Автоматизация в универсаме “ДИАС”
Лицом к покупателю
Специалисты корпорации “Пилот” доказывают, что российская розничная торговля уже сегодня может обеспечить мировой уровень обслуживания покупателей
Татьяна Богатова
Войдя в стеклянные двери этого нового, с аккуратной вывеской магазина, прямиком попадаешь из московского Строгина в Западную Европу: разноцветные стеллажи, чистые, хорошо освещенные прилавки, современное оборудование и полное отсутствие очередей. Шеренга специальных столов, на которых установлены электронные кассовые аппараты (POS-терминалы), непривычно открыта - кассиры отделены от покупателей лишь небольшой клавиатурой и легкой металлической стойкой с дисплеем. При этом девушки сидят лицом к покупателю, а не к торговому залу, ведь так гораздо удобнее и быстрее сканировать штрих-коды на товарах и рассчитываться. Несколько ловких, уверенных движений - и вот уже все содержимое тележки перекочевало на стол, а кассир отсчитывает сдачу. И не надо искать ценник, налепленный на упаковку в самом неожиданном месте, не надо, напрягая глаза, пытаться разобрать едва видные цифры, не надо выбивать цену, считая многочисленные нули, - достаточно лишь провести товаром над столом, в который встроен сканер, и кассовый аппарат сработает сам, а рука уже подносит новый предмет из тележки.
Кассы, скомпонованные в тандем, позволяют
рационально использовать пространство торгового зала
По западным стандартам, на обслуживание одного покупателя кассир супермаркета должен затрачивать не более двух минут - одну на сканирование товара, а вторую - на денежные расчеты. Задумывая автоматизацию, сотрудники универсама “ДИАС” в Строгине и специалисты фирмы “Пилот”, занимающейся системной интеграцией в сфере розничной торговли, стремились именно к таким показателям. И они их достигли.
Вот уже более полугода магазин устойчиво работает, а система автоматизации стала не только привычной, но и - незаметно - необходимой, без нее уже трудно представить такие операции, как оприходование товаров, которых в день доставляется по 40 - 50 машин, инвентаризация ассортимента, насчитывающего до 5000 наименований, и обслуживание покупателей, которые теперь не толпятся у касс даже в часы пик, - самая большая очередь, скопившаяся здесь однажды, состояла из пяти человек...
Почему это возможно
Василий Иванов, начальник компьютерной службы сети универсамов “ДИАС”: Самое “узкое” место магазина - кассовый узел - мы постарались “расшить” всеми возможными способами. В первую очередь надо было позаботиться о высокой производительности кассовых аппаратов, и здесь контрольно-кассовые машины Fujitsu-ICL TeamPOS 5000 представлялись нам оптимальным решением. Во-первых, они компонуются в тандем, позволяя рационально использовать пространство, не загромождая его. (Тандем - расположение кассовых прилавков парами, но не в ширину, как обычно, а в длину, друг за другом. Таким образом экономится место, причем покупатели проходят к кассам с обеих сторон тандема. - Т. Б.)
Во-вторых, их эргономика хорошо продумана, и кассиру легко работать: например, ему не приходится постоянно поворачиваться к покупателю - он сидит лицом к проходу, перед ним сканер, клавиатура, небольшой дисплей и, разумеется, покупатель с товаром. На клавиатуре - минимум кнопок, и нужны они лишь для расчета, регистрация товара осуществляется с помощью встроенного в стол сканера, считывающего штрих-код (ШК). Работать с ним очень удобно, его не надо брать в руки, подносить к товару, достаточно провести над ним этикеткой с ШК, причем положение этикетки по отношению к плоскости сканера значения не имеет - многоплоскостной сканер Fujitsu-ICL Orion 9500 надежно считывает ШК даже под очень острым углом.
Кроме того, выбранная конфигурация POS-терминала представляет собой так называемый “дисперсный вариант”: все компоненты кассы (клавиатура, системный блок, монитор, чековый принтер, дисплей покупателя, кассовый ящик, считыватель магнитных карт и пр.) разносные, их можно расставить в любом порядке, как на кассовом столе, так и под ним. Возможна комплектация рабочего места дополнительными устройствами (так, Fujitsu-ICL предлагает широкий выбор клавиатур, дисплеев и т. п.). Да и сама клавиатура устроена по типу конструктора: в нее можно “набрать” лишь нужные кнопки и функции и отсечь все лишнее, отвлекающее внимание.
