаю. Не исключено, что некоторые не умеют даже обращаться с клавиатурой.
“Участники форума не привыкли к пользованию компьютерами. Как правило, еще пару лет назад они диктовали свои письма референту, который печатал их и отправлял по факсу”, - говорит Хокинсон.
Вот почему организаторы системы создали продуманный графический интерфейс, использующий для доступа к необходимым функциям запоминающиеся пиктограммы. Помимо этого на форуме создана дежурная служба, круглосуточно осуществляющая техническую поддержку пять дней в неделю. Служба базируется в Бостоне, Сингапуре и Женеве и обеспечивает организацию видеоконференций и совещаний.
“Идея состоит в том, чтобы, не дожидаясь проведения какого-либо мероприятия, соединить заинтересованных людей виртуальной средой группового взаимодействия”, - сказал Хокинсон.
Участникам форума, кроме того, предоставляется доступ к записанным конференциям и дискуссиям, которые они могли пропустить, а также к обширной библиотеке, являющейся одной из наиболее используемых функций системы.
Как отмечает Эрик Браун, аналитик фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), такое приложение по существу открывает выход в новое измерение, учитывая, что групповые продукты типа Exchange продолжают совершенствоваться.
“Идея создания виртуальных сообществ на базе технологий групповой работы отнюдь не нова, - говорит Браун. - И мы ничего не изобретали заново, мы лишь облекли эту идею в куда более простые, чем обычно, формы”.
WELCOM, по словам Брауна, объединяет физически реальные конференции и электронные средства коммуникации. “И, как результат, онлайновые взаимодействия становятся более тесными, а прямые встречи более продуктивными. Это, по сути дела, конвергенция между контактами в реальном времени и иными видами обмена информацией”, - пояснил он.
Участники форума проявляют все более живой интерес к системе. По прогнозу Хокинсона, к осени этого года они будут проводить не менее одной-двух видеоконференций в день, т. е. порядка 700 в год, в отличие от прежнего десятка личных встреч в течение года. “Получив в свое распоряжение коммуникационный форум, они по существу обретают путь к решению повседневных проблем”, - считает он.
Использование любой новой системы не обходится без трудностей. Линии ISDN не одинаковы на разных континентах, и, по словам Джуссани, бывает, что в один момент они свободны и прозрачны, а через какую-то минуту-другую уже полностью забиты.
В дальнейшем система должна совершенствоваться, и ее можно будет пополнить внешней информацией, создав, в частности, службу новостей.
Как считает Хокинсон, продолжающееся совершенствование и доводка системы сделают ее максимально простой для пользователей, что позволит им сосредоточиться на своих глобальных задачах. “Мы хотим, чтобы она стала совершенно прозрачной и напоминала обычную встречу людей в конференц-зале, - говорит он. - Для повышения ее качества мы должны улучшать как аппаратуру, так и ПО, а также инфраструктуру сети”.
Наше досье
Организация: Всемирный экономический форум.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
Общедоступный Web-узел: www.weforum.org.
Задача: обеспечить членов всемирной организации средствами безопасных коммуникаций и совместной работы. Всемирный экономический форум объединяет ведущих деятелей бизнеса, правительственных лидеров, профессоров, ученых и представителей средств массовой информации практически всех стран мира. Его участники проводили ежегодные конференции и региональные встречи, но не имели возможностей для дальнейшей проработки обсуждавшихся вопросов из-за своей географической разобщенности.
Решение: система WELCOM (World Economic Community) Всемирного экономического форума, созданная корпорацией USWeb, представляет собой видеосистему группового взаимодействия, предоставляющую участникам форума защищенный коммуникационный канал для обсуждения идей и мировых проблем, а также дистанционного участия в крупных мероприятиях. Систему можно также использовать в периоды глобальных кризисов, таких, как недавний обвал на азиатских рынках.
Что дальше: расширить базу знаний WELCOM, обеспечить максимально удобное представление информации для пользователей, способствовать организации “виртуальных сообществ” среди участников форума.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Базовое ПО: Windows NT Server 4.0 корпорации Microsoft, Internet Information Server 4.0, Site Server 3.0, SQL Server 6.5, Exchange Server 5.5, Internet Explorer 3.0 и 4.0, Business Video-Conferencing 4.0 корпорации Intel. Используются также Microsoft NetMeeting и NetShow. Многосторонние видеоконференции участников форума обеспечивает одна выделенная телефонная линия BRI ISDN.