Всего в универсаме “ДИАС” работает 10 интеллектуальных контрольно-кассовых машин Fujitsu-ICL TeamPOS. Из них 8 терминалов TeamPOS 5000 в дисперсном варианте установлены тандемами в основном торговом зале. Еще два терминала, TeamPOS 4000, установлены в кондитерском отделе и отделе аудио- и видеопродукции. Они скомпонованы единым блоком: принтер и прочие составляющие встроены в корпус.
Андрей Хаустов, менеджер по маркетингу корпорации “Пилот”: Пожалуй, единственной технической проблемой, с которой мы столкнулись, работая над этим проектом, была невозможность использовать загружаемые кириллические шрифты в дисплее покупателя POS-терминалов. Мы решили эту проблему, осуществив русификацию.
Обучение кассиров универсама “ДИАС” прошло без проблем: после недельного курса они еще с неделю учились быстро сканировать и в результате достигли скорости 50 сканирований в минуту.
Программное обеспечение
Локальная сеть универсама “ДИАС” объединяет около десятка компьютеров, сервер и разнообразную периферию - принтеры, кассы, сканеры, электронные весы, терминалы сбора данных. Все это работает со специальным ПО.
Андрей Хаустов: Наш стратегический партнер, фирма “Софт-Вест”, поставляет торгово-складскую систему “Домино”, а мы - ПО для кассовых аппаратов и мобильных терминалов. Прежде наши компании занимались и тем и другим, но два года назад решили разделить “сферы влияния”: мы стали заниматься кассовым ПО и программами для терминалов сбора данных, а они - системами для торговли; эти пакеты дополняют друг друга и часто работают в наших проектах вместе.
В отличие от большинства пакетов автоматизации торговли система “Домино” изначально создавалась как торгово-складская (и лишь недавно обрела собственные возможности бухгалтерского учета); другие системы, как правило, наоборот, начинались с бухгалтерского учета и затем надстраивались функциями для торговли. Какая между ними разница? Системы “торгово-складского происхождения” лучше приспособлены к специфике именно этой деятельности (а не к бухгалтерскому учету), которая - теперь это не редкость - требует обработки большого количества информации и достаточно высокого быстродействия оборудования. Торговые пакеты “бухгалтерского происхождения”, по времени возникновения более ранние, имеют старые структуры баз данных, основанные на dbf-формате и не приспособленные к быстрой обработке большого объема информации (неэффективная архитектура базы данных приводит к тому, что уже после полугода работы такой системы накапливается столько информации, что только на индексацию файлов при формировании отчета уходит 30 - 40 минут!). Что же касается “Домино” и нашего кассового ПО, то они используют формат Btrieve, позволяющий им работать на порядок быстрее.
Лицом к покупателю удобнее и быстрее
сканировать штрих-коды и производить расчеты
Хотелось бы отметить и ПО для терминалов сбора данных Omnilink - это наша новая разработка, в которой мы стремились достичь максимально высокого показателя “простота в обращении/сложность решаемых задач”. Это не стационарное приложение, а некий генератор, основанный на механизме OLE с настройкой под Excel, в котором можно без традиционного программирования, простым описанием полей и их свойств создавать довольно сложные приложения для терминалов Denso и Psion WorkAbout. Сейчас мы занимаемся установкой Omnilink на терминалы Fujitsu-ICL. С его помощью можно реализовать любые приложения, связанные со сбором данных (и по ШК, и с клавиатуры): для приемки и отгрузки товара, для инвентаризации, комплектования заказов (в том числе в торговле по образцам) и пр. Специально для терминала WorkAbout было написано приложение для генерации экранных форм. Подкачивая информацию из справочника, можно проводить инвентаризацию, осуществлять контроль за ценами в торговом зале, использовать терминал на приемке товаров.
Василий Иванов: Приверженцем пакета “Домино” я являюсь давно. Мне нравится и продуманность его построения, и простота работы с ним. Поэтому при разработке проекта передо мной не стоял вопрос выбора торгово-складской системы - ею безусловно должно было стать “Домино”. Пакет для бухучета выбирал главный бухгалтер. Его приобрели у фирмы “Интеллект-Сервис” (БЭСТ-4) и состыковали с “Домино”: сформированные в последнем бухгалтерские проводки передаются по сети и импортируются в бухгалтерский пакет.
Для обслуживания электронных весов, которые также подсоединены к сети, мы сами разработали небольшую программу, позволяющую автоматически разносить товарные позиции, добавляя их в базы данных весов. Теперь при внесении в систему информации о поступивших товарах можно одной командой разослать ее “на места” - в память соответствующих весов. Прежде это приходилось делать вручную с каждым весовым аппаратом и на ввод 10 - 15 наименований в разных отделах уходило не менее получаса. В условиях, когда ежедневно принимается несколько десятков машин с товаром, это дает значительную экономию времени.
На чем еще можно сберечь время и деньги
Например, на инвентаризации. Если прежде она проводилась вручную, занимала много времени (помните пресловутое “Закрыто на учет”?), то теперь магазины просто не могут себе такое позволить. Ручные терминалы сбора данных марки Psion WorkAbout WAND позволяют существенно ускорить и приемку товара, и инвентаризацию. Последнюю можно проводить как единоразово, по всему ассортименту, так и в процессе работы - к примеру, по группам товаров (это принято и в универсаме “ДИАС” в Строгине).
Василий Иванов: Нет ничего сложного в том, чтобы каждый день перед открытием магазина потратить 30 - 40 минут на инвентаризацию одной или нескольких групп товаров. Ручным терминалом считывается ШК, идет подсчет товара, и информация вводится в систему. Затем формируются инвентаризационная опись и сличительная ведомость. Так за 20 - 30 дней можно постепенно провести инвентаризацию всей номенклатуры. Прежде на это уходило вдвое больше времени.
Мы планируем использовать ручные терминалы и в качестве так называемых price-checker’ов - для сверки ценников. При большом ассортименте это следует делать регулярно, так как этикетка может сдвинуться, упасть, да и цены меняются. Считывая ШК лежащего на полках товара, терминал высвечивает на дисплее его цену, которую легко сверить с ценником. Даже в большом магазине эта процедура займет не более одного-двух часов.
Андрей Хаустов: В зарубежных магазинах часто price-checker’ы устанавливаются в торговом зале рядом с контрольными весами, и каждый покупатель может подойти с товаром и проверить цену.
Для успеха проекта нужно иметь и грамотных специалистов - системных администраторов, поддерживающих работоспособность системы. Если мы реализуем проект “под ключ”, туда обычно входит и подготовка такого специалиста. В данном случае функции системного администратора с самого начала взял на себя Василий Иванов (кстати, тем самым для своей фирмы сэкономив около 10% от стоимости проекта). Положительным моментом считаю и то, что автоматизация предусматривалась еще на стадии разработки инвестиционного проекта данного торгового предприятия, что позволило правильно распределить время, средства и другие ресурсы.
Итак, универсам “ДИАС” в Строгине работает, его интерьер радует глаз, а качество обслуживания - душу покупателя. Руководство сети супермаркетов “ДИАС” рассчитывает на то, что новые технологии торговли, ее автоматизация позволят свести к минимуму издержки, увеличить оборот и как результат - поддерживать стабильные и невысокие цены.
Телефон фирмы “Пилот”: (095) 210-8500, Web-адрес: www.pilot.msk.ru.
Универсам “ДИАС”
- Входит в недавно образованную сеть супермаркетов “ДИАС”.
- Дата открытия - 18 марта 1998 г.
- Расположен в Строгине, на ул. Исаковского, д. 33/1.
- Площадь торгового зала - 1000 кв. м, склада - около 500 кв. м.
- Персонал - 50 человек.
- Ассортимент товаров - до 5000 наименований.
- Помимо основного торгового зала имеется кондитерский отдел и отдел аудио- и видеопродукции, планируется открытие секции спорттоваров.
Программно-аппаратный комплекс универсама “ДИАС”
Оборудование и материалы | Поставщики | Примерная стоимость, долл. |
Основное торговое оборудование:POS-терминалы, электронные весы, сканеры и принтеры штрих-кодов | “Пилот” | 87 000 |
Компьютерная техника: сервер, ПК, лазерные принтеры, ИБП | “Техмаркет”, “Лампорт” | 20 000 |
Программное обеспечение: для ручных терминалов сбора данных (Omnilink) для POS-терминалов (ПРОФИ-Т) для бухгалтерии (БЭСТ-4) для автоматизации торговли (“Домино” | “Пилот”“Пилот”“Интеллект-Сервис”“Софт-Вест” | 11 000 |
Расходные материалы: картриджи, кассовые ленты, этикетки и пр. | “Пилот”, “Комус”, “Лампорт” и др. | 2500 |
Сетевое оборудование: шкаф, сетевые платы, кабели, короба, розетки и пр. | “Тауэр-сети” | 6700 |
Система защиты от хищений (для отдела аудио- и видеопродукции) | “Пилот” | 7800 